Всего лишь в течение трех лет этот английский пират наводил ужас, как на морских путешественников, так и на жителей прилегающих к морю поселений, но, тем не менее, даже за столь недолгий период он сумел оставить по себе немалую славу.
Пожалуй, среди своих коллег по ремеслу это был наиболее удачливый, ведь кто еще мог похвастать таким огромным количеством захваченных кораблей — более 450 — и награбленным добром на сумму пятьдесят миллионов фунтов стерлингов, что по данным журнала «Фобос» соответствует пятому месту в рейтинге самых успешных пиратов всех времен и народов. И, что самое удивительное, несмотря на занятие морским разбоем, он отличался необычайной набожностью и честностью, чего требовал и от своей команды.
В истории этот пират известен под именем Джона Робертса. Родился он в 1682 году в Южном Уэльсе и, судя по всему, менее всего помышлял о карьере пирата. Но так уж случилось, что в возрасте 13 лет мальчик поступил юнгой на торговый корабль. В течение последующих 23 лет Джон исправно нес службу, постепенно повышаясь в звании. Этот период его жизни ничем особенным не отличался.
Увлекательная одиссея необычного пирата началась в начале 1719 года, когда он в статусе помощника капитана вышел к берегам Африки на промышлявшем торговлей рабами судне «Принцесса Лондона». Обычно подобные рейсы заканчивались успешно, но на этот раз команде «Принцессы Лондона» не повезло. В той же бухте, где на судно загружали живой товар, совершенно случайно оказались два пиратских корабля под командованием англичанина Хоуэла Дэвиса.
Флибустьеры не прошли мимо добычи, и в результате недолгой схватки все рабы вместе с их прежними хозяевами очутились в трюмах пиратских кораблей. Когда же капитан Дэвис вышел из своей каюты, его внимание сразу же привлек один из пленников, отличавшийся высоким ростом и крепким телосложением. Это был Джон Робертс. Так как получить за него выкуп не представлялось возможным — Робертс не имел ни семьи, ни богатых родственников, то предводитель корсаров предложил ему примкнуть к пиратскому братству.
Джон очень быстро освоился с новой ролью. Более того, он не упустил случая продемонстрировать свой талант навигатора, что весьма ценилось у пиратов. В итоге Хоуэл Дэвис и его новый подопечный очень сблизились, они оказались схожи тем, что оба хотели прожить по-настоящему интересную, насыщенную приключениями жизнь, пусть даже недолгую. Так оно и вышло.
Джон Робертс отличался превосходным знанием мореходного дела, объективностью, честностью и трезвостью — качествами редкими в среде джентльменов удачи. Не удивительно, что в июне 1719 года после неудачного нападения на лежащий в африканских водах остров Принс и гибели в сражении Хоуэла Дэвиса, команда большинством голосов выбрала Робертса новым капитаном. Поблагодарив за доверие, Робертс решил тут же изменить свое имя на Бартоломью — в честь известного пирата Бартоломью Шарпа. Но так как оно оказалось довольно длинным, то его стали величать просто Черный Барт. По всей видимости, это прозвище он получил из-за цвета волос или по причине пристрастия к черному цвету в одежде.
Стратегический талант Робертса проявлялся в том, что маршруты его плаванья отличались крайней непредсказуемостью. Он мог появиться где угодно и когда угодно. Его команда нападала на прибрежные города и селения, независимо от того, кому они принадлежали — испанцам, французам, голландцам или англичанам. Естественно все это не нравилось колониальным властям, которые не преминули объявить награду за голову дерзкого пирата и не раз снаряжали за ним карательные экспедиции.
Однажды, почувствовав, что разозлил противников не на шутку, Робертс решил на время уйти из богатых южных вод и направился на север к канадским берегам. Там он захватил 26 кораблей, 150 рыболовецких лодок. Затем, сочтя, что достойных противников в этих водах для него нет, решил переместиться к берегам Африки, где еще не пытал счастья. Однако его первая попытка оказалась не слишком удачной по причине скверных погодных условий. Кроме того, из-за отсутствия опыта путешествий по этому направлению Барт неправильно рассчитал запас питьевой воды, и когда она почти вся вышла, вынужден был вернуться разбойничать в родные Карибские воды.
Узнав о его возвращении, губернатор, расположенного в Карибском море острова Барбадос, давно уже мечтавший заполучить голову прославленного пирата, выслал против него два корабля, каждый с двадцатью пушками на борту и командой в пятьдесят человек. Барбадосцы выследили Барта, обстреляли его и тот, поняв, силы не равны, стал уходить в открытое море. А чтобы ускорить ход и оторваться от погони, приказал выбросить за борт все пушки, боеприпасы и прочий тяжелый груз.
Затем и губернатор острова Мартиника, решив присоединиться к борьбе с пиратством, вышел с кораблем на поиски Черного Барта. Робертс счел это личным оскорблением, принял бой и, захватив фрегат, демонстративно повесил губернатора. Действия властей лишь подхлестнули свирепого пирата на более яростную месть своим врагам. С тех пор каждый житель Мартиники и Барбадоса, если, к несчастью, попадал к нему в плен, мог заранее прощаться с жизнью. Даже на своем флаге капитан Барт изобразил флибустьера, вооруженного саблей и опирающегося ногой на два черепа, которые, по всей вероятности, обозначали головы барбадосского и мартиникского губернаторов.
Удача не покидала Робертса еще два года. Нежданно-негаданно он объявлялся в разных местах океана и так же внезапно исчезал с богатой добычей. Так, только в октябре 1720 года он захватил и разграбил 16 французских и голландских судов. А однажды подняв на своем корабле флаг Голландии, проплыл мимо французских портов, подавая сигналы, чтобы власти посетили остров Сент-Люсия, где контрабандисты, якобы, торговали рабами. В итоге пираты захватили 14 вышедших в море французских кораблей.
Затем отчаянный пират вспомнил, что хотел еще разок попытать счастья у побережья Африки. Весной 1721 года Робертс объявился в Гвинейском заливе, где принялся бесчинствовать в свойственной ему манере внезапного нападения и быстрого отступления. Он также не раз огибал мыс Доброй Надежды, выходил в Индийский океан и посещал пиратские гнезда на Мадагаскаре. Верхом его мастерства стал абордаж сразу 11 кораблей и захват в плен целого города в Либерии.
В Африке состоялся и последний бой прославленного Робертса. Британцы, возмущенные наглостью Черного Барта, стали охотиться на своего соотечесвенника.10 февраля 1722 года военный корабль англичан выследил пирата в тот момент, когда его фрегат одиноко дрейфовал возле мыса Лопес у берегов современного Габона. Бартоломью Робертс, ожидавший возвращения своей флотилии с очередного разбоя, заметил приближающуюся опасность, мигом все понял и решил напасть первым. Он повел свой фрегат навстречу английскому кораблю, но из-за смены ветра нарушилась маневренность, и пиратское судно развернулось бортом против курса. Англичане немедленно воспользовались капризом стихии, произведя по пиратам залп картечью. Черный Барт, находившийся в тот момент на мостике, погиб на месте. Выполняя последнюю волю капитана, команда бросила его тело за борт, лишь бы оно не досталось англичанам.
Так завершилась жизненная одиссея этого благочестивого и в то же время свирепого пирата.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.