О чём поёт Газманов Всякая революция — это, кроме прочего, мятеж дилетантов против профессионалов. Капитан круизного теплохода, лениво покачивающий штурвал, кажется порой пассажирам эдаким бесполезным и легко заменимым пижоном. Кому ж не хочется во всём белом постоять у руля? С этого понятного, в общем-то, чувства начинается лавинообразная, чудовищная дилетантизация, из которой страна потом выбирается десятилетиями. Кстати, именно этим наше Отечество сейчас и занимается. Потому-то людям и жалко отпускать Путина, только-только ставшего профессиональным президентом. Нечто подобное произошло и с песней. Зачем, решили многие певцы и композиторы, делиться славой и деньгами с какими-то там поэтами, можно ведь и самим подбирать слова. Говорю, конечно, не о тех, кто счастливо соединил в себе поэта и музыканта, речь не об Анчарове, Талькове, Башлачёве, Малежике, Антонове, Митяеве, Розенбауме, Пшеничном, Шевчуке, Городницком или Градском… Речь о тенденции.
В этом отношении меня всегда изумляли песни Олега Газманова, почти монополистически работающего сегодня в официально-духоподъёмных жанрах. Кстати, в своём недавнем интервью он объявил, что считает себя прежде всего поэтом, а лишь потом музыкантом. Что ж, значит, и разбирать тексты автора «Есаула» будем именно так, как принято среди литературных профессионалов. Сам я эту школу стиха прошёл в творческом семинаре поэта Вадима Витальевича Сикорского. Многие рифмующие даже не подозревают, что стихосложению, как и музыке, надобно учиться. И достаточно долго.
Мне многократно приходилось видеть, как во время исполнения песни «Офицеры» боевые командиры, звеня наградами, встают и даже подхватывают. Понять их можно: замороченные всеядным хохмачеством, достигшим государственного уровня, люди просто соскучились по здоровой патетике. Особенно люди военные, более других испытавшие на себе безжалостную глумливость постсоветского агитпропа. (Кстати, именно в этой простодушной, но востребованной патетике одна из причин популярности песен Олега Газманова.) Но что они подхватывают? Давайте разбираться:
Господа офицеры, по натянутым нервам я аккордами веры эту песню пою…
На слух всё вроде нормально, даже красиво. А если вдуматься! Объясните, пожалуйста, как можно «петь по нервам», да ещё «аккордами веры»? Я, конечно, догадываюсь, ч т о имел в виду «автор слов». Мол, он поёт эту песню, аккомпанируя себе на собственных нервах, натянутых, как струны, извлекая из воображаемого щипкового инструмента «аккорды веры». Сомнительный образ? Безусловно. В любом литкружке, куда, видимо, Олег Газманов никогда не заглядывал, засмеют. Но ведь даже этот неудачный замысел не реализован, на деле получилась просто полная тарабарщина типа: «Замолчи свой рот!» И это только начало.
А теперь озадачимся, к кому обращается Олег Газманов? Он не скрывает, что поёт
…Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив, кто карьеры не делал от солдатских кровей… Я пою офицерам, матерей пожалевшим, возвратив им обратно живых сыновей…
Оставим на совести педагогов, учивших будущего поэта синтаксису, неуклюжее и двусмысленное сочетание «пожалевшим, возвратив». (Когда именно они пожалели: до или после?) Но совсем уж непонятно, почему «от солдатских кровей»? Правильно ведь «на солдатской крови». «Кровь» во множественном числе — «крови» — в русском языке означает ежемесячные дамские недомогания. При чём тут воины-интернационалисты, состоявшие в основном из мужчин? А вот при чём: через строчку появляется слово «сыновей». Рифма. Возникает и ещё один странноватый смысл: если автор специально обращается к офицерам, выжившим, «свою честь не изгадив», значит, предполагается наличие контингента командиров (ограниченного, хочется верить!), честь изгадивших, матерей не жалевших и потому сыновей им обратно не возвращавших. Виноваты в гибели солдат, выходит, не душманы и кремлёвские стратеги, а лейтенанты и капитаны, которые, как известно, при выполнении боевых задач умирали и получали увечья вместе с рядовыми. Понимают ли всё это военные люди, стоя подпевающие явной напраслине на былую Советскую армию, небезукоризненную, конечно, но отнюдь не бесчеловечную?! Это я утверждаю как автор «Ста дней до приказа».
