Почему люди совершают суицид? Суицид (самоубийство) – лишение себя жизни по собственной воле, без участия других людей.
Гамлет спрашивает: «Быть или не быть?», но на самом деле вопрос не в этом. Вопрос в том, как быть. В мире, в котором так много устремлений не приносят удовлетворения, где так часто приходится иметь дело в физическими и душевными страданиями, – как в нем можно выжить, не мертвея задолго до смерти?
Древнегреческий философ сказал: «Трагедия жизни не в том, что она рано или поздно заканчивается, а в том, что мы желаем смерти много раз задолго до ее конца». Я знаю очень немного людей, которые никогда не задумывались над тем, не выбрать ли им смерть. Фактически, выходит, что, по достижении определенного возраста, суицид становится для человека постоянно присутствующей возможностью.
Что может быть причиной суицида?
Сумасшествие, но как оказывается, многие покончившие жизнь самоубийством никогда не были сумасшедшими и напротив, многие сумасшедшие никогда не совершали суицид. Значит суть дела не в сумасшествии. Вполне может быть, что сумасшествие в той или иной степени способствует самоубийству, но не оно является причиной вызывающей самоубийство.
Алкоголизм, постоянное и неумеренное употребление спиртного разрушает здоровье, ум, волю и нравственность человека. Из-за него организм со временем разрушается, наступают страдания, разные болезни и, в частности, белая горячка. Все это, вместе взятое, может довести человека-алкоголика до суицида. Но более внимательное изучение фактов показало, что нельзя видеть и в алкоголизме главную причину самоубийств.
Может это наследственное? Оказывается, что наследственность также не имеет решающего значения в фактах самоубийства. У большинства самоубийц нет в роду тех кто, кончал свою жизнь самоубийством. Между тем, если бы эта теория была верна, то самоубийца должен был бы иметь в своем роду самоубийц.
Одной из простейших социальных причин самоубийства служит так называемое подражание или заражение. Это такой процесс, когда человек бессознательно и механически повторяет тот или иной поступок другого человека.
Яркий тому пример суицида является уход из жизни Мэрилин Монро. Ее нашли мертвой, в ее доме в Калифорнии, в ночь с 4 на 5 августа 1962 г. Рядом с кроватью нашли пустую упаковку от снотворных пилюль. 14 других пузырьков от лекарств и таблеток были на ночном столике. Монро не оставила никакой предсмертной записки. Тело доставили в морг для вскрытия, после чего объявили, что Мэрилин Монро умерла от передозировки снотворного. В полицейском отчете говорилось: «Вероятно, самоубийство».
Сразу после ее смерти версия о передозировке широко обсуждалась в американской печати, вызвав эффект «подражания», в результате чего сотни американцев последовали ее примеру.
Каждый год тысячи учеников начальной школы по собственной воле совершают суицид.
У подростков добровольный уход из жизни является одним их основных факторов смертности.
Нетрудно видеть, что когда в уме возникают страдание и замешательство, сразу же возникает желание прекратить страдание. Фактически, суицид может быть попыткой справиться с ситуацией, которая, на первый взгляд, вышла из-под контроля. Это единственная альтернатива полному поражению. Суицид часто объясняется не негативным отношением к жизни, а страстной привязанностью к ней, желанием изменить ход вещей, стремлением сделать жизнь целостной, когда она в действительности не является таковой. Вероятно, что для многих добровольный уход из жизни – это искаженное проявление «жажды жизни». У других оно свидетельствует о том, что страдание стало до такой степени сильным, что жизнь не стоит того, чтобы продолжать ее.
Я был со многими людьми, умирающими от прогрессирующих болезней и так сильно страдающих от физической боли, что они желали только конца своих страданий и всерьез задумывались о суициде. Для многих именно созерцание самоубийства было толчком к более глубокому исследованию жизни, к изучению своей системы ценностей. Фактически, многим размышления о самоубийстве давали возможность внутренне принять смерть, серьезно задуматься над возможностью не существовать так, как они привыкли к этому. Переживающим сильную физическую боль, следует помнить, что их смерть, как и их физическое существование, принадлежит им безраздельно и не должна оцениваться с точки зрения других людей.
