Украинский народный трибунал признал президента Петра Порошенко виновным в военных преступлениях в Донбассе и приговорил его заочно к пожизненному лишению свободы.
Кроме Порошенко, виновными в военных преступлениях признаны глава МВД Украины Арсен Аваков, секретарь Совета нацбезопасности и обороны страны Александр Турчинов, спикер Верховной рады Андрей Парубий, глава Минобороны Степан Полторак и начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко, а также экс-премьер Арсений Яценюк и действующий глава кабмина Владимир Гройсман. Все они также заочно приговорены к пожизненному заключению.
Заседание суда состоялось на Театральной площади в Луганске. Предыдущее заседание, на котором трибунал выдвинул обвинения против восьми представителей украинских властей, включая президента, прошло в Донецке 26−27 марта. В качестве доказательств вины в совершении военных преступлений рассматривались материалы, собранные с 2014 года.
В украинском законодательстве не предусмотрен институт народного трибунала, однако, как сообщили судьи, все материалы будут переданы в Верховный суд Украины для вынесения официального приговора, когда к власти в Киеве придут люди, которые выполнят Минские соглашения. Также уточняется, что слушания проводятся по законодательству Украины, а все судьи — украинские граждане.
Отметим, что в России также заведены уголовные дела за военные преступления в Донбассе. Однако российские суды имеют больше шансов достать их фигурантов, если объявят в международный розыск. А кто признает решение этого суда?
— Этот трибунал является лишь пропагандистским проектом, — считает член политсовета партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков.
— Суд в Луганске — своего рода политический флэшмоб. Это очередное напоминание о военных преступлениях киевского режима. Обновление темы в медийном пространстве. В дальнейшем эти материалы могут пригодиться и по прямому назначению, в настоящем суде.
«СП»: — Он будет?
— Если говорить о гипотетическом судебном процессе над киевскими военными преступниками, то, разумеется, число фигурантов дела будет намного больше. Для этого потребуется тщательное расследование, объективный подход, широкий охват доказательной базы. И командиры нацбатов также могут оказаться на скамье подсудимых. В принципе, военное преступление есть военное преступление, их совершают люди разных званий и разного социального положения. Российский Следственный комитет также постоянно собирает доказательную базу по теме украинской агрессии и военных преступлений. Все эти документы, как и документы народных трибуналов в Донецке и Луганске могут быть использованы для куда более серьезных обвинений в адрес киевского режима. Разумеется, это может произойти только после краха нынешней киевской власти.
По словам эксперта Центра политического анализа Андрея Тихонова, ничего фантастического в предположении, что к власти в Киеве придут другие люди, нет.
— Новейшая история Украины приучила нас к непредсказуемости. Другое дело, что текущие тенденции не дают повода для оптимизма. Киевский режим консолидирован и пользуется поддержкой на Западе. Оппозиция, хоть и пользуется симпатией значительных слоёв населения, слаба и деморализована. Так что, если суд над Порошенко в Киеве и состоится, то нескоро. И возможно, судить его будут радикальные националисты, например.
«СП»: — Насколько продуктивен пиар-эффект этого суда? Материалы обвинения будут обнародованы? Могут ли они повлиять на общественное мнение на Западе?
— Все происходящее в ЛНР не имеет никакого воздействия на Запад. В России же и так почти все убеждены в преступности режима Порошенко. Но лишний раз зафиксировать преступления не помешает.
«СП»: — Угроза нового суда как-то может реально повлиять на деятельность вышеозначенных персонажей?
— Порошенко, безусловно, живет в страхе, заливая его водкой. Он и так понимает, что конец его будет печальным.
«СП»: — Насколько полным представлен список украинских военных преступников? Как насчет командиров всяких нацбатов и далее, вплоть до рядовых? Есть ли смысл заочно судить их?
— Смысл правосудия в осуществлении правосудия. Так что хоть и заочно, преступники должны быть осуждены. Конечно, российские инстанции не могут официально опираться на решения суда ЛНР, но могут приобщить к открытым в России делам имеющиеся материалы.
— Решения народного трибунала не имеют юридической силы, — подчеркивает политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Однако это не пустой звук. Это результат многолетней работы по сбору доказательств преступлений киевских властей. Рано или поздно эта доказательная база ляжет в основу обвинительного приговора официальных судебных инстанций. С этой целью и организовывался народный трибунал.
«СП»: — Помимо Порошенко, виновными в военных преступлениях признаны глава Аваков, Турчинов, Парубий, Полторак, Муженко, Яценюк и Гройсман. Все они заочно приговорены к пожизненному заключению. Кто еще может попасть под этот суд? Могут ли быть иные приговоры?
— Если следовать букве и духу Минских соглашений, то непосредственные участники конфликта должны быть амнистированы. Но это не освобождает от ответственности зачинщиков, организаторов массовых преступлений. Среди обвиняемых могут и должны оказаться командиры разного уровня, отдававшие приказы об уничтожении гражданского населения или подчинявшиеся этим преступным приказам, военнослужащие ВСУ и боевики из нацбатов, замеченные в мародерстве, убийствах мирных жителей, других военных преступлениях. Какие будут назначены наказания, это прерогатива последующих судов.
«СП»: — Насколько это решение реально может повлиять на деятельность вышеозначенных персонажей?
— Они еще больше будут цепляться за власть, осознавая, что земля горит под ногами. Потеря власти для них может стать потерей свободы. Впрочем, они об этом знали и без трибунала.
«СП»: — Может ли когда-нибудь быть создан международный трибунал для них? При каких условиях?
— Создание международного трибунала невозможно без наличия международного консенсуса по ситуации на Украине, как минимум, без единой позиции по этому вопросу ведущих мировых держав. В нынешних условиях, когда Запад покрывает беззакония на Украине, трудно представить, что такое возможно. Однако если внутри самой Украины произойдет переоценка случившегося четыре года назад, будет достигнуто внутриукраинское единство, это вынудит даже открыто поддерживающих режим Порошенко внешних игроков признать преступный характер нынешней украинской власти. Это сделает реальным создание международного трибунала по ситуации на Украине.