Имя Блеза Паскаля памятно каждому со школьных лет. На уроках физики все заучивали закон Паскаля: давление на жидкость или газ передаётся в любую точку без изменений во всех направлениях. Заучивали, не особо задумываясь, кто такой этот Паскаль. А он, великий математик, физик и механик, стал ещё и выдающимся религиозным деятелем. Вот этот последний поворот его судьбы, казалось бы, мало что предвещало… Но начнём не с Паскаля, а с фантаста Герберта Уэллса и алхимика Агриппы Неттесгеймского. Почему с них, вскоре станет ясно.
Ученик чародея
Рассказ Уэллса «История покойного мистера Элвешема» впервые был опубликован в 1897 году. С необычайной достоверностью и высочайшей психологической убедительностью в нём описываются события странные и страшные. Это повествование о двух людях, старике по имени Элвешем и молодом человеке, которого зовут Иден. Они не знакомы, но Элвешем находит Идена и внезапно предлагает тому в наследство всё своё громадное состояние. Опутав Идена ложью и посулами, Элвешем убеждает его выпить какое-то снадобье. Иден просыпается в роскошном доме… В теле дряхлого старика, которому жить остаётся считанные дни. А его молодым телом завладевает Элвешем. Так, меняя тела, личность Элвешема может продлевать существование практически вечно… К Уэллсу мы ещё вернемся, а сейчас перенесёмся в намного более отдалённые времена.
Мы в сумрачной лаборатории алхимика XVI века Генриха Корнелия Агриппы Неттесгеймского. Родился он в Священной Римской империи, в Кёльне, в 1486 году и стал не только алхимиком, но и врачом, оккультистом, астрологом и философом. Его называли чернокнижником, колдуном и магом, не раз обвиняли в ереси и бросали в тюрьму. Ходили слухи, будто книги Агриппы по демонологии обладали разумом и намеренно доводили до смерти последующих владельцев. Перу великого Гёте принадлежит баллада «Ученик чародея». В ней ученик Агриппы проникает в лабораторию в отсутствие наставника. Он вызывает демона с помощью колдовской книги и погибает, не совладав с ним. Возвращается Агриппа и видит, что дело плохо. Задушенный демоном юноша в его доме! Обвинения в убийстве не миновать. Но Агриппа, в отличие от неопытного ученика, умеет управлять потусторонними силами. Он приказывает демону войти в тело юноши и отправиться на городскую площадь. Там демон покидает телесную оболочку, тут же рухнувшую наземь бездыханной. Многие видят эту внезапную смерть, и обвинение не грозит Агриппе.
Постараемся восстановить вероятный ход событий. Во-первых, неизвестно, участвовал ли в них демон. Агриппа не слишком жаловал чёрную магию, полагая, что она изрядно дискредитирована шарлатанами и недобросовестными адептами. Ей он противопоставлял магию «натуральную», основанную на постижении материального мира. Тем не менее его главный труд называется «Оккультная философия» (1510). Агриппа шёл к плодотворной идее сплава, слияния магии с тем, что мы сегодня назвали бы «научным подходом». Не исключено, что ученик Агриппы не книги колдовские листал, а запустил какую-то из машин алхимика, где тот создавал прасущность некоего сознания. Вырвавшись на свободу в облике «демона», эта прасущность и погубила ученика. Далее Агриппа поступил так, как у Гёте, с той разницей, что «демон» не исчез бесследно. Собственно, Агриппе и не требовалась имитация «скоропостижной смерти», ученик жив и этого довольно. Свидетельства же о такой смерти, на которых основывался Гёте, скорее всего легенда.
Учёному явился глашатай откровения
Теперь к нашему главному герою. Блез Паскаль, родившийся в 1623 году во французском городе Клермон-Ферран, не походил на угрюмого отшельника. Охотно бывал в обществе, вёл светскую жизнь. В 1652 году во дворце герцогини д’Эгийон показывал изобретённую им арифметическую машину и ставил физические опыты. Подобно многим честолюбцам, он стремился к славе и блеску. Будущее выглядело безоблачным; в письме Парижской академии (1654) Паскаль сообщал, что готовит фундаментальный труд «Математика случая».
И вдруг… Происходит событие, изменившее всю его жизнь. Мы знаем точно, когда это произошло, из документа, составленного им самим, известного теперь как «Мемориал Паскаля». «Год Благодати 1654, понедельник 23 ноября… От десяти с половиною часов вечера до половины первого ночи… ОГОНЬ. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и учёных. Уверенность, Чувство, Радость, Мир. Бог Иисуса Христа».
«Мемориал» был обнаружен лишь после смерти Паскаля, в 1662 году. Документ невелик, остальные несколько строк лишь дополняют и эмоционально усиливают сказанное в начале. Но о чём это? За минувшие столетия недостатка в догадках не было. Неисправимые материалисты видели здесь запись бредовой галлюцинации, в которой Паскалю явился некто, воспринятый им как «глашатай Откровения». Но такое предположение сразу разбивается о ясные факты. Если учёный страдал душевным расстройством, почему это ни в малейшей степени не было замечено окружающими? И почему в периоды просветлений Паскаль не осознавал, что стал жертвой иллюзии, а бережно хранил «Мемориал» и действовал в соответствии с ним? Даже сам стиль документа не похож на излияния безумца. Со скрупулезной систематичностью учёного Паскаль отмечает дату и время, не ставя под сомнение само событие.