Кажется, возникают состояния, в которых человек входит в смерть по своей воле. Так входит в смерть человек, чье сердце широко раскрыто, который не привязан к телу и вплывает в следующее мгновение с открытостью неизвестному, в состоянии «Я не знаю». Другие люди, ум которых устал, а сердце испугано, бросаются навстречу смерти, чтобы избежать ситуаций, с которыми они не в состоянии справиться. Но есть также люди, которые отдают свою жизнь за других. Эти люди бескорыстны, неизменно великодушны и сострадательны, как Сократ, Иисус или человек, который погиб, спасая ребенка из горящего дома. Каждый из них любит всех и заботится обо всех.
Однажды отец мальчика, совершившего суицид во время непродолжительной депрессии, сказал мне: «У каждого в шкафу есть скелет. Но те, кто совершают самоубийство, оставляют свой скелет к шкафу другого человека». Горе и чувство вины, возникающее после самоубийства, часто преследуют людей на протяжении долгих лет. Каждый, кто любил ушедшего из жизни, мучается сомнениями и душевной болью, задаваясь вопросом: «Что я мог сделать, чтобы предотвратить это?»
Осознание того, что каждый человек – хозяин своей жизни, дает возможность проявлять сострадание и к живущим, и к тем, кто покончил с собой. Когда человек сталкивается с самоубийством друга или любимого, беспокойный ум сразу же выносит на поверхность все опасения и страхи, которые накопились у него в душе в течение жизни. На поверхность всплывают все мгновения, когда мы думали, что должны быть добрей, любить больше.
«Что я мог сделать? Мог ли я сделать жизнь полней для своего любимого?» Каким бы необоснованным ни было чувство неудачи, оно появляется в уме. Фактически, многие из тех, кто переживает самоубийство других, сами нередко помышляют о суициде. Отчаяние вопросов «В чем смысл?» или «Что здесь делать?» передается тем, кто остается в живых, – ведь не исключено, что именно в поисках ответа на эти вопросы и был принят яд или нажат курок. Речь идет о чувстве беспомощности перед лицом неконтролируемых событий в жизни.
Нужно посылать сострадание любимым людям, оказавшимся по ту сторону смерти, чтобы они не горевали от страданий, которые нам причинили. Мы должны простить их, чтобы им не пришлось многократно умирать, спасаясь от чувства вины. Мы должны простить себе, своему незнанию; простить своему уму его постоянные осуждения и сомнения, которые делают каждого ответственным за действия другого.
С умом не нужно спорить. У нас должно быть только стремление отпустить себя, открыться душевной боли, чтобы не оживлять в себе вновь и вновь мгновение страдания, отразившееся в суициде. Прощение себе и другим позволяет продолжаться жизни, позволяет сердцу выйти за пределы чувства вины и нестерпимых угрызений совести.
Фактически, когда мы работали с теми, кто сидел на телефоне доверия для самоубийц, мы напоминали им снова и снова, что если они не допускают, что другой человек может убить себя, значит, они занимают не свое место. Подлинный совет самоубийце может дать лишь тот, кто готов принять все то, что появляется в уме другого человека. В противном случае вы будете для него еще одним человеком, которому невозможно доверять, который пытается навязать другому свою волю. Чтобы позволить другим существам войти в ваше сердце, мы должны принимать их полностью.
Нам привили мнение, что самоубийство – это что-то отвратительное, даже греховное. Мы думаем, что мы знаем все лучше, чем тот, кто добровольно уходит из жизни. Однако мы никогда не прикасаемся к страданиям в их уме, поскольку мы больше всего боимся страданий в нашем собственном уме. Наше стремление не допустить самоубийства создает еще большую отделенность. Как мы можем полностью принять другого человека, если мы считаем, что он неправ?
