Иж-2126 — российский автомобиль малого класса, выпускавшийся «ИжАвто» в период с 1990 по 2005 год.
ИСТОРИЯ
В начале—середине 1970-х годов в Ижевске в инициативном порядке велись экспериментальные разработки переднеприводных конструкций — в частности, можно назвать такие прототипы, как Иж-13 «Старт». Однако в то время эта линия продолжения не получила из-за недостатка финансирования и отсутствия внимания со стороны руководства отрасли.
К середине-концу десятилетия на ВАЗ-е и АЗЛК уже разрабатывали свои варианты автомобилей с приводом на передние колёса, который завоёвывал в те годы большую популярность по всему миру.
Тем не менее, проведя тщательный сравнительный анализ различных компоновочных схем, ижевские конструкторы пришли к выводу, что при условии применения на заднеприводном автомобиле современных на тот момент конструктивных решений, таких как подвеска типа «макферсон», замена стальных и чугунных узлов на детали из легких сплавов и пластмасс, использование улучшающих аэродинамику элементов, и так далее, переднеприводная схема не имеет решающего преимущества перед заднеприводной с точки зрения массы, компактности и топливной экономичности автомобиля. Отмечавшийся же в литературе тех лет выигрыш в массе на 6-10 % при переходе от заднеприводной схемы к переднеприводной с поперечным силовым агрегатом относится лишь к случаю сравнения тогдашних современных моделей со спроектированными за 10-15 лет до этого (например, ВАЗ-2108 с ВАЗ-2106), и характеризует не столько компоновочную схему, сколько весь комплекс применённых в новых моделях конструктивных решений в целом.
Кроме того, имевшиеся в распоряжении конструкторов двигатели производства Уфимского завода, рассчитанные на старые заднеприводные модели, сами по себе имели большие габариты и не позволяли создать достаточно компактный силовой агрегат для переднеприводного автомобиля. По прикидочным расчётам, применение переднеприводной схемы при использовании имевшегося силового агрегата привело бы к снижению массы автомобиля не более, чем на 15-20 кг по сравнению с заднеприводным вариантом, что соответствует снижению расхода топлива всего на 0,27…0,44 % в зависимости от режима движения.
(На данном фото ИЖ-4х4 соседствует с идущим по конвейеру ВАЗ-2106.. До "смерти" ОДЫ всего-ничего, ВАЗовцы уже пришли...)
При этом заднеприводная схема всё ещё сохраняла весьма весомые преимущества с точки зрения трудоёмкости обслуживания и доступа к агрегатам, позволила бы использовать имеющиеся в производстве хорошо отработанные детали. К тому же, в гамме производимых Ижевским заводом автомобилей большое место занимали грузовые модификации, а для них использование заднеприводной схемы приводит к повышению эксплуатационных показателей и потому весьма желательно.
Поэтому завод начал работу над компромиссным вариантом — моделью с современным кузовом типа «хэтчбэк», но задним приводом и основательно модернизированной механикой на базе агрегатов существующих моделей, что позволяло также сохранить структуру взаимосвязей со смежниками.
При этом по потребительским качествам новую модель планировалось приблизить, насколько это было возможно, к переднеприводным аналогам.
Первая серия прототипов Иж-2126 («серия Т») появилась в 1979 году.
Машина была создана молодыми конструкторами и при компактных внешних габаритах имела вместительный для своего времени и класса салон — по данным изготовителя, расстояние от педали акселератора до спинки заднего сидения у Иж-2126 такое же, как у «Волги». Внешняя форма кузова была вполне современной для тех лет. При проектировании автомобиля широко использовались современные методы, например, расчёт кузова на прочность проводился на компьютере методом «конечных элементов», аэродинамика автомобиля доводилась продувками моделей в институте механики МГУ и натурных экземпляров во Франции на оборудовании фирмы «Рено».
Чтобы увеличить простор в салоне при сохранении малой общей длины автомобиля, двигатель и редуктор заднего моста были смещены вправо — это позволило разнести педальный узел и силовой агрегат, что уменьшило длину моторного отсека и улучшило эргономику. Для снижения аэродинамического сопротивления лобовое стекло сильно наклонили, боковые выполнили гнутыми.
Коробка передач от «Иж-Москвич-412» была модернизирована — получила пятую передачу и рычаг непосредственно на картере, без бывшего больным местом «412-го» кулисного привода; вместо червячного рулевого управления машина получила более современное реечное, тормозная система — двухконтурная, с диагональным разделением контуров.
