Князя Всеслава Брячиславича можно назвать одним из самых загадочных правителей. Менее года ему принадлежал киевский престол, зато в Полоцке он властвовал более полувека. История этого человека и сейчас будоражит умы исследователей. Что в ней особенного и почему же Всеслава называют Вещим или Чародеем?
Отмеченный знаком
Поразительно, но уже само начало жизни будущего князя окутано тайнами. Известно, что сын князя Брячислава родился с «язвеном», причём при рождении появиться на свет княжичу помогали волхвы.
В «Повести временных лет» автор отмечает, что матери (а её имя в истории не сохранилось) посоветовали сохранить «язвено», что находилось на голове ребёнка – оно отныне будет его оберегом.
Что значит это загадочное слово? Тут нет определённого мнения. Одни историки полагают, что это могло быть родимое пятно, другие – что на головке новорождённого были остатки плаценты, которые, согласно обычаям того времени, сохраняли и использовали как амулет, оберегающий от всякой напасти. Кстати, современники Всеслава считали, что подобная «метка» могла быть приметой колдуна, а потому не преминули «окрестить» князя оборотнем или чародеем.
Княжение в Полоцке
В 1044 году, после смерти отца, Всеслав наследует полоцкий престол. Молодой князь начинает активно действовать, продвигаясь к Западной Двине. Вместе с этим Всеслав покоряет местные народы – ливов, земгалов и куршей. Всеслав не останавливается, и уже через несколько лет под его властью оказываются земли прибалтийских народов латгалов и селов, на территории которых строятся крупные города-крепости. В «Повести временных лет» указывается, что в период правления Всеслава Полоцк разрастается, а власть князя уходит далеко на северо-запад.
Одни эти факты показывают, что князь был уверенным и сильным человеком. Именно поэтому он ставит перед собой главную задачу – получить Киев. Это была не просто жажда власти, Всеслав считал себя наследником Владимира Великого, а потому именно он мог законно унаследовать власть в Киевском княжестве. Вот только на такой «лакомый кусочек» в то время нацеливаются ещё три претендента – братья Ярославичи, которые организовывают негласный союз, то поддерживая, то воюя друг с другом. Правда, в начале своего правления в Полоцке между Всеславом и князьями были вполне дружеские отношения.
Раздоры и войны
Что же стало причиной раздора между князьями? На мой взгляд, воинственная и захватническая политика Всеслава. Вероятно, Ярославичи не только оберегали от набегов полоцкого князя собственные земли, но и видели в нём серьёзного противника. Всеслав действительно был хитрым и ловким правителем. Он заранее узнал о том, что Ярославичи собираются заручиться поддержкой Швеции, а потому с помощью доверенных лиц устраивает в этой стране языческие бунты (об этом в своих работах пишет историк Ян Паверский).
Несмотря на свою ловкость, Всеславу не удалось предугадать коварный замысел Ярославичей. Они хитростью заманивают племянника в город Оршу на переговоры, где хватают его и отправляют в темницу (поруб – без дверей и каких-либо выходов). Очень действенный способ избавиться от противника, не так ли? Однако подобное поведение князей, в частности Изяслава, что занимает киевский престол, вызывает возмущение народа.
Ситуация достигает критической точки, когда Изяслав с братьями терпит поражение на реке Альте. Трусливо сбежавшие князья, скрывающиеся в Киеве, становятся причиной народного бунта. А Всеслав, заметьте, хоть и в темнице, но по-прежнему пользуется авторитетом среди киевлян. Тогда восставший народ отправляется к порубу и освобождает заточённого князя.
Изяслав бежит к племяннику, что правит в Польше, а Всеслав Брячиславич провозглашается киевским князем. Вот только силы противников, усиленные польскими отрядами, оказываются сильнее нового князя. Всеслав вынужден был покинуть Киев и вернуться в Полоцк, уступив заветный город своим противникам. Как уточняют летописи, в Киеве Всеслав правил не более 7 месяцев, а потому ничего знаменательного совершить не успел.
Значило ли возвращение Всеслава спокойную жизнь для его народа? Увы, нет. Мстительный Изяслав изгоняет его из Полоцка, делая князьями своих сыновей. Вот только киевский князь вновь не учёл того факта, что народ Полоцка всегда был на стороне Всеслава. Именно это играет в пользу князя, который возвращается с дружиной и забирает свой город, где и продолжает успешно править.
Мистические знаки
Хочу заметить, что история Всеслава наполнена мистическими событиями, которые описывают летописи. Накануне противостояния с Ярославичами (которое тогда ничто не сулило), в 1063 году река Волхов внезапно изменила направление своего течения. Тогда мудрые волхвы отметили, что это знамение сулит беды для Новгорода, что находился неподалёку от реки. Именно этот город стал одной из арен столкновений Всеслава с Ярославичами. Даже современные учёные не могут опровергнуть факт такого поведения речных вод – это явление действительно имеет вполне научное объяснение.
Другим предвестником бед стала описная в летописях красная звезда, что долго горела в небе накануне захвата Новгорода Всеславом. Кстати, об этих событиях красочно описывает «Слово о полку Игореве», где о полоцком князе говорится как о колдуне, что может принимать облик волка. Конечно, это является вымыслом, но разве подобное художественное переосмысление не подчёркивает могущества Всеслава?
А вот последние годы жизни Всеслав, как полагают историки, провёл в монастыре. Почему Всеслав постригся в монахи: хотел ли он замолить прошлые грехи или просто хотел быть ближе к Богу? Это, как и многое из жизни князя, так и останется загадкой.
Людям свойственно преувеличивать то, что они не могут просто объяснить. Думаю, именно так было и с «оборотнем» Всеславом, который поражал современников своей ловкостью и удачливостью, что не подарили ему долгой власти в Киеве, но сохранили жизнь.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Ириночка, спасибо большое, даже и не знала о таком. Очень интересная статья. Со своей стороны хочу добавить. Добровольный уход правителя в отречение от мира раньше был нормой. Сам понял - ДОСТАТОЧНО, и ушел, оставив право решать более молодым и здравым. Это описано в Ведах.