Правительство отказалось от идеи разрешить ПРОДАЖУ ЛЕКАРСТВ в супермаркетах.
Работа над законопроектом, разрешающим продажу безрецептурных лекарств в продовольственных торговых сетях, прекращена. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на письмо департамента соцразвития правительства.
Соответствующее уведомление, как стало известно изданию, департамент соцразвития правительства направил 22 июня в профильные ведомства, включая Минздрав и Минпромторг.
Как сообщила «Коммерсанту» представитель вице-премьера Татьяны Голиковой, которая в новом правительстве курирует социальный блок, Минпромторг обратился к кабмину с предложением прекратить разработку документа, получившего большое число негативных отзывов. По ее словам, законопроект получил множество отрицательных оценок во время общественного обсуждения.
Решение прекратить работу над проектом также обусловлено уходом с поста первого вице-премьера Игоря Шувалова, который был инициатором создания документа, и возвращения в правительство экс-министра здравоохранения Татьяны Голиковой, считают опрошенные газетой игроки фармацевтического рынка.
В начале 2016-го Шувалов поручил Минздраву подготовить законопроект о продаже безрецептурных лекарств в торговых сетях. Ведомство не поддержало эту идею, после чего на некоторое время работа над этим вопросом была приостановлена. Инициатива по продаже безрецептурных лекарств в магазинах вновь была высказана на совещании у Шувалова в конце августа 2017 года.
Инициативу поддержал Минпромторг, который разместил свою версию законопроекта в публичном доступе в декабре 2017 года. В документе предлагалось выдавать торговым организациям лицензии на продажу безрецептурных препаратов с целью «развития внутреннего рынка фармацевтических товаров». Подобный подход мог бы повысить доступность лекарств и снизить цены за счет конкуренции, отметили в ведомстве.
А помните в марте 2016
Шуваловские миллионы. Высокопоставленное лобби грозит обрушить фармацевтическую отрасль России
В фармацевтической среде ходит слух, что команда Романа Абрамовича в борьбе с российским здравоохранением пошла в последний и решительной бой. И дело не в спортивных достижениях футболистов из "Челси", а в лоббировании деструктивных для фармацевтической отрасли изменений - разрешении продавать лекарственные препараты в торговых сетях, в обход аптечных организаций. По мнению экспертов, это дестабилизирует фармацевтический рынок, приведёт к катастрофическим последствиям для здоровья граждан страны и нанесёт непоправимый ущерб национальной безопасности России. Но насколько справедливы опасения фармацевтических специалистов? Действительно ли мы в очередной раз наблюдаем совершенно омерзительный пример коррупционного заработка высокопоставленных лоббистов в ущерб здоровью и жизни россиян? И стоит ли винить чукотско-лондонского олигарха? Попробуем в этом разобраться.
Начиная с 2009 года, с подачи вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, регулярно с интервалом в 2-3 года поднимается вопрос о разрешении продавать лекарственные средства в обычных магазинах. В 2009 году по поручению Шувалова Минпромторг разработал дополнения к обсуждавшемуся тогда проекту закона "Об обращении лекарственных средств", однако в окончательный текст закона эти предложения так и не попали, вызвав волну критики, как со стороны экспертов, так и представителей органов власти.
В 2012 году Минпромторг по поручению всё того же Шувалова подготовил и направил на согласование перечень лекарств,
предлагаемых к свободной продаже через торговую сеть. Перечень содержал более 30 групп препаратов, включая лекарства от насморка, кашля, головной боли, геморроя, жаропонижающие, слабительные и гормональные препараты, а также препараты для снижения веса и гематогены. Минздрав РФ, который к тому времени возглавила врач Скворцова, выступил против этой инициативы, а в январе 2013 года даже издал письмо в ответ на предложения Шувалова с разъяснением своей позиции. В документе от 15 января 2013 года говорится, что осуществление розничной торговли лекарственными препаратами в торговых организациях возможно только путем открытия, например, аптечного киоска и получения в установленном порядке лицензии на фармацевтическую деятельность. Только в этом случае можно обеспечить соблюдение необходимых лицензионных требований и, в случае недобросовестности фармацевтических работников, привлечь их к административной ответственности.
В документе от 15 января 2013 года говорится, что "осуществление розничной торговли лекарственными препаратами в торговых организациях возможно только путем открытия, например, аптечного киоска и получения в установленном порядке лицензии на фармацевтическую деятельность. Только в этом случае можно обеспечить соблюдение необходимых лицензионных требований и, в случае недобросовестности фармацевтических работников, привлечь их к административной ответственности. Торговые организации уже сейчас имеют все возможности открывать аптечные организации на своих территориях в качестве структурных подразделений. Кроме того, департамент полагает неприемлемым предоставление отдельной группе продавцов преимуществ перед аптечными организациями. Предоставление отдельным торговым организациям право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами без лицензии повлечет невозможность осуществления лицензирующими органами (Росздравнадзор и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) в отношении таких субъектов обращения плановых и внеплановых проверок, предусмотренных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности".
Однако давление на Минздрав со стороны Шувалова, Минпромторга и присоединившихся к ним Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) не только продолжилось, но и нарастало.