Передняя подвеска использовалась изначально рычажно-пружинная, аналогичная по конструкции модели «412», а задняя — оригинальной конструкции, также рычажно-пружинная, на А-образных рычагах (на её конструкцию было получено авторское свидетельство, но в дальнейшем от неё отказались в пользу схематически копирующей «Жигули»).
Позднее были разработаны два варианта передней подвески по схеме «макферсон»: с треугольными нижними рычагами и с прямыми рычагами со штангой стабилизатора устойчивости в качестве дополнительного рычага — растяжки; в серии использовалась вторая схема.
Кроме того, впоследствии существовало четыре экспериментальных варианта зависимой задней подвески с различной геометрией: на штампованных продольных рычагах (по типу «Опеля»); с продольными рычагами и реактивными штангами — с тягой Панара (как на вазовской «классике») или механизмом Уатта; многорычажная с продольными и поперечными рычагами. В серию пошла близкая по конструкции к проверенной подвеске «классических» ВАЗ-ов.
Автомобиль имел круглые передние фары в черных «очках» с поворотниками по углам передка, напоминающими более поздние серийные «Иж Комби» и Иж-412 после модернизации 1981 года.
Из-за выявленных недостатков в ходе государственных испытаний завод продолжил дальнейшую разработку модели.
В 1980 году появилась доработанная модель — «серия 0». Этот проект существенно отличался от первого. Снаружи изменился передок — теперь спереди были сдвоенные круглые фары, а поворотники расположились в бампере.
В прототипе О2 была кардинально переработана поверхность кузова, основные элементы которой дожили до серийного производства.
Прототипы серии О3 были направлены на фирму «Renault» (Франция), где, совместно с ижевскими специалистами, производилась доводка кузова, бамперов, светотехники и интерьера. Технические решения, полученные в результате данной работы, были реализованы в серии прототипов О5 и, в итоге, пошли в серийное производство.
В 1984 году образец Иж-2126 «серии 04» с блок-фарами прошел государственные испытания и был рекомендован к серийному производству.
Были проведены традиционные совместные испытания с иностранными аналогами того же класса, среди которых можно отметить, скажем, пятидверный хэтчбэк Ford Sierra германского производства.
На прототипах серии О5, ввиду отсутствия средств на освоение в производстве оригинального рулевого колеса и фар, аналогичных использованным на прототипах фарам фирмы «Hella», были установлены плохо вписывающиеся в дизайн крупные угловатые фары от ВАЗ-2108 с оригинальными поворотниками, а также рулевое колесо от той же модели, которое впоследствии, в ходе серийного производства, было заменено на рулевое колесо ВАЗ-2110. Вообще, в автомобиле довольно широко использовались узлы от других автомобилей, выпускаемых в то время: передние дисковые тормоза, вентилятор и радиатор отопителя, салонное зеркало заднего вида от ВАЗ-2108, муфта карданной передачи от ВАЗ-2106, комбинация приборов от АЗЛК-2141, задние тормозные колодки от М-412.
Подготовка производства из-за вялотекущего финансирования шла медленно, однако, был выполнен большой объём работ по изготовлению кузовных штампов в Японии фирмой «Fuji», крупных пресс-форм в Португалии, произведена установка автоматизированной штамповочной линии «Komatsu», сварочных линий «Kuka» и литьевых машин «Demag», построены новые цеха по выпуску задних мостов и сварочный кузовной цех, перестроено производство у смежников под выпуск реечного руля и подвески «McPherson».
Между тем, запуск автомобиля в серийное производство в условиях всеобщего кризиса промышленности страны шёл далеко не гладко. Относительно выпуск начался 19 ноября 1990 года, а подготовка массового производства закончилась только с запуском роботизированного сварочного цеха.
К началу 1995 года было выпущено всего около 5 000 автомобилей по «обходной технологии», которые даже по мнению самих заводчан «не отличались стабильным качеством»[3].
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
По сравнению со своим предшественником — Иж-2125 «Комби» — модель −2126 была огромным шагом вперед, относительно него были существенно улучшены все потребительские и технические качества автомобиля.
Однако из-за задержки с постановкой в производство, а также нестабильного и в целом невысокого качества сборки она оказалась не слишком востребована даже на внутреннем рынке (основным козырем автомобиля была невысокая цена, главными конкурентами — основательно устаревшая «классика» Волжского завода и украинская «Таврия» на класс ниже).
