Ровно 80 лет в СССР, а потом и в Российской Федерации функционировала служба по отлову лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Из них 70 лет это была структура, совместившая в себе сразу три составляющие: медицинскую палату, спецприемник и карательный орган. И называлась она «вытрезвитель». При определенных обстоятельствах попасть в это заведение мог практически любой — от забулдыги до вполне достойного члена общества, выпившего бокал шампанского или бутылку пива. Ведь формально его уже нельзя было назвать трезвым. Этим зачастую и пользовались доблестные стражи правопорядка, добирая «для плана» даже тех, кто выходил из ночного клуба или ресторана.
Народный дом
Первые отечественные вытрезвители были открыты еще в 1902 году в Саратове и Туле, еще через год в Ярославле. Самым известным стал вытрезвитель для жителей столицы самоваров и русского оружия - туляков, распахнувший двери 7 ноября 1902 года. Инициатором и организатором был местный врач Федор Сергеевич Архангельский. Именно он сумел убедить местную Думу, что такое заведение жизненно
необходимо, и добился выделения помещения и государственного финансирования «приюта для опьяневших». Он должен был «дать бесплатный уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах г. Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде». В штат входил кучер, ездивший по улицам со злачными местами, он подбирал всех, кто не мог держаться на ногах, валялся или спал на лавочке в холодное время года. В «приюте» был и фельдшер, который следил за здоровьем вверенных ему пациентов. Но надо сказать, что лекарственными препаратами «больных» не особо баловали. Главными средствами «лечения» были капустный рассол и водный раствор нашатыря, хотя случалось, что применяли «подкожные вспрыскивания стрихнина и мышьяка» и даже гипноз. Фельдшер был нужен скорее при обморожении и для первой помощи при травмах, которые по понятным причинам были нередки.
Но в целом условия были весьма гуманные: пациентов кормили, лечили и давали выспаться, а утром выставляли за дверь. В случаях, когда пациент не мог вспомнить, кто он и откуда, его могли оставить в приюте на несколько дней. Вскоре в Российской империи эти «пьяные приюты», или, как их еще называли, «народные дома», появились во всех крупных городах и уездах. Это сразу же принесло плоды: показатели смертности среди пьяных заметно снизились, особенно зимой. Работа эта всячески поощрялась и отмечалась: в 1913 году на гигиенической выставке в Петербурге архангельский вытрезвитель получил золотую и серебряную медали! Так продолжалось вплоть до революции. В 1917 году все эти «приюты» были упразднены. То ли большевики считали, что сознательный пролетариат сам откажется от водки, то ли пожалели рассола...
«Лекари» в погонах
Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 года в Ленинграде на ул. Марата (дом № 79). Вскоре такие учреждения открылись практически в каждом городе Советского Союза. По нормативам на каждые 150-200 тысяч жителей должен был быть минимум один вытрезвитель. Их никогда не было только в Армении, включая Ереван. Поначалу эти «оздоровительные» учреждения входили в подчинение Наркомата здравоохранения. Но в 1940 году по настоянию наркома Берии их передали в ведение Наркомата внутренних дел. Это подавалось как забота о медработниках: слишком часто пьяные вели себя неадекватно и агрессивно,справиться с ними было нелегко даже здоровым мужикам. С этого времени сбором несознательных граждан занимались специальные наряды, состоящие из двух милиционеров и водителя. В их обязанности входила доставка в вытрезвитель за «появление в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе». С пьяными не церемонились и грузили нарушителей трезвого образа жизни в автозаки с надписью: «Спец-медслужба».
Стадии опьянения, разумеется, определялись на глазок. Лишь последняя стадия - лежащее, обездвиженное тело - не вызывала сомнений. Нередко эти фургоны дежурили в местах праздничных мероприятий и дискотек, у ресторанов, возле крупных строек и проходных больших заводов в день выдачи аванса и зарплаты... Нарядам было запрещено участвовать в разборе семейных конфликтов, равно как и доставлять пьяных домой. Даже если супруга требовала или умоляла взять мужа в вытрезвитель «для профилактики», их никогда не забирали из дома. Подобранных на улицах бедолаг доставляли в вытрезвитель, где с ними не деликатничали. Изымали документы и деньги, раздевали, в некоторых вытрезвителях могли даже остричь наголо. Устанавливалось место работы и жительства. Если человек находился в невменяемом состоянии, опрашивали утром, когда он приходил в себя. Кстати, нередко отрезвевший обнаруживал, что лишился часов или кошелька, и не всегда в этом был виновен сам: среди сотрудников вытрезвителей бывали и нечистые на руку.
Затем особо пьяных ставили под холодный душ. Часто этого было достаточно, чтобы человек пришел в себя. После этого отправляли в одну из комнат, где, как в казарме, стояли ряды кроватей. Нередко без белья, только с одними матрасами. Разумеется, мужчин и женщин «селили» в разных палатах. Утром - «побудка», как в армии. Владимир Высоцкий иронизировал над ней: «Разбудит утром не петух, прокукарекав, сержант подымет, то есть как человеков!» Затем следовал обязательный медицинский осмотр и установление личности, если этого не удалось сделать накануне. Заявлять, что ты безработный, было рискованно: безработицы в стране не было, и это означало, что ты тунеядец или «борзый» - от аббревиатуры БОРЗ - без определенного рода занятий. Это грозило куда большими неприятностями. Лиц, находящихся в алкогольной коме, доставляли в больницы, они нередко попадали в отделения реанимации и интенсивной терапии.
Надо сказать, что забрать ночью человека из вытрезвителя было практически невозможно, и даже из отделения милиции это было сделать легче: после определенного часа двери вытрезвителя просто закрывались и открывались не раньше 6 утра.
Услуга была платной, до 25 рублей - весьма серьезные деньги при заработной плате 90-120 рублей. Но не это было самым страшным, а то, что о попадании в вытрезвитель мгновенно сообщали по месту работы! И если простому заводскому работяге это особо ничем не грозило, кроме лишения премии или переноса отпуска на неудобное время, то инженерно-техническому работнику или ответственному лицу подобный инцидент мог стоить карьеры, а то и партбилета, что автоматически лишало его всяческих жизненных перспектив. Сейчас с этим попроще, да и последний вытрезвитель в России был закрыт в 2011 году.
Неприкасаемые
Некоторые категории граждан ни при каких обстоятельствах в вытрезвитель не доставлялись: депутаты Советов народных депутатов (они передавались представителям горисполкомов), действующие военнослужащие (передавались сотрудникам военной комендатуры), Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы (их отвозили домой и сдавали на руки родственникам). От принудительного отрезвления также были освобождены лица, не достигшие 18 лет, женщины с явными признаками беременности и инвалиды.
А как у них?
В США в большинстве штатов полиция не имеет права задерживать лиц в нетрезвом состоянии, если те не совершают противоправных действий, так как это является нарушением прав человека. В Канаде есть платная служба «Красный нос», она доставляет пьяных домой или в медицинское учреждение. Вытрезвители действуют в Германии. Там есть отдельные палаты, медики и необходимые лекарства. Стоит это до 300 евро. Подобная система существует и в Швейцарии, Польше, Латвии.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.