18 марта 2018 года Владимир Путин поборется за четвертый президентский мандат. Насчет его тщательно подготовленного переизбрания практически не остается сомнений. Принятый в 2012 году закон не дает выставить свою кандидатуру Алексею Навальному, единственному оппозиционному лидеру, которому было бы по силам потягаться с Путиным. В результате мы станем свидетелями очередного триумфа видимости демократии, выборов без выбора. В любом случае переизбрание Владимира Путина не отменяет вопрос о том, как он сохранит свою политическую роль и режим после 2024 года. Произведет ли он очередной обмен креслами с премьером Дмитрием Медведевым, чтобы тем самым не пойти против Конституции, которая запрещает занимать больше двух президентских сроков подряд, однако не ограничивает их общее число для одного человека? Захочет ли он изменить Конституцию, чтобы выдать себе неограниченный срок у власти или сформировать парламентскую республику и руководить страной через партию? Неоднократные пробелы с мирным переходом власти указывают на отсутствие правового государства, без которого преемственность не может быть легитимной. Главный урок российской истории выглядит следующим образом: правовое государство представляет собой куда более сложный вопрос, чем те, что касаются демократии, конституционного строя или государственных институтов. Все его принципы (точность, отсутствие обратного действия, всеобщность) можно свести к следующей латинской максиме: nulla poena sine lege — нет наказания без закона. Так, отсутствие правового государства в России связано не с невежеством, а с нехваткой необходимых людей для его реализации: хорошо подготовленных чиновников, профессиональных юристов, независимых судей. В то же время правовое государство пустило глубокие корни в Западной Европе благодаря формированию класса чиновников, который оказывал нужное давление и отстаивал свой коллективный интерес. Путинский двор Владимир Путин сам изучал право и отстаивал правое государство в бытность заместителем мэра Санкт-Петербурга. Как бы то ни было, по приходу во власть он ничего не делает для его продвижения и лишь создает множество препятствий для его укрепления. В нынешней России любые проявления прогресса и современности существуют параллельно с реактивацией всего спектра архаических социальных практик. Президент Путин так грамотно ограничил полномочия Думы, что парламент превратился в исполнителя его воли, добровольно принимая все законы, даже если те имеют обратную силу, призваны принести выгоду узкому кругу его друзей или же оправдать самоуправство его подчиненных. Вместо укрепления администрации с помощью законов Путин полагается на свиту из своих самых верных друзей. Она изначально формировалась из его ленинградских приятелей, которые когда-то строили с ним загородные дома на берегу озера, а теперь стали миллиардерами. Их предприятия принесли в 2016 году общую прибыль в 40 миллиардов долларов (две трети этих средств поступили из федерального и региональных бюджетов, а также госпредприятий). Для управления текущими в их карманы потоками денег приятели Путина пользуются широкими сетями национальных и офшорных компаний, которые объединяют различные направления их финансовой деятельности и инвестиционные инструменты для размещения средств вдали от России. Большинство путинских придворных попали в санкционные списки ЕС и США, но их деньги еще совсем недавно с радостью принимали финансовые учреждения Лондона, Парижа, Цюриха и Нью-Йорка. Нескончаемые бюрократические войны Будущие выборы в России отражают извечный парадокс. Ослабление правового государства в конечном итоге ослабило Владимира Путина. По своей сути власть российского лидера слаба из-за своей неэффективности. Российская бюрократия бессильна и несостоятельна (несмотря на рост ее численности). Россия управляется не законами, а указами: порядка 1 000 каждый год против 32 в США. Президентская администрация с 2003 года занимается перестановками в правительстве, но не добилась на этом поприще особых успехов. Министерства постоянно объединяют и разделяют, бюрократическим войнам не видно конца, а в федеральном правительстве формируются новые системы управления. Несмотря на все это, вертикаль власти отличается неэффективностью и принимается за дело лишь по указанию президентской администрации. Владимиру Путину не удается ограничить расходы на инфраструктуру, что ведет к серьезному превышению бюджетов в относительно бедной стране. Если судить по рейтингу Всемирного банка, России так и не удалось продвинуться вперед в плане эффективного управления. Она находится в последней четверти стран в рейтинге правовых государств и сдала позиции в индексе борьбы с коррупцией. Президент Владимир Путин — необычный автократ, потому что он абсолютно легитимен. Как бы то ни было, эта легитимность касается лишь его одного и не может быть передана. Нынешняя Конституция не ограничивает его личную власть, но этого недостаточно для ее успешной передачи. В чем бы ни заключались причины отказа президента Путина от внесения поправок в Конституцию, он упустил эту возможность, а альтернативные варианты исчерпали себя. Если глава государства не создаст условия для формирования правового государства, он не сможет оставить власть
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.