17 июня 2014 года вице-премьер Шувалов поручил Минздраву составить перечень препаратов, отпускаемых без рецепта врача, которые не требуют особых условий хранения для реализации в розничных продовольственных сетях. И 17 июля 2014 года такой перечень был представлен. Он содержал уже не 34, а всего лишь 7, хоть и обширных по количеству препаратов ассортиментных групп: антисептики для лечения заболеваний горла; препараты для местного применения при заболеваниях носа на основе морской воды и натрия хлорида; активированный уголь; препараты железа; противовирусные препараты для местного применения; препараты для устранения симптомов простуды и кашля; антигистаминные препараты для наружного применения. Однако, интересанты, по-видимому, оказались недовольны получившимся списком. Так Шувалов на заседании правительственной комиссии 17 июня предлагал взять за основу прежний список Минпромторга из 34 групп лекарств. И вопрос опять был отложен.
И вот 26 февраля этого года на сайте проектов нормативно-правовых актов было инициирована процедура "общественного обсуждения" подготовки проекта изменений в федеральные законы "Об обращении лекарственных средств" и "О лицензировании отдельных видов деятельности". Документ разрабатывается по поручению всё того же первого вице-премьера Игоря Шувалова и направлен на возможность реализации в розничных продовольственных торговых сетях лекарственных препаратов по ограничительному перечню. "Обсуждение" продлилось до 21 марта. Хотя уже сейчас видно, что "за" проект проголосовали всего 9 человек, тогда как против торговли лекарствами в магазинах 2,5 тыс. Однако источники, близкие к Минздраву, сообщают, что в этот раз массированный напор лоббистов могут не сдержать уже ни экспертное сообщество, ни чиновники министерства здравоохранения, понимающие, что такое лекарство, и какого серьёзного обращения оно требует.
Почему аптека не магазин?
Лекарства не случайно испокон веков продавались только в аптеках. Лекарственные препараты требуют особого обращения под контролем квалифицированного специалиста – фармацевта или провизора: особых условий хранения (санитарного режима, специального сертифицированного оборудования, температурного режима, влажности, для некоторых защиты от света, причём не редко препараты с одним и тем же составом, но от разных производителей требуют разных режимов). Необходим тщательный контроль при поступлении препаратов для выявления фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных лекарственных средств.
И наконец, крайне важна процедура отпуска лекарственного препарата, которая не сводится, как это будет в магазине к выбору понравившейся или отрекламированной упаковки. Аптечные работники часто помогают больным восстановить правильное название сложного наименования препарата по симптомам их заболеваний.
А что будет если пациент возьмёт с полки не то лекарство? Возьмёт Простамол вместе созвучного по названию Парацетомола, Аквадерм вместо Акридерма или спутает похожие упаковки?
Провизор помогает подобрать безрецептурный препарат больному по симптомам, возрасту, длительности заболевания. При этом обязан отказать в покупке лекарства и направить к врачу в случае выявления так называемых "тревожных симптомов" - признаков серьёзного заболевания, которое должен диагностировать врач-специалист и назначить лечение. В случае, если больному по какой-то причине не подходит выбранный препарат, то фармспециалист, знающий ассортимент из нескольких тысяч наименований, может подобрать аналог по составу или действию. Большую роль при выборе препарата имеют возраст, сопутствующие хронические заболевания, наличие вредных привычек у больного, принадлежность пациента к одной из групп риска: беременные и кормящие женщины, дети, пожилые люди, пациенты с недостаточной функцией печени или почек и другие. Этим пациентам многие казалось бы безобидные препараты категорически противопоказаны.
Очевидно, что человек без специального образования не сможет ни дать грамотную консультацию, ни полностью исключить ошибок при выборе препарата. А цена такой ошибки – жизнь и здоровье гражданина страны. Кроме того аптечные работники дают советы по правилам приема, режиму дозирования, хранения в домашних условиях, о побочных эффектах от применения лекарства, сообщают о возможных несовместимостях прописанного или выбранного лекарственного препарата с другими лекарствами или пищевыми продуктами, который уже принимает или принимал ранее больной.
И вся эта сложная деятельность регулируется массой нормативных документов, лицензируется и подвергается проверкам Росздравназора на соблюдение лицензионных требований. Фактически предлагается одномоментно разрушить выстроенную систему, передав её функции неспециализированным торговым точкам, без каких-либо требований. Уже понятно, что это в разы увеличит риск сбыта фальсифицированной и недоброкачественной продукции, масштабов нарушений условий хранения, а значит, будет приводить к покупке заведомо некачественных лекарств, с непредсказуемым действием.
Продажа безрецептурных лекарственных средств вне контроля работников системы здравоохранения – врача и провизора – приведёт к их бесконтрольному потреблению гражданами. Тем более, что они постоянно находятся в достаточно агрессивной информационной среде, где рекламой, манипуляциями, ангажированными советами, прямой ложью и откровенным запугиванием стараются сформировать в коммерческих целях нужное потребительское поведение, в т.ч. потребление лекарств.