В свете ужесточения российских экологических норм и введения стандарта Евро-2 для продаваемых на территории РФ новых автомобилей осенью 2005 года, дооборудование устанавливаемых на Иж-2126 двигателей необходимыми для прохождения сертификации по новым правилам системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором было признано экономически неоправданным, так как, по мнению руководства завода-изготовителя, вызвало бы значительное повышение себестоимости автомобиля, критичное для потенциальных покупателей, а следовательно — резкое падение спроса на него. (От себя добавлю: это ложь! ВАЗовцы пришли на ИЖ и поняли, что имеют в лице ОДЫ серъёзного конкурента, от которого быстренько решили избавиться.. На мощностях конвейера, гда выпускались ОДЫ ещё 10 лет потом выпускали ВАЗ--2104, 06, 07.. Все с модифицированными под впрыск (!) моторами и худшими по качеству кузовами, чем выпущенные на автозаводе в Тольятти.. И никто, почему то, не счел их выпуск "экономически нецелесообразным"!..)
Как результат, модель была снята с производства в 2005 году. Всего с 1990 года на платформе Иж-2126 было произведено около 242700 машин различных модификаций и нескольких типов кузовов. В то же время, родственные устанавливавшемуся на Иж мотору ВАЗ-2106 двигатели «классического» семейства ВАЗ-2104-05-07 всё же были оборудованы распределённым впрыском топлива и катализатором, в итоге «классика» находилась на конвейере, в том числе и на заводе в Ижевске, до 2012 года.
ИЖ-2126 «ОДА»
Изначально автомобиль назывался «Орбита», но название «Орбита» почти нигде не указывалось, поскольку товарный знак «Orbit» уже был зарегистрирован за рубежом (так назывался концепт-кар компании ItalDesign). На задней двери автомобиля до 2000 года был оригинальный шильдик «ИЖ2126», заменённый на наклейки «ODA» и «1.6c» (также были 1.7 и 1.8, в зависимости от двигателя).
Приборный щиток позаимствован у 41-го Москвича, а фары и руль — у «восьмёрки» (с 2000 года ставился руль от «десятки») — унификация по запчастям с другими отечественными автомобилями упрощала эксплуатацию, но придавал «Ижу» вид своеобразной «сборной солянки», что не шло на пользу имиджу. Кроме того, крупные угловатые фары ВАЗ-2108 посредственно вписывались в изначально рассчитанный на низкие округлые блок-фары передок «Ижа».
Привод сцепления гидравлический. Передняя подвеска — стойки типа «МакФерсон», задняя — почти аналогична «Жигулям».
Крупносерийно «Ода» выпускалась с тремя типами двигателей — ВАЗ-2106 1.6л, УЗАМ-3317 1.7л и УЗАМ-3313 1.8л. Выпускались также мелкосерийные или опытные передне- и полноприводные версии автомобиля с различными двигателями (ВАЗ-21084, 2106, 21213, 2130, 21214, Hyundai G4GM семейства Beta, объёмом 1.8 литра, двухлитровым впрысковым УЗАМ-248i). Мелкосерийную модификацию автомобилей производила ижевская компания «Норма-Авто». Также, заводом выпускалась полноприводная версия 2126—060 с двигателем ВАЗ-21213, поставленная на конвейер по технической документации «Нормы-Авто» с незначительными изменениями конструкции.
В 2003 году автомобиль получил оригинальную панель приборов.
В 2004 году комбинация приборов была модернизирована и получила один (два) жидкокристаллических дисплея. Также была обновлена обивка салона — она стала двухцветной: серый низ, чёрный верх. Готовился внешний рестайлинг, который по имеющейся информации должен был принести в облик автомобиля новые бампера под цвет кузова, молдинги на боковине, а также позаимствованные у ВАЗ-ов «тринадцатого» семейства узкие фары.
1 июля 2005 года всё семейство Иж-2126 было снято с производства.
БЕЗОПАСНОСТЬ
При разработке Иж-2126 «Ода» прошёл полный цикл испытаний, включая краш-тесты по стандартам, которые действовали на момент его постановки на производство, но к появлению новых стандартов на смещённый (R94) и боковой (R95) удары оказался не готов. В результате проведенного «Авторевю» краш-теста (фронтальный удар по стандартам EuroNCAP) автомобиль получил 2 балла из 16. Конструкторы завода провели большую работу по изменению конструкции и усилению кузова, в том числе, используя результаты испытаний «Авторевю», и добились положительного результата (испытания проводились на АвтоВАЗе), но в серию эти изменения не пошли, ввиду снятия автомобиля с производства.