Но если мы принимаем душевные страдания, которые иногда выпадают на нашу долю, мы сможет принять и страдания других. Мы не откажемся от своей любви только на том основании, что другой человек задумал то, что не согласуется с нашими взглядами. Мы должны помнить, что многие хотят умереть только потому, что любовь, которую они чувствуют внутри себя, никогда не была завершенной. Они не получают того, что хотят. Это не безразличие. Они убивают себя от страдания и неудовлетворенных желаний.
Из сотен людей, которые каждый год прыгают с моста Голден Гейт в Сан-Франциско, большинство прыгают со стороны, обращенной к городу, и лишь немногие – в сторону простирающейся до горизонта безбрежности Тихого океана. Даже совершая суицид они не желают порывать отношений с миром.
Нам необходимо прикоснуться к отчаянию в самих себе, если мы хотим помочь другим открыться жизни.
Можно сказать, что самоубийство не столько «неправильно», сколько неумело. Тот, кто решил …покончить жизнь самоубийством…, не заметил другой возможности отпустить душевное страдание, не воспользовался ею. В нем одержало верх обусловленное отвращение к неприятному. Примечательно, что многие из тех, кто совершил самоубийство в продолжительной депрессии, в которой они долго обдумывали и даже репетировали свой уход из жизни, не могли осуществить свой замысел, когда выходили из депрессии. Энергия возвращается, и свет вновь начинает пробиваться.
Многие убивают себя, когда они чувствуют, что «исчерпали надежду». Но надежда основывается на страхе, на желании. Только когда мы избавляемся от страха, мы оказываемся в состоянии жить без надежды. Те, кто проходили под аркой преисподней у Данте, читали: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!» Это было не проклятие, а благословение. Оно говорит, что любая привязанность к будущим возможностям создает болезненную невозможность войти в настоящее. Надежда заставляет нас убивать себя опять и опять. Это легко сказать, но очень трудно донести до тех, кто собрался добровольно уйти из жизни.
Но когда вы начинаете жить так полно, что можете отказаться от надежды, тогда вы можете передать эту бесстрашную пространственность другим, чтобы в их сердце также появилось место для страданий. Когда вы отказываетесь от привязанности к своим страхам, вы можете дать хороший совет тем, кто замышляет убить себя. Вы становитесь пространством, в которое они могут войти и отпустить свои страдания. Ведь именно к этому они стремятся в своем порыве сделать маленький шаг и мягко войти в неизвестное.
Наше давнее общественное порицание самоубийства было поставлено под сомнение буддистским монахом, фотографию которого многие видели на передовицах газет в середине 1960-х. Этот монах облил свое тело бензином и принес себя в жертву на улицах Сайгона. Во вьетнамском фольклоре, вне ортодоксальной буддистской мысли, есть неверие, что сознательная смерть чистого индивида может спасти жизни тысяч людей. Для многих признание страдания вьетнамцев началось именно со снимка, на котором этот человек спокойно поджигает себя. Он не пытался бежать из жизни и не делал героический жест. Он пытался смягчить страдания других, принеся в жертву свое тело. Возможно ли это назвать самоубийством?
Махараджи сказал: «Иисус отдал все, даже свое тело».
Существо, которое совершает суицид, уходя от превратностей жизни, олицетворяет страдание всех нас. Самоубийство – это не решение. Но решением не может быть и жизнь с надеждой на то, что все изменится и что выжить нужно любой ценой. Никогда не спрашивайте «Быть или не быть?» – спрашивайте «Что есть жизнь?». Исследуйте душевную боль и позволяйте ей перерасти в стремление служить другим, уменьшить их страдания.
Самоубийство – это убийство тела. Осознание – это перерождение ума. Любовь – это пробуждение неизреченного.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Бесцельное существование, когда у человека нет цели в жизни, он не может понять ценность жизни, это тоже может привести к суициду. В раннем развитии личности, цели должны закладывать в ребенка родители, позже, уже сам отрок. Если этого не произошло, то исход может быть весьма печальным. Как говорится, "цените жизнь пока дышите"!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]