Король Саудовской Аравии ищет «более тёплых» отношений с Москвой несмотря на то, что Россия считается «давним противником» монархии. Об этом пишут в «The New York Times» Иван Нечепуренко и Бен Хаббард (Ivan Nechepurenko and Ben Hubbard). «Под сверкающими люстрами Кремля» прошла встреча президента России и короля Салмана. Это сигнал о сближении «двух давних соперников».
Визит короля Салмана означает, что впервые саудовский монарх намеревается укрепить связи между двумя крупнейшими в мире производителями нефти, которые прежде координировали усилия по стабилизации цен на нефть, подъёму своих экономик и прекращению войны в Сирии. Этот визит подчёркивает усилия короля Салмана, занявшего трон в 2015 году, по отказу «от исторической зависимости» своей страны от Соединённых Штатов. Король намерен «диверсифицировать свои международные партнёрства», считают аналитики.
Королевский визит, кроме того, «устанавливает» факт растущего влияния России на Ближнем Востоке и «молчаливо признаёт» прочную власть президента Башара аль-Асада в Сирии, против которого Саудовская Аравия выступала ранее. «Мы не можем игнорировать то, что Россия стала ключевым игроком на Ближнем Востоке, особенно из-за доктрины Обамы, которая показала, что роль США в регионе уменьшается», — говорит эксперт Фейсал Дж. Аббас.
Повторное «уточнение» в сфере внешних отношений королевства происходит на фоне реформ внутри Саудовской Аравии: в стране может измениться социально-консервативное общество. 81-летний король Салман, к примеру, объявил на днях, что власти снимут запрет на вождение автомобилей женщинами. Ожидаются и другие изменения: к примеру, отмена запретов на кинотеатры. На протяжении более полувека, напоминают авторы статьи, Саудовская Аравия рассматривала Соединённые Штаты как важнейшего союзника и тесно сотрудничала с разными администрациями США по экономическим, политическим вопросам и вопросам безопасности на Ближнем Востоке. В течение большей части этого времени Саудовская Аравия оставалась враждебной Советскому Союзу, считая ислам «противоядием от коммунизма» и способствуя широкомасштабной кампании «холодной войны». В 1980-х гг. монархия сотрудничала с Центральным разведывательным управлением США и Пакистаном, борясь с «советским вторжением» в Афганистан. Салман, тогда молодой принц, возглавлял комитет, который собирал деньги у богатых саудовцев на поддержку афганских моджахедов, ведущих войну с Советами.
А совсем недавно та же Саудовская Аравия поддерживала «антикремлёвских мятежников» в Чечне. Королевство поддерживало связи с преимущественно мусульманскими регионами России, включая Чечню, где, однако, мятеж «был жестоко подавлен Путиным и его местным союзником Рамзаном Кадыровым».
Символическое значение визита короля Саудовской Аравии велико. Недаром визит состоялся всего через несколько месяцев после того, как президент Трамп побывал в Эр-Рияде. В последние годы Саудовская Аравия и Россия имели разногласия по Сирии: королевство вступило в партнёрство с Соединенными Штатами и другими государствами с целью поддержать оппозицию, стремящуюся свергнуть г-на Асада. Россия же, давний союзник Асада, в 2015 направила году свои силы в Сирию и изменила ход войны. Теперь будущее Асада, как представляется, в безопасности.
Саудовцы отказались от идеи смены режима в Дамаске. Их позиция по отношению к России изменилась. Аналитики уверяют, что Россия, скорее всего, будет добиваться поддержки Саудовской Аравией своих усилий по созданию «зон деэскалации». Саудовская же Аравия, скорее всего, будет искать русской помощи в противодействии Ирану. Но те же аналитики сомневаются, что Россия примет саудовскую сторону и как-либо выступит против Ирана: ведь Москва и Тегеран воюют на одном поле боя, поддерживая армию Асада.
«Определённо, операция России в Сирии поставила Москву на передний план ближневосточной политики», — полагает Григорий Косач, эксперт Совета по международным делам России. И сегодня Саудовской Аравии необходимо строить отношения с Россией. Два государства сближаются и через нефтяные интересы.
После резкого падения цен на нефть в 2014 году обе страны столкнулись с опасностями: дефицит бюджета и необходимость диверсификации экспорта. Являясь двумя крупнейшими производителями нефти, Россия и Саудовская Аравия были основными сторонниками соглашения о замораживании добычи нефти, которое остановило бы падение цен. «Эта сделка открыла новую страницу в российско-саудовских отношениях», — отмечает Марианна Беленькая, аналитик, специалист по Ближнего Востоку, в комментарии для Московского центра Карнеги.