А действовал он вот как. Удалившись от искушений и соблазнов шумного света в монастырь Пор-Рояль, в «Письмах к провинциалу» подверг уничтожающей критике орден иезуитов, мощнейшую и влиятельнейшую католическую организацию, имевшую неограниченные привилегии от самого Папы Римского. Главной задачей ордена ставилось расширение папской власти, распространение католичества любыми методами и во всём мире. По мнению публициста уже XIX века, «иезуит не столько совершает сам, сколько внушает преступления, делает их нравственно возможными для людской совести». Тут недостаточно было одних голословных нападок. Требовалась вся сила могучего убеждения всемирно признанного учёного; нужен был Паскаль. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».
Итак, событие, приведшее к возникновению «Мемориала», привело Паскаля и к атаке на иезуитов. Неизвестно, насколько это повлияло на общий ход истории, но что повлияло, сомневаться трудно. Как и в том, что таинственный посетитель Паскаля, кем бы он ни был, добивался именно этой цели.
Как изменить ход истории
В 1952 году английский историк Ричард Кингсли обнаружил анонимную рукопись в архиве музея города Дорридж. Мы будем называть анонима мистером Д. (от «демон»). Наверное, внимательный читатель уже догадался о содержании рукописи. Верно, там повествовалось обо всём, о чём вы только что прочли, как и о многом другом, но в крайне странном и необычном освещении. Автор утверждал, что не только принимал участие во всех этих событиях, но и явился их первопричиной. Он был той самой прасущностью, извлечённой Агриппой из небытия. Он был Элвешемом Герберта Уэллса, он владел «снадобьем вечности», позволявшим ему менять телесные оболочки с той же лёгкостью, с какой можно сменить автомобиль. Поначалу рукопись едва ли завладела воображением Кингсли, принявшего её за фантастику, да ещё не вполне оригинальную, на плечах Уэллса. Но историческая эрудиция автора просто потрясала. Учёный был ещё очень далёк от того, чтобы поверить в немыслимое, но лёд таял. Подтверждение было получено в 1982 году. Тогда Кингсли прочёл о недавно сделанных находках во Франции. Речь шла о письмах наполеоновского маршала Эдуара Мортье. В одном из этих писем маршал подробно описывал секретное совещание у Наполеона, где присутствовали, кроме императора и самого Мортье, только четверо. Одним из этих четверых был некто Франсуа Рамбо… О чём там говорилось, даже о самом совещании, историкам до 1982 года известно не было. Но это имя, Франсуа Рамбо, называлось в рукописи как одна из ипостасей автора! И ход совещания там излагался в таких деталях, какие мог знать лишь его участник…
А таинственным гостем Блеза Паскаля он был как иезуит Этьен Боннэт. Но не просто какой-то иезуит, а… накануне скончавшийся. Именно это воскрешение из мёртвых так потрясло Паскаля. Перед ним был воочию раскаявшийся иезуит, ступивший на путь Истины, именем этой Истины чудесно воскрешённый! Чтобы объяснить, зачем самому мистеру Д. это понадобилось, обратимся к Айзеку Азимову. В его романе «Конец Вечности» для изменения хода истории применяется «минимально необходимое воздействие» (МНВ), порой совсем незначительное, наподобие бабочки Брэдбери. Борьба Паскаля с иезуитами и явилась таким МНВ для мистера Д. Он направил ход истории в угодное ему русло. Не напрасно известный американский астрофизик Ф. Дж. Дайсон считал, что «разум и сознание могут обладать в устройстве Вселенной таким же статусом, как вещество и энергия».
«Я вас предупреждал!»
Герберт Уэллс умер в 1946 году. Всего несколькими годами раньше он писал, что хотел бы, чтобы на его надгробии была выбита такая эпитафия: «I told you so. You damned fools» («Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки»). О чём предупреждал? О многом, в том числе и о мистере Д. Сам Уэллс рассказывал, что в 1939 году написал вторую версию «Элвешема». В ней он отказался от формы фантастического произведения, принятой в первой версии, и поведал о своей реальной встрече с мистером Д. в Кенсингтоне в 1887 году. Этот господин, по словам Уэллса, подсказал ему идею «Машины Времени», а также привёл ряд исторических подробностей, ставших известными лишь позднее (нечто подобное произошло и с Кингсли). О себе мистер Д. не скрывал ничего. Возможно, ему доставляло острое удовольствие беседовать таким образом с молодым человеком, возлагая на того тяжкую моральную ношу.
Второй вариант «Элвешема» не был опубликован. По неясной причине Уэллс уничтожил рукопись. Но если вы нежданно-негаданно узнаете о крупном наследстве доселе неведомого вам «заграничного дядюшки»… И если этот «дядюшка» вскоре прибудет сам и предложит отметить его приезд рюмочкой «райского ликёра»… Что ж, решать, конечно, вам. Но вспомните тогда о прочитанном.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.