Известно, что в странах с высоким уровнем потребления лекарств осложнения от чрезмерной или неправильной лекарственной терапии, безответственного самолечения - занимают самые высокие места в структуре смертности. По данным ВОЗ, летальность от медикаментозной аллергии более чем в 5 раз превышает летальность от хирургических вмешательств, а распространенность аллергии возрастает до 17% у лиц, которые часто или длительный период принимают лекарственные препараты. Это вызвано в т.ч. бесконтрольным применением препаратов самими пациентами.
Широко разрекламированный Пенталгин противопоказан детям до 18 лет, в период беременности и лактации. Противопоказаниями для его приёма являются эрозивно-язвенные поражения желудочно-кишечного тракта (в фазе обострения), желудочно-кишечное кровотечение. Кроме того, боль является сигналом о заболевании, при наступлении которой больной должен обратиться к врачу. При бесконтрольном приёме обезболивающего больной рискует получить осложнения своего заболевания. Например, купирование боли в животе при невыясненной причине может довести до перитонита с летальным исходом.
Пастилки от кашля Доктор Мом противопоказан детям до 18 лет и беременным женщинам. Кроме того, препарат содержит сахар, что необходимо учитывать при сахарном диабете...
Антациды Альмагель, Маалокс и Гастал с солями алюминия вызывают запор или диарею, снижают всасываемость других лекарств, противопоказаны при беременности и с осторожностью применяются в возрасте 12 лет и в период кормления грудью. Широко разрекламированы ферментные препараты Фестал, Мезим, как панацея от тяжести в желудке. Однако злоупотребление ферментами и превышение дозировки приводит к прекращению выработки собственных пищеварительных ферментов - утрате поджелудочной железы своей функции. При этом надо знать, что главные принципы ферментной заместительной терапии – равномерное распределение суточной дозы ферментов между всеми приёмами пищи и постоянное наблюдение специалистов за эффективностью терапии.
Кроме того: - Слабительные вызывают привыкание и невозможность дефекации без приёма лекарств. - Снотворные безрецептурные препараты могут вызывать сонливость и после сна, что критично на опасном производстве или во время вождения автомобиля. - Чрезмерное употребление пробиотиков, таких как Аципол провоцирует аллергизацию организма.
Таких ограничений огромное множество.
Других доводов против инициативы Шувалов и Минпромторга также предостаточно. Это и обесценивание фармацевтического образования, и резкий рост цен на рецептурные препараты, которым аптеки будут вынуждены компенсировать исчезновение выручки от половины ассортимента для покрытия издержек на соблюдение лицензионных требований. Произойдёт массовое закрытие аптек по всей стране как следствие их нерентабельности из-за дискриминации перед магазинами. В 2012 году обращение на имя президента РФ Путина В.В. с подробным разъяснением угрозы национальной безопасности России от нововведения, подписали более 6000 аптечных организаций по всей стране.
Qui prodest? – Кому выгодно (лат.)?
Но если всё фармацевтическое и медицинское сообщество от практиков, учёных до чиновников системы здравоохранения выступают против этой инициативы, то, что за пружины вот уже 7-ой год подряд приводят в действие механизм по продвижению идеи свободной продажи лекарств? Увы, в нашей постсоветской реальности мы давно свыклись с тем, что за принятием многих государственных решений стоит лоббирование конкретных экономических интересов. Давайте попробуем разобраться, может ли и за этой инициативой властей стоять чей-то коммерческий интерес, тем более что об этой версии всё чаще говорят в фармацевтическом сообществе.
В случае продажи лекарств основными направлениями в поиске коммерческого интереса являются, во-первых, увеличение продаж препаратов, а, во-вторых, перераспределение рынка. Выгодополучателями от разрешения торговать в магазинах могут быть производители лекарственных средств, реализация которых сильно увеличится, если снять барьер в виде фармацевтического специалиста, ограничивающего бесконтрольное потребление лекарств. А второй экономический бенефециар – это собственно сами магазины, которые эти препараты будут продавать. Причём для того, чтобы иметь возможность лоббировать свои интересы в российской власти, эти представители производителей лекарств и торговых сетей должны быть достаточны крупными, быть "вписанными" в отечественную "элиту" и иметь следы коррупционно-лоббистского взаимодействия с чиновниками. Их поиском и займёмся.
Предварительно на роль таких интересантов могут подойти компания "Фармстандарт" в качестве производителя лекарственных средств, а в качестве предприятия розничной торговли, компания "X5 Retail Group", владеющая такими распространёнными в России торговыми сетями, как "Копейка", "Карусель", "Перекрёсток" и "Пятёрочка".
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Провизоров и фармацевтов и так перестали уважать в аптеках.А ведь у многих из них высшее образование и обучение не чуть не легче, чем у врачей. Называют их продавцами.Они на ногах по 12 часов работают, практически без отдыха. Даже молодежь с трудом выдерживает, а что уж говорить о тех, кому повысят пенсионный возраст на 8 лет, на инвалидность многим придется уходить. А продажа в магазинах лекарств это просто извращение или такая задумка, чтобы народ по собственной воле травился и до пенсии не дожил.