Путин преподаст США и Израилю урок арабского. «Сюрпризы» только начинаются
Автор – Евгений Даманцев
Не перестают радовать своей масштабностью и военно-политической значимостью последние события, происходящие на переднеазиатском условном театре военных действий.
Ведь, по большому счёту, наблюдаемая сегодня на сирийском ТВД, а также в северо-восточной Африке оперативно-стратегическая картина стала плодом исключительных способностей представителей наших внешнеполитического и оборонного ведомств в плане перевода любых переговоров в выгодное Москве русло. Более того, в нашу пользу продолжает работать и общая геополитическая ситуация на Ближнем Востоке, где по вине израильской и американской сторон продолжает страдать сразу несколько арабских государств, расположенных в Передней Азии и северо-восточной Африке.
Одной из главных жертв антииранского «хитрого плана» Тель-Авива и Вашингтона стало суннитское государство на северо-востоке Африки — Судан, где под предлогом поддержки Хартумом движения ХАМАС (включая лицензионное производство первых модификаций ОТБР «Шихаб» мощностями производственного комплекса «Ярмук» для передачи данной организации) израильские ВВС (Хель Хаавир) провели ударную операцию против данного предприятия.
Также на протяжении более чем 30 лет действующий президент Омар аль-Башир и ВС Судана сталкиваются с проблемой серьёзной военной поддержки боевиков из проамериканских «Суданского освободительного движения», «Движения за справедливость и равенство», а также так называемых Дарфурских повстанцев со стороны Чада, Эритреи и стран Запада. Очевидно, что после строительства в Порт-Судане крупной военно-морской базы ВМФ России, защищённой несколькими рубежами эшелонированной ПРО, а также мотострелковыми подразделениями, желание нарушать воздушное пространство этой страны, наносить ракетные удары силами Военно-воздушных сил Израиля, а также чинить беспредел с привлечением повстанческих формирований желания уже не возникнет. Сама же база вместе с китайской ВМБ Джибути станет отличной зоной A2/AD для полного ограничения действий американских авианосных ударных группировок, пытающихся быстро проникнуть в Средиземноморье через акваторию Красного моря и Суэцкий канал.
Моменты, связанные с базой в Порт-Судане, мы частично рассмотрели в нашей предыдущей работе, сегодня же сфокусируемся на возврате в ближневосточный раунд «Большой игры» Египта, действия которого снова внушают вполне обоснованный страх особо «горячим головам» еврейского государства. Как стало известно сегодня, неофициальный визит делегации Минобороны РФ на борту Ил-62М в Каир, состоявшийся на прошедшей неделе, был связан не только с предупреждением Абдул-Фаттаха ас-Сиси о скором появлении нового военного объекта на побережье Красного моря в Судане, но и с более важным военно-политическим событием регионального значения. Речь идёт о достижении договорённости между Москвой и Каиром на использование авиабаз на территории Египта тактической авиацией Воздушно-космических сил России.
Проект соглашения, рассчитанный на 5-летний период, уже подписанный премьер-министром Дмитрием Медведевым 28 ноября, был опубликован Правительством России днём позже, и не сопровождался какими-либо комментариями со стороны высокопоставленных лиц оборонного ведомства Египта. Следовательно, всё уже заранее предопределено.
Известно, что ещё в середине 50-х гг. ХХ века, в ходе Суэцкого кризиса, когда Египет подвергся англо-франко-израильской агрессии, по требованию тогдашнего президента Гамаля Абделя Насера в страну был переброшен ограниченный по численности военный контингент ВС СССР, представленный преимущественно инструкторами по применению истребителей МиГ, фронтовых бомбардировщиков Ил-28 и танков Т-34, а также другими специалистами для обучения инженерных подразделений и т.д.
Позднее, начиная с октября 1967 года, после разгрома египетской армии силами ВС Израиля, Каир получил от Советского Союза ещё 60 истребителей-бомбардировщиков Су-7, сотню истребителей МиГ-21Ф-13, а также 50 двухдвигательных МиГ-19. В этом же году, по просьбе президента Насера и Правительства Египта, в стратегически важное ближневосточное государство было направлено сводное воинское формирование советских войск, которое на протяжении всей «Войны на истощение» (египетско-израильский конфликт малой интенсивности с 1967 по 1970 год) оказывало значительную инженерно-техническую поддержку египетской армии, что в итоге позволило египтянам более технично проявить себя в ходе «Войны судного дня» (1973 год), несмотря на итоговое поражение. После окончания «Войны судного дня» личный состав ВС СССР присутствовал в зоне конфликта лишь в рамках миротворческого контингента ООН на Ближнем Востоке (UNEF II).
