Сегодня Церковь отмечает праздник Покрова Божьей Матери. Праздник этот "непереходящий" — жестко закрепленный за конкретным днем. 14 октября 910 года собравшиеся на воскресную службу во Влахернском храме Константинополя стали свидетелями чуда. Правда, не все — зрение благодатных видений было даровано лишь великому византийскому святому, нашему земляку Андрею Юродивому и его ученику Епифанию.
Обстановка в столице империи была тогда, мягко говоря, не радужной. Ее осадили полчища арабов, жаждавших не только богатой добычи, но и превращения центра христианского мира в цитадель воинствующего ислама. Правда, по другой версии, город осаждали как раз славяне-язычники, планы которых были попроще — пограбить, захватить рабов и предать город огню. Понятно, что сам факт наличия вражеских войск в сердце государства свидетельствовал о серьезных неполадках в сфере его обороны, организации армии и т. д.
В общем, византийцам оставалось ждать только чуда — или готовиться к печальной участи жителей взятого приступом города. И тут, во время церковной службы, когда храм был переполнен почти что разуверившимися в возможности избавления людьми — св. Андрей Юродивый с учеником увидели невероятное. Под сводами церкви появилась сама Пресвятая Богородица, вместе с пророком Иоанном Крестителем и апостолом Иоанном Богословом в окружении целого сонма других святых и ангелов. Со скорбью и жалостью посмотрела она на собравшихся и стала горячо молиться своему Сыну и Богу о помощи для них. А затем сняла со своей главы платок ("омофор"), сияющий ярче солнца — и распростерла его над верующими.
А на следующее утро случилось другое чудо — к Константинополю внезапно подошли подкрепления, сами горожане и гарнизон воспрянули духом — и вражеская осада была снята. А жители счастливо избежали ужасов грабежа и убийства.
Интересно, что празднование, установленное в честь этого события, продержалось в самой Византии недолго. Однако дряхлеющая империя словно передала эстафету своей нарождающейся наследнице — Руси. Один из самых ее влиятельных князей, Андрей Боголюбский, читая в 1164 году житие св. Андрея Юродивого, был впечатлен описанным выше эпизодом с явлением Богородицы. И тут же приложил все усилия для его всемерного почитания. Уже спустя год князем была построена замечательная церковь Покрова на Нерли, ныне входящая в перечень архитектурных памятников мирового значения.
Да и русская церковь благожелательно отнеслась к инициативе боголюбивого властителя — и постановила отдавать празднику заслуженные почести. Ныне в РПЦ он хотя и не относится к "двунадесятым", наиболее торжественным (таким, как, скажем, Рождество Христа или Богородицы) — но все равно считается "великим". А многие элементы богослужения прямо заимствованы как раз из двунадесятых богородичных праздников. Да и отмечается Покров неукоснительно — даже в самых "ленивых" приходах, на какой день недели он бы не выпал.
Однако самой по себе церковной санкции недостаточно для действительно народного почитания. Например, великих святых довольно много — но мало кто из них может сравниться с трепетной всенародной любовью ко свт. Николаю Чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу, мученику и целителю Пантелеймону, великомученице Варваре и некоторым другими избранникам Божьим.
Так и 14 октября пользуется особым авторитетом. Не только потому, что с этого дня, после полного окончания полевых работ, в деревнях начинали играть свадьбы. А на Руси тогда же часто выпадал первый снег — что нашло отражение в пословице "Богородица всю землю накрыла своим покровом".
Главное содержание этого праздника — в другом. Православные люди в большинстве своем отлично осознают, что несмотря на хождение в церковь, дела милосердия, частые исповеди и причащения, они все равно не могут сразу избавиться от множества грехов. Причем не обязательно злых поступков — но и простой недостаточной способности к любви, милосердию, утешению своих ближних. Да в общем-то в мире сем, стоящем на началах социального дарвинизма с его борьбой за существование и "войной всех против всех" (как говорил английский философ Джон Гоббс) быть праведником очень сложно. Недаром многие будущие святые уходили от мира в пустыни и монастыри, чтобы не уподобляться объекту меткой народной поговорки "среди грязи живешь — поневоле измажешься".
Между тем, грех — это смертельная болезнь бытия, пусть воздаяние за него является не проявлением "мстительности" со стороны Бога, а просто закономерным порядком вещей. "Каким судом вы судите — таким и вас судить будут", "взявший меч — от меча и погибнет" и другие важные места Св. Писания не оставляют сомнений в участи "возлюбивших грех" и тех, кто не может от него избавиться, несмотря на попытки к покаянию.
Конечно, и для самых страшных грешников всегда есть надежда не бесконечное милосердие Божье. Но Господь в христианстве — не только бесплотный Дух и источник всякой Любви и Бытия. После Боговоплощения мы узнали Его, как богочеловека Иисуса Христа, взявшего на себя, при все своем универсализме, мужскую сущность.
Поэтому неудивительно, что многие верующие относятся к Спасителю с любовью — но все же и с определенной опаской. Мировая культура учит, что мужчинам более свойственно сперва чувство справедливости, и только потом — милосердия. Вспомним хотя бы "я тебя породил — я тебя и убью" бессмертной повести "Тарас Бульба"
А вот к матери относятся по-другому. Даже завсегдатаи "мест, не столь отдаленных", для которых все женщины обычно не лучше проститутки, продолжают воспевать материнскую любовь. Потому что знают — что бы не случилось с непутевым сыном, мама будет любить его и никогда не поступит, как герой повести Гоголя.
Вися на Кресте, Христос усыновил Деве Марии апостола Иоанна Богослова — а в его лице всех людей, благодаря чему Богородица в каком-то смысле стала нашей общей приемной, матерью. Вот и обращаются к ней за помощью тогда, когда воззвать к Ее Сыну уже не позволяет собственная нечистая совесть.
Суть праздника Покрова выглядит квинтэссенцией такой роли Пречистой Девы. Об этом повествуют практически все песнопения этого дня. Приведем лишь некоторые из них.
— Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуйа.
Далее в Акафисте Покрову кратко перечисляются главные беды, от которых может избавить заступничество Богоматери.
— Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая…
А сам сияющий омофор святые отцы, комментирующие богословский смысл праздника Покрова, сравнивают и с водой, скрывающей на земле рытвины и мусор, и с туманом, в котором хищники не могут найти своих жертв, и со щитом, от которого отскакивают стрелы наших врагов.
Например, свт. Димитрий Ростовский, автор самого полного собрания Житий Святых, пишет так:
— Она (Богородица) скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению св. Иоанна Златоуста, по своему бесчеловечию — скоты и звери: мы угождаем чреву как медведи, — утолщаем плоть как лошаки, злопамятны как верблюды, занимаемся хищением как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания, — по слову: "Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!" (Пс.93:1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: "постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу"
Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, — Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем к Ней прибегаем; под Ее покровом, и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрой нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: "в день зол наших покрой нас!".
Так что, когда на душе тяжело, когда житейские невзгоды и нападения врагов терпеть уже невозможно, когда выхода не видно — не только в праздник Покрова, но в любой день скорби каждый человек, независимо от множества своих грехов, может воззвать из глубины сердца: "Царица Небесная, покрый нас от всякого зла честным своим омофором!".
И Та, "престол которой шире небес", без сомнения, поспешит с благодатной помощью ко всякому, просящему Ее заступления…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.