Уверен: самопровозглашённый поэт хотел, как лучше, и ни о чём таком даже не помышлял, но это, увы, следует из контекста. Ещё герой Мольера сокрушался, что необходимость постоянно подыскивать рифмы заставляет некоторых сочинителей нести полную околесицу. У Олега Газманова содержание тоже часто определяется не намерением, а близлежащей рифмой или заданным размером. Эта детская болезнь в стихосложении одна из самых распространённых, что-то вроде кори или свинки. Но страдать поэтической свинкой в зрелом, орденоносно-лауреатском возрасте?! Очень редкий случай…
Однако продолжим анализ текста, который я взял для разбора не потому, что он худший из всех, что поют сегодня. Не худший. Просто он типичный и часто звучащий. Но самое главное — песня претендует на определённую государственную патетику и идеологическую установку. А это уже серьёзно и заслуживает строгого смыслового анализа, к чему Газманов, любимец кремлёвских концертов, уверен, явно не привык. Но если он считает себя поэтом и планирует в дальнейшем множить свои патриотические сочинения, то пора привыкать…
Думаю, все согласятся с тем, что от песен в нашем сознании остаются прежде всего припевы. Соответственно и требования к этой части текста повышенные. Увы, и тут у нас беда:
Офицеры, офицеры, Ваше сердце под прицелом. За Россию и свободу до конца! Офицеры, россияне, Пусть свобода воссияет, Заставляя в унисон звучать сердца.
Кстати, иные творческие работники приняли за свободу ликвидацию в 91-м художественных советов, которые в первую очередь отсеивали художественно слабые, а потом уже идеологически вредные сочинения. Был такой совет по песне и при Гостелерадио, его тоже упразднили. И свобода воссияла! Просто некому теперь объяснить автору, что сердца всё-таки «стучат», а не «звучат», что если свобода «заставляет», то это очень подозрительная свобода, ведь именно «тоталитарные режимы» «заставляют в унисон звучать сердца», а свобода как раз предполагает вполне самостоятельные ритмы сердечных мышц.
Во втором куплете «Офицеров» тоже находим достаточно пугающей невнятицы.
Господа офицеры, Как сберечь вашу веру? На разрытых могилах Ваши души хрипят…
Как сберечь офицерскую веру, всем давно ясно: не надо громить собственную армию — ни во имя общепролетарских, ни во имя общечеловеческих ценностей. И не надо вешать на офицерский корпус — в том числе и в песнях — грехи политического руководства страны. Неясно же другое: почему души офицеров «хрипят на разрытых могилах»? Наверное, имеются в виду свежевырытые могилы, куда в присутствии уцелевших командиров опускают тела павших солдат. Значит, так надо и писать, ведь из-за неверно подобранного слова опять возникает нечаянный смысл, а именно, хичкоковская картина: кто-тозачем-то разрывает могилы воинов-интернационалистов… При чём тут кладбищенский вандализм и хрипы душ? Более того, Газманов нас предупредил, что он конкретно поёт офицерам, возвратившим «живых сыновей». Тогда почему же снова появляется назойливая тема офицерской вины?
Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах, Позвала их Россия, так бывало не раз. И опять вы уходите, может, прямо на небо. И откуда-то сверху прощаете нас.
Сколько себя помню, в графоманских стихах всегда кто-то уходит или в зарю, или в закат, или в зеленя… Но это как раз мелочь. Вчитайтесь в текст! Получается, что юноши, откликнувшиеся на очередной призыв Отечества, отправляются не на охрану рубежей, не на борьбу с террористами и даже не в «учебку», а «может, прямо на небо…», видимо, вообще минуя воинскую службу. Ну и какая мать после этого захочет отпускать сына в армию? А как можно «прощать откуда-то сверху», я — убейте меня — совсем не понимаю! Вот уж верно говорят на Востоке: сто мудрецов не растолкуют то, что ляпнул один… немудрец.