Поэтому нынешняя договорённость об использовании египетских аэродромов тактическими истребителями ВКС России знаменует практически полноценное восстановление присутствия Москвы в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В частности, нахождение на египетских авиабазах высокоточных фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34 и многоцелевых истребителей Су-30СМ позволяет сформировать вплоть до середины Средиземного моря дальние противокорабельные и противовоздушные рубежи A2/AD, перекрывающие доступ кораблям Военно-морских сил США, Объединённых ВМС НАТО, а также противолодочной и тактической авиации стран Североатлантического альянса. Прикрываются дальние подступы не только к российским военным объектам на территории Египта, но к инфраструктуре ПМТО (пункта материально-технического обеспечения) Тартус, а также авиабазы Хмеймим. Контроль удалённых участков воздушно-космического пространства (в моменты роста напряжённости в регионе) над Средиземным морем будет осуществляться операторами самолётов ДРЛОиУ А-50У, эскортируемых звеньями Су-30СМ или Су-35С с АвБ Хмеймим. Воздушные радары А-50У будут действовать именно с сирийских аэродромов, поскольку самолёты РЛДН в документе об использовании инфраструктуры египетских авиабаз отсутствуют.
Во-вторых, регулярное присутствие в Египте тактической авиации российских ВКС (с возможностью базирования флотских противолодочных самолётов Ил-38Н) и иных вспомогательных средств оптико-электронной, радиоэлектронной и гидроакустической разведки, даст возможность пресечь попытки проникновения в Египетспецподразделений США и Великобритании («Морские котики», SAS и т.д.) посредством компактных высокоскоростных катеров «Циклон», надувных резиновых лодок CRRC, судов на воздушной подушке, либо подводных модулей-мини-субмарин SDV, действующих из унифицированных док-камер типа «Dry Deck Shelter», адаптированных для использования на модернизированных многоцелевых атомных подлодках класса «Los Angeles» и сверхмалошумных атомных субмаринах класса «Virginia». Именно эти средства могут быть использованы Военно-морскими силами США для попытки блокирования Суэцкого канала и военно-морской базы Порт-Судан в Красном море.
В-третьих, развёртывание дополнительных истребительных эскадрилий или даже авиаполков российских Воздушно-космических сил ещё и в Египте способно оказать отрезвляющий эффект на Израиль перед разработкой каких-либо масштабных силовых акций против Вооружённых сил Ливана или Сирии. Полностью подконтрольное российской боевой авиации нейтральное воздушное пространство, расположенное южнее Кипра, станет для командования Хель Хаавир мощнейшим сдерживающим фактором. Что же касается прямой пользы для обстановки в Северо-Восточной Африке от российского присутствия в Египте, то она, несомненно, будет на уровне пользы от базы в Порт-Судане.
Радиус поражения С-300
Это и уменьшение численности группировок исламистов на суданско-египетской границе, и меньшая вероятность возникновения конфликта на почве борьбы за водные ресурсы притоков Нила. Возвращение российского влияния на Ближний Восток в наблюдаемых сегодня масштабах (от Эритреи до Дамаска) окончательно сводит к нулю «ключевой эффект» от новых этапов старого американского плана под кодовым названием «Рожава», целью которого является разделение Передней Азии на массу недогосударств-группировок суннитского и шиитского происхождения (по «балканскому сценарию»).
Разделить регион они смогут, в то время как стратегические сектора контроля в районе важнейшего Суэцкого канала продолжат оставаться в руках у Москвы.
Тройной удар Владимира Путина
Автор – Бернар Люган
Одним из последствий вмешательства Москвы в Сирию является открытие российским ВМФ постоянного доступа к Средиземному морю. Успех данной политики, в которой потерпели фиаско и цари, и СССР, требует обеспечения точек опоры.
Заручившись поддержкой в Сирии, в ситуации, когда Египет все больше стремится сблизиться с Россией, Владимир Путин теперь смотрит в направлении Ливии и глубоководного порта в Тобруке в Киренаике. Поэтому он оказывает поддержку генералу Хафтару.
