Сейчас средства от управления государственной собственностью направляются в виде дивидендов или прибыли от приватизации в бюджет, из которого затем их часть поступает в ПФР в виде трансферта. АНПФ предлагает изменить эту схему: направлять доходы от управления госсобственностью на рынок, который инвестировал бы их и за счет полученной прибыли увеличивал пенсии граждан. Это позволит пополнять пенсионные счета в год на 10 тыс. рублей.
С тех пор, когда пенсионная система была выведена за пределы госбюджета, потеряла статус общенародной благотворительности и превратилась в средневековые "личные накопления на чёрный день" (которые без государства делать легче, чем с ним) - не прекращаются игрища по "перетягиванию одеяла" разными заинтересованными юрлицами. Традиционно стремление каждого - забрать себе финансовый поток, и "потерять" по дороге к пенсионеру. В данном случае речь идёт о том же...
— В начале июля АНПФ отправила в ЦБ, Минфин, Минэкономразвития и ПФР комплексные предложения по модернизации пенсионной системы. В частности, предложения по использованию доходов от управления и приватизации государственной собственности и части прибыли государственных организаций и предприятий естественных монополий для финансирования пенсионных схем. Создана рабочая группа в рамках ассоциации, которая работает над созданием таких инструментов, — рассказал «Известиям» Алексей Денисов.
По его словам, эти средства могут быть использованы для дополнительных поступлений в ПФР сверх того, что сегодня поступает в него из бюджета.
— Важно, чтобы они шли на цели улучшения благосостояния граждан, а не расходовались в рамках бюджета. Также доходы от госимущества могут быть направлены на счета работающих граждан, которые будут инвестироваться в национальную экономику. Что, в свою очередь, будет способствовать достижению темпов роста на уровне мировых, — отметил он.
Пенсионная система России не является сбалансированной: общий трансферт из бюджета в год составляет 3,7 трлн рублей, или 4% от ВВП. Такой значительный объем финансирования является существенной нагрузкой на федеральный бюджет, общий объем которого — 15 трлн.
Последние три года в связи со снижением поступлений в казну нефтегазовых доходов правительство было вынуждено «замораживать» перевод в НПФ накопительной части пенсии, которая шла на текущие выплаты пенсионерам вместо формирования инвестиций будущих.
Эта ситуация привела к новому витку пенсионной реформы, в разработке которой также принимают участие и НПФ, предлагающие свои варианты улучшения стабильности пенсионной системы.
— Сегодня распределительная пенсия дефицитна на треть. Расходы в более чем 6 трлн покрываются взносами лишь в объеме 4 трлн. Остальное — трансферт из госбюджета. Использование доходов от управления и приватизации государственной собственности — это по самым скромным подсчетам еще 500 млрд, — оценил руководитель аналитической службы АНПФ Евгений Биезбардис.
По его расчетам, в 2017 году доходы от управления госимуществом составят 483 млрд рублей, в 2018-м — 463 млрд, в 2019-м — 432 млрд, а доходы ФНБ — 58,7 млрд, 60,5 млрд и 49,4 млрд. Всего таким образом на пенсионное обеспечение можно направить дополнительно 542 млрд, 524 млрд и 482 млрд соответственно. С учетом числа работающих граждан, их пенсионные счета в год будут пополняться на 10 тыс. рублей — это будущие пенсии россиян.
Любая идея имеет право на обсуждение, подчеркнула в беседе с «Известиями» руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. В данном случае она видит несколько сложностей, связанных с непредсказуемостью дивидендных и тем более приватизационных поступлений, а также нестабильностью доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений.
— Во-первых, бюджету доходов не хватает и так, и в этом контексте убирать часть поступлений в казну вряд ли разумно. Во-вторых, каждый раз в бюджет заносится одна сумма по дивидендам, например, 50% от прибыли, а затем она сильно корректируется. Приватизация — вообще один из самых непредсказуемых источников доходов, — отметила Александра Суслина.
Также важно, что доходность инвестированных в НПФ средств непредсказуема и сильно различается от фонда к фонду, отметила эксперт.
— Контуры пенсионной реформы еще не определены: неясна судьба накопительной пенсии, повышения пенсионного возраста. Не сформирован костяк, на который нанизываются дополнительные опции, — отметила Александра Суслина.
В Минфин России письмо АНПФ уже поступило, сообщили «Известиям» в министерстве.
— Предложения АНПФ о совершенствовании многоуровневой пенсионной системы будут рассмотрены в установленном порядке, — заявил представитель ведомства.
В Минэкономразвития также подтвердили факт получения предложений АНПФ и заявили об их проработке. В пресс-службах ЦБ и ПФР отказались от комментариев.
По сообщениям информационных агентств;