Когда в следующий раз будете подпевать не в подпитии, просто-напросто вдумайтесь в смысл слов. Иногда помогает.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Абсолютно ЗАКАЗНАЯ статейка , написанная , хотел сказать абсолютным дилитантом , но , нет , Этот Товарисчь знает куда и зачем бьёт . Эти твари пытаются добить последние оплоты истинного Патриотизма и Веры в Свет . Тьма , как и Плесень разъедает не с наружи , а проникает внутрь и разрушает Пошлостью и Страхом .
Вообще-то песни пишут как минимум двое - автор стихов и композитор. Это так, на всякий случай, если Вы не в курсе...
А вот во всём остальном критик "стихо-творчества" господина Газманова АБСОЛЮТНО прав. Более того, прибавлю от себя: такие газмановы и прочие розенбаумы только и смогли проклюнуться в эпоху тотального оглупления и деградации бывшего всенародного совка, которому подсунули эрзац свободы - и в том числе свободы от всех ПРАВИЛ и ЗАКОНОВ стихосложения. И Вас, уважаемый Золоторёв, это тоже касается. С точки зрения стилистики и правил всё того же стихосложения Ваш экспромт...как бы это помягче...не самый удачный вариант. Не сердитесь. Просто поработайте тщатель нЕе, как говорил классик сатиры...
Полностью согласна с Вами и очень рада, что в песнях слова признали равнозначной музыке составляющей. Конечно, не стоит поэзию привязывать строго к материальному уровню восприятия, и сердце может не только стучать, но и звучать. Но образ должен быть цельным и внутренне логичным, а это невозможно без грамотного владения русской речью.
3 zolotorjov. Вы, видимо, не поняли, что своим стихотворением как раз и подтверждаете то, что написал Юрий Поляков: в погоне за рифмами (что и есть рифмоплётство), Газманов порой теряет смысловое содержание текста.
Какая бы высокая песня ни звучала в душе человека, чтобы передать её другим, без таких грубых инструментов, как слова, рифма и ритм, никак не обойтись. Поэтому тот, кто хочет быть понятым, должен учитывать особенности человеческого восприятия, как ни увы.
Поэты пишут только песни- хорошо сказано. Хороший стих поет , а композитор эту песнь слышит и перекладывает на ноты. Если офицеры прошедшие пекло войны встают под песню Газманова, значит берет за живое, этому в литкружке не научишься..
Чтобы предметно критиковать Газманова и мой экспромт , необходимо продемонстрировать свой идеальный экспромт и показать как надо , по вашему мнению , писать стихи и тексты песен. А иначе получается седьмая вода на кисиле , т.е. ДЕМАГОГИЯ . Где вы , Настоясчие Улитераторы ? Ау !
Когда захватывает дух От милых губ прикосновенья… Когда с Небес слетает пух От снегового дуновенья… Когда взрывается заря От ласки солнечного света… Когда бросает в пот царя От слов Пророка и Поэта… Когда из сердца рвётся крик От беспощадной адской боли… Когда блаженство дарит миг От ощущенья Божьей воли… Когда сжимаются века От мысли-молнии пронзенья… Тогда фиксирует рука Рождение Стихо-творенья.
* * *
Русскость – это особый дар Светом сердца живущих вольно… Мы привыкли держать удар, Даже если смертельно больно,
Даже если кровавый мрак Застит будущего зарницы… Не одержит победу враг! Нас – мильёны, не единицы!
Испытания все снесём, Хоть от горя – мороз по коже… Мы планету от Зла спасём! Я уверен, мы это можем!
* * *
Гляди – восстаёт над страною Спасительный, ярый Рассвет! Плывёт в вышине надо мною, Сверкая красой неземною, Насыщен Небес Белизною – Губительным силам Ответ!
Так, Путь свой осилив, Россия Беду от людей отведёт... О, встань же Великая Сила! Ты многое в жизни сносила, И в Будущее выносила Всех тех, кто здесь был, кто грядёт...
Мы - дети Твои, Святый Боже! Мы алчем чудес от Тебя! Мы знаем - Ты можешь, Ты сможешь! Ты миру подняться поможешь! Ты Светом Своим уничтожишь Всё то, что живёт, не любя!
Сей Свет на планету прольётся, От зла очищая сей мир! И всякое сердце напьётся Лучами того, что вольётся В бездонные души-колодцы, В наш новый телесный эфир...
