Два наших «долгих» лидера смогут совместно изменить однополярный мир, на вершине которого тем временем очередной дональд будет браниться с очередной хиллари. Господин Дракон знает кто тут главный.
Между КНР и США, судя по всему, стартовало решительное экономическое противостояние. Индекс американских акций уже начал своё падение, а с 26 марта Китай начинает торговлю нефтью за юани, а не за доллары. В перспективе это тряхнёт американскую экономику так, что может отбросить её на десятилетия назад.
Но Китай начал это противостояние, концептуально к нему подготовившись, а именно – возродив, по сути, императорскую власть. 11 марта 2018 года ежегодное Всекитайское собрание народных представителей отменило ограничение для председателя КНР занимать свой пост не более двух пятилетних сроков. Теперь будет можно оставаться на нём гораздо, гораздо дольше. Сколько потребуется. Товарищ Си знает толк в заветах председателя Мао.
В этих переменах есть нечто величественно-традиционное: Срединная Империя обращается к собственному вечному модусу вивенди. Там и раньше свели к минимуму всю эту «демократическую» суетливую чехарду с вознёй кандидатов, предвыборными интригами и прочим утомительным позорищем (исчезновения которого у нас в России сейчас, перед президентскими выборами, никто даже не заметил и, тем более, не пожалел о нём), а теперь легализуют статус-кво. В Китай возвращается Император. И это – зримый знак того, что в мире поменяются очень многие расклады.
У длительной единоличной власти, как принято считать, есть масса недостатков – по крайней мере, так на все лады утверждают те, кто участвует в информационном обеспечении очередного майдана. Набор тезисов начинается с выкриков про «Хватит!» и «Надоело», чтобы продолжиться постным умничаньем про застой и стагнацию. История, правда, успешно говорит об обратном: императоры Октавиан Август и Франц-Иосиф, «Король-Солнце» Людовик 14-й, королева Виктория, Иосиф Сталин, и ещё немало примеров говорят нам о том, что править можно и долго, и весьма успешно.
Главные преимущества «императора» перед «президентом» всегда были и будут – горизонт планирования и быстрота реакции.
Про горизонт планирования, полагаю, объяснять долго не надо: когда правитель не привязан к короткому сроку, он может играть «в долгую» — затевать длительные реформационные и модернизационные проекты, осторожно и не торопясь изменять вокруг своей страны геополитическое окружение, закладывать фундамент социальных преобразований и не бояться, что следующий правитель затопчет их некрепкие ростки. В мире «императоров» все делается вдумчиво, взвешенно, без метаний курса и бега по кругу. Собственно, именно ради того, чтобы смотреть на десятилетия вперёд, Китай и меняет свои законы: «перед Китаем стоят масштабные задачи, обозначенные на XIX съезде КПК. В области внутренней политики это «цели двух столетий»: к 2021 году — столетию образования Компартии Китая — покончить с бедностью, а к 2049 году — столетию КНР — завершить строительство «модернизированного социалистического государства». Во внешней же политике Китай претендует на роль ведущей мировой державы».
Про быстроту управленческой реакции тоже достаточно ясно: чем меньше инстанций согласовывают между собой стратегические решения (даже при условии, что они это делают не интригански, а добросовестно), тем быстрее и лучше идёт дело. Ярчайший пример – Крым-2014. «Император» Путин с одной стороны — и говорильня из тимошенок и турчиновых с другой. Путин делал – турчмошенки спорили. Когда устали спорить, было поздно. Можно ещё вспомнить начало Второй Мировой, когда молниеносные разгромы Польши и Франции далеко не в последнюю очередь объяснялись тем, что их покоряла воля не коллектива, а одного правителя. У которого, кстати, в случае с СССР так сделать не получилось – нашла коса на камень и диктатор на диктатора.
Умные люди из правящих элит отлично понимают, что лучше – и завидуют решительному Си. «Он теперь пожизненный президент. Пожизненный президент. Нет, он замечательный, — сказал Трамп. — И смотри, ему удалось сделать это. Я думаю, что это замечательно. Может быть, мы когда-нибудь это попробуем». Кстати, скорее всего, к этому придёт. Всё-таки восемь лет – маловато для любых масштабных изменений курса больших стран. Либо спешить и портачить, как Обама с «обамакэа», либо делать долго и постепенно. А для этого надо «жить долго».
Теперь обратимся к недавно прошедшим выборам президента Российской Федерации. У нас нет китайской инициативы по изменению Конституции – и Путин не собирается становиться императором. Но две наших страны – Россия и Китай – будут продолжать своё стратегическое партнёрство подобно скале в бушующем море. Два наших «долгих» лидера смогут совместно изменить однополярный мир, на вершине которого тем временем очередной дональд будет браниться с очередной хиллари. Слава Императорам!
Григорий Игнатов
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|