МОДИФИКАЦИИ
Иж-2126 «Ника» — мелкосерийная «Ода» в комплектации люкс
Иж-2126-063 (4х4) — полноприводная модификация «Оды» с двигателем ВАЗ 2130-20
Иж-2126-064 «Охотник» — полноприводный пикап с дизельным двигателем ВАЗ 343 и с рессорной задней подвеской
Иж-2126-070 "Фабула"
Иж-2126-070 "Фабула" 4х4
Иж-2126 4x4
Иж-2126 4x4 являлся внедорожной модификацией автомобиля Иж-2126 «Ода». Производился он на «ИжАвто» с 1995 по 2005 годы. На свет эта полноприводная модификации «Оды» появилась благодаря тюнингу, который произвели специалисты завода на основе узлов и агрегатов 213-й Нивы, имевшей независимую подвеску. Конструкторы завода установили двигатель на этот автомобиль при помощи сваренного из труб подрамника своего производства. Передние рычаги подвески были взяты здесь от нивы, оснастив их при этом переходником под шаровую опору от ВАЗ-2108. От него же создатели машины взяли поворотный кулак.
Передние рычаги подвески были универсальными, унифицированными с заднеприводной «Одой». Стойки амортизаторов завод изготавливал из стоек этой машины путём приваривания к ним рулевой сошки. Для того что бы увеличить дорожный просвет между поворотным кулаком и стойкой установили проставку. Задний мост так де намного доработали, а именно так же наварили проставку под пружины, тягу и амортизаторы. Передний редуктор полностью взяли от Нивы 21213. Так же внедорожник получил главную передачу с отношением 4,22.
В качестве силового агрегата на Иж-2126 4x4 был использован карбюраторный двигатель ВАЗ-21213, имевший объём 1,7 литра. Вместе с ним работала КПП производства Омского завода, а так же новая раздаточная коробка оригинальной конструкции. Она обеспечивала полный привод на автомобиле, при этом имелась возможность принудительно блокировать механическим способом межосевой дифференциал. Кроме того, внедорожник комплектовался аэродинамическим обвесом «НИКА». Из-за этого машину иногда называли ИЖ-«НИКА».
После производства опытного прототипа этого тюнингового варианта «Оды» автомобиль был отправлен в серию. Выпуск его продолжался вплоть до 2004 года, когда производства данной машины было свёрнуто по "экономическим соображениям"..
Обзор от Академека с юмором:
P.S. Как видим ИЖевскому атозаводу было, что явить миру. Была отличная инженерная база, были мощности, были наработки. Завод внедрял всё новое и прогрессивное сразу же после прохождения испытаний и согласований, в то время, как ВАЗ клепал модели по 30 лет без изменений.. Но "хвалёный" капитализм, конкуренция и прочие прелести, принесённые к нам поганым западным ветром сделали своё чёрное дело.. Мы навсегда потеряли отличный автомобиль, который, я уверен, выпускайся он сейчас, прочно бы занимал свою нишу, прекрасно бы продавался и имел бы свою "армию поклонников".. Господи, верни нам ИЖ!... ЗЫ
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Вот, кстати, нашёл информацию 2009 года, всё расставляющую по углам...
ИЖ, который мы потеряли. Вот, собственно говоря, и всё. Сбербанк начал перевод кредиторской задолженности Иж-Авто в контрольный пакет, владеть которым будет Сбербанк-Капитал. Огосударствливание (или, как часто пишут, огосударствление) завода состоялось, можно расслабиться. Напомню, что недавно четверть пакета было передано обратно в состав ИЖМАШа (откуда в своё время ГК СОК «изъяла» завод), состоящего «на службе» у Ростехнологий. Соответственно, холдинг РосАвто получил ещё один актив. Теперь судьба завода зависит от того, как будут окончательно распределены две государственные доли – «чемезовская» и «грефовская». При нынешнем соотношении полноправным владельцем Иж-Авто становится Сбербанк и Герман Греф получает инструмент реализации своих автомобильных амбиций.
Блин! Я ж целую статью выложил ПРО ИЖ 4