Хорошие стихи . Спасибо . Но не нужно бы вам ссылаться на всякие правила стихосложения и стилистику . Стих либо есть , либо его нет . А если стих есть , то значит он написан по правилам ..., но , своим спицифическим и единственно этому стиху присущим . А если стих засунуть в нормы и правила , то стих автоматически становиться рифмоплётством . Главное Дух и Душа , а форма может и не соответсвовать условным стандартам . Так происходит в Природе , которая является для человека Эталоном в мире Феноменал . Говорят , что гениальные стихи пишут перед смертью ... А вам это нужно ? Мне пока нет .
Умение писать стихи Высокопарными словами, Рифмуя словеса по Утвержденной схеме, Приветствуется теми, кто не в Состояньи сами Хоть как-то подступиться к Рифмоплетской теореме.
И те слова, что Ровно выстроятся в Строчки, И лишь Легонько друг за дружечку Цепляясь, При том, что Правильно разделят Запятые их и Точки, Остануться словами, Песней Музы не являясь.
Все дело не в словах и Четком ритме, Звучит который как Подковы по брусчатке Или порой слегка течет в Истоме сладкой, Или трубой зовет к какой-то Битве.
Ни что на свете не Придумать человеку. Он может лишь Озвучить мысли Бога, Быть завершением конечного Итога. И это истина от Ныне и до Веку.
Ну, а если сядешь с Дуру Написать Мукулатуру, Применив Простой сюжет. То тебе прощенья Нет.
Слово - Вещая Каурка. Может статься даже Дурка Не захочет тебя Брать, Коль начнешь Слова бросать.
А еще бывает Так. Вроде Парень не дурак, Но желая Взять дензнак, Наплетет вам Тыщу врак.
Важно то, что Хошь сказать, Что стремишься показать. А слова найдутся Сами. Мысль Богата словесами.
Даже нечем коль Занятся Лучше с словом Не играться. Ведь Священное оно. Словом Все освящено.
Но если видя Дивные картины, Изобразить их попытаешься Словами, То рифмы в голову Толпой приходят сами. Но ты Отсеиваешь больше половины.
А те обрывки Фраз и Наши идиомы, Которомы мы Оперировать пытаясь, Осмысленное что-то лепим, Сильно маясь, Похожи на Молчанье в состояньи Комы.
Ни Критик, ни Редактор высочайшего из Рангов Не вправе исправлять Ни слова в Песне Музы. Представте на балу Чудесный танец Танков И вы поймете , Что такое Критиканства узы...
И не надо разбираться в тонкостях поэтичности , когда в наличии факт Обсирания Святого и Дорогого для Русского ( но не каждого , к сожалению ) Душой и Сердцем . Это вам говорит Русский Бурят .
Именно в спорах на тему подобных статей Троли себя и выявляют , пытаясь сформировать якобы общественное мнение . А общество в этот момент даже не подозревает , что у него есть какое-то мнение на этот счёт .
И меня сейчас возмущает до глубины Души даже не сама статейка от профана и непрофессионала , а наглость именно профессиональных тролей . Не весь народ быдло . Народ вообще не быдло и не пипл , чтобы хавать Либеральную Культуру от слова Культ , в данном случае Культ Денег и Пошлости .
Если Юрий Поляков такая лапушка , так чего же он такую чушь несёт . Нужно не просто критиковать и хаять , а сесть и написать как нужно по правилам , что бы все видели разницу между якобы самоучкой Газмановым и якобы абсолютным профессионалом Поляковым . И не надо Народ считать за быдло . Народ сам разберётся где Талант , а где Ремесло. Причём за 20 лет тусовок на форумах я понял , что разбирают по косточкам именно Ремесленники именно Таланты .
Не зря америкосы тратят бешенные деньги на тролей. Это оказывается очень мощное оружие в развале стран и социумов без насилия и лишних нервов . Причём в троли вербуются представители тех стран и социумов , которые хотят развалить . Самый яркий пример в истории тролизма - это Солженицын и ему подобные представители свободной мысли и слова Солживым содержанием . Идёт информационная война . Будьте бдительны Товарищи и Соратники .
Слово троли осознанно пишу с одной буквой л , потому что они не заслужили второй букы л , да и первая лишняя . Они скорее трои , чем троли , по своему содержанию , т.е личности с двумя и более сюрпризами ( потрохами ) .