Ф. Максад, заместитель исполнительного директора Фонда Аравии в Вашингтоне, уверен, что Путин получил «большую возможность оказывать влияние» и теперь он даже может «разрушить» отношения США с Саудовской Аравией.
С другой стороны, критики отмечают, что былые усилия по сближению двух государств провалились. К тому же размеры экономики России намного меньше, чем экономики Соединённых Штатов. Вдобавок по России бьют санкции США и Европы. Наконец, десятилетия военного сотрудничества затруднят для саудовцев «отделение» от американского союзника, и поэтому «они не намерены этого делать». Более того, улучшение отношений между Россией и Саудовской Аравией не должно противоречить американским интересам, говорит Теодор Карасик (Theodore Karasik), старший советник консалтинговой компании «Gulf State Analytics».
Москва создаёт «невероятные альянсы», пишет в «El Mundo» Хавьер Колас. По его мнению, Кремль верит в «невероятные» союзы. Король Салман стал первым монархом Саудовской Аравии, посетившим Россию, отмечается в материале.
Автор весьма удивлён таким сближением, ибо русский президент и саудовский король «соперничают почти во всём». Тут и нефтяной бизнес, и поддержка противоборствующих сторон в сирийской войне, и альянс каждого с врагом другого: Россия крепит отношения с Ираном, а саудовцы — союзники США.
Времена меняются! США отходят от роли ведущего игрока на Ближнем Востоке. На таком фоне геронтократический Эр-Рияд обеспечивает себе «спокойное будущее», в том числе на энергетическом рынке.
Именно потому на встрече Путина и монарха речь шла в первую очередь о нефти и урегулировании конфликтов типа сирийского. И очевидно, что русские вернулись на Ближний Восток. Россия сегодня строит газопроводы и атомные станции для Турции и помогает возрождаться Ирану. Она сближается с американскими союзниками — Ираком и Саудовской Аравией. И это не говоря о военных действиях в Сирии.
Москва заполняет вакуум, создавшийся на Ближнем Востоке с «уходом» Соединённых Штатов, констатирует журналист. Русские интересы отныне учитываются. Глава МИД РФ С. Лавров неспроста подчеркнул, что при формировании делегации оппозиции для мирных переговоров в Женеве предприняла усилия и Саудовская Аравия.
Вывод автора: Саудовская Аравия, традиционно сотрудничавшая с США, ныне сближается с Россией. Это объясняется «ростом влияния Москвы в арабском мире».
И взгляд в будущее: раз уж Россия достигла таких геополитических высот на Ближнем Востоке, ей следует сыграть на сближение Саудовской Аравии и Ирана!
Как сказал «Le Figaro» историк Игорь Деланоэ (Igor Delanoë), России стоит предпринять попытку и сделать ставку на сближение Саудовской Аравией и Ирана.
По его мнению, русские хотят показать, что их сотрудничество с иранцами не означает, что они «выбирают шиитов, а не суннитов». Визит короля Салмана — это как раз соответствующий знак. Ведь русские поддерживают отношения с суннитскими странами: Иорданией, Египтом, Алжиром и Турцией, напоминает эксперт.
Саудовцы также понимают, что русские — гаранты сближения турок и иранцев. Вместе с тем Москва не стремится занять место Вашингтона в Персидском заливе: у русских просто «нет таких претензий». Поэтому целью русских могло бы стать «сглаживание углов» между Ираном и Саудовской Аравией: именно в этом американцы были бы бессильны. И русским кое-что здесь уже удалось: они добились от Ирана согласия на участие вместе с Саудовской Аравией в соглашении «ОПЕК плюс». Поэтому Кремлю есть смысл ставить на это, резюмирует историк.
* * *
Политика на Ближнем Востоке закрутилась в такой тугой узел, что без Москвы уже немыслима. Победы в сирийской войне над террористами вне действий русских ВКС и представить нельзя. Отношения с Тегераном рассматриваются в регионе через «призму» Кремля: визит саудовского короля тому лишнее подтверждение. Турция, как и Саудовская Аравия, тоже не горит желанием свергать Асада, хотя совсем недавно Эрдоган сыпал оскорблениями в его адрес. Ирак и Россия летом 2017 г. заключили контракт на поставку танков, потому как Т-90 хорошо зарекомендовали себя в Сирии.
Если мистер Трамп летает в Эр-Рияд, то саудовский король летает в Москву.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.