Однако президент России более прозорлив. Поддерживая Марокко в вопросе Западной Сахары, он уже готовится к выходу к Атлантическому океану. В ответ на такое продвижение брюссельским «кастратам» и «типам» с набережной Орсе будет нечего сказать. Что же до Алжира, то он парализован и выброшен из игры из-за поддержки Полисарио.
От Крыма до Марокко эта российская политика, которая перетасовывает карты средиземноморской геополитики, была проведена в семь шагов менее чем за три года.
Этап 1: присоединение Крыма к России
В феврале 2014 года, вернув России Крым, Владимир Путин установил основы новой средиземноморской политики своей страны. Из-за своей исторической безграмотности и идеологических и аналитических заблуждений европейцы не поняли масштаба и значения этого события. Возвращение Крыма в состав России, превращение Севастополя в неприступную крепость на самом деле было лишь подготовкой к средиземноморскому плану.
Этап 2: спасти Сирию
Обеспечив тылы в Крыму, Россия приступает ко второй фазе своего плана, то есть к укреплению военных баз в Тартусе и в Латакии, что выдается за спасение режима Дамаска. Эта цель была достигнута в октябре 2015 года.
Этап 3: реальная политика с Турцией
Ошибка турецких пилотов, сбивших 27 ноября 2015 года российский самолет, позволила Владимиру Путину настолько запугать президента Эрдогана, что он понял, что лучше достигнуть взаимопонимания со своим влиятельным соседом, чем его провоцировать. Их американские союзники по НАТО поддерживали курдских сепаратистов и укрывали их смертельного врага, оппозиционера Гюлена.
Результатом этих перемен в альянсах стало возобновление сотрудничества Москвы и Анкары, гарантирующее свободную навигацию российских военных кораблей в проливах. Это окончательно ослабляет позиции НАТО.
Этап 4: Египет отворачивается от альянсов
Необходимое расширение периметра российской обороны затрагивает Египет через удивительное сближения генерала ас-Сиси и президента Асада, начавшееся фактически в октябре 2016 года.
Это еще один значительный успех российской дипломатии и переворот в геополитике, результат которого европейские наблюдатели не смогли оценить в должной мере. Египет, экономически зависимый от Саудовской Аравии, кровного врага Сирии, находящейся в союзе с Москвой и Тегераном, осмелился выступить против своего покровителя по двум ключевым вопросам.
Несмотря на то, что Саудовская Аравия находится в состоянии тотальной войны с президентом Асадом, в Совбезе ООН Египет поддержал Россию по сирийскому вопросу, вслед за чем последовала горькая ремарка посла Саудовской Аравии в ООН: «Печально, что позиция Сенегала и Малайзии более близка арабским странам, чем позиция представителя арабского мира в Совете Безопасности».
Египет занял эту независимую позицию после отказа отправить свои войска для сопротивления проиранским хуситам в Йемене вместе с войсками Саудовской Аравии.
Могут ли эти перемены в египетской дипломатии нарушить нормализацию отношений между Египтом и Ираном? Мы сможем судить об этом в ближайшие месяцы. Как бы то ни было, поскольку Москва в то же время пытается сблизить позиции Анкары и Тегерана, равновесие в регионе может вскоре вновь претерпеть изменения.
Оскорбленная Саудовская Аравия отреагировала на шаг Египта прекращением поставок в страну нефти в рамках безвозмездных сделок или по льготным тарифам, а также поддержав проект Эфиопии по строительству «Дамбы возрождения». Египет расценивает это как провокацию, так как это строительство повлечет за собой снижение уровня воды в Ниле. Каир заявил, что это решение Саудовской Аравии является «опасным политическим демаршем, который может навредить интересам 92 миллионов египтян».
Наконец, весьма очевидным знаком возвращения Москвы в Египет в октябре 2016 года стало участие российских десантников в общих военных маневрах с египетской армией в западной пустыне, отделяющей Египет от Киренаики. То есть недалеко от региона, контролируемого генералом Хафтаром…
Этап 5: поддержка генерала Хафтара в Ливии
Столкнувшись с хаосом в Ливии, упорно не желая признавать реальность и успокаивая себя демократической парадигмой, ООН и ЕС создали видимость восстановления Ливии вокруг фантомного правительства «национального единства», получающего поддержку исламистских объединений и салафитов Триполитании.
На фоне этой примитивной политики Россия разработала реалистичный план, опирающийся на достоверные данные от военных и повстанческих сил.
Разработка этого плана завершилась поездкой генерала Хафтара в Москву 27-28 ноября 2016 года, когда президент Путин официально признал, что Россия предоставляет свою поддержку человеку, с которым дипломаты ЕС отказываются разговаривать напрямую, отрицая с редкостным идеологическим упорством объективно существующую реальность…
Генерал Хафтар прекрасно знаком с Киренаикой и Тобруком, единственным глубоководным портом между Александрией и Мерс-эль-Кебиром. Он располагает единственной армией в стране. Он контролирует 85% запасов нефти Ливии, 70% запасов газа, пять из шести нефтехранилищ и четыре из пяти нефтеперерабатывающих заводов. Весь нефтяной пирог, из которого 60% ливийской нефти идет на экспорт, находится в его распоряжении.
Помимо этого он пользуется поддержкой племенного сообщества Киренаики и племен, поддерживавших Каддафи в Триполитании.
При наличии поддержки со стороны России перед Хафтаром открывается три возможности.
1) Он может попытаться завоевать всю Ливию и уничтожить многочисленные гангстерско-исламистские образования, разрушающие страну. Такая политика может осуществиться только при условии сохранения Мисуратой нейтралитета. Поскольку этот город-государство согласует свои шаги с Турцией, то мы сможем увидеть, не ослабеют ли реально-политические соглашения, заключенные между Москвой и Анкарой, в Ливии.
2) Он может создать неприступное пространство в одной Киренаике, что предвосхитило бы фактическое разделение Триполитании и Киренаики. Эта возможность откроет перед захватившими Триполитанию исламистами все шансы, которые только можно себе представить.
3) Он может создать национальное правительство, в котором станет авторитарным лидером. Эта возможность будет доступна лишь тогда, когда генерал уничтожит все вооруженные группировки, что приводит нас снова к возможности №1.
Этап 6: Алжир или Марокко?
Поскольку вся морская политика требует точек опоры, российские стратеги разработали алжирский вариант с базой в Мерс-эль-Кебире. Тем более, что у Москвы — давно сложившиеся с Алжиром военные отношения, и арсенал алжирской армии во многом состоит из российского оружия.
Однако эта возможность была отброшена по двум причинам. Первая заключается в том, что в 2013 году Алжир категорически отказался предоставлять российскому флоту возможность передвижения и проведения операций. Вторая является результатом аналитической работы геостратегов. Средиземное море, как и Черное, является закрытым. Чтобы попасть из Черного моря в Средиземное, неизбежно необходимо пройти по турецким проливам. Кроме того, чтобы выйти из Средиземного моря, чтобы попасть в Атлантический океан, или войти в него, необходимо обеспечить свободный доступ через морской коридор, расположенный между Гибралтаром и мысом Спартель («Старый друг, лучше новых двух» Автор ошибается по поводу Алжира. Прим. РуАН).
Таким образом, Марокко является идеальным партнером, так как под его контролем находится южный берег Гибралтара. Кроме того, наряду с Западной Сахарой страна располагает огромным атлантическим берегом, простирающимся от Танжера на севере до границы с Мавританией на юге.
Этап 7: поддержка Марокко
Для Марокко вопрос Западной Сахары не подлежит обсуждению. 15 марта 2016 года во время официального визита короля Мохаммеда VI в Россию Кремль подтверждал, что он «учитывает позицию Марокко в вопросе Западной Сахары».
При помощи этого заявления Россия подвела черту под более чем полувековыми отношениями с Алжиром, покровительствующим Полисарио, движению за независимость Сахары. Она также выступала против генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который отважился назвать марокканское присутствие в провинциях Сахары «оккупацией».
Это заявление России значительно усиливает позиции Рабата, ослабляя позиции Полисарио и Алжира, и открывает марокканские «возможности» перед российским флотом…
Встреча Путина и Башара Асада в Сочи 20.11.2017
«Ключ к Африке»: о чем говорили в Сочи президенты России и Судана
Путин и ас-Сиси обсудили, как бороться с терроризмом
Главнокомандующий ливийской армии: Слова России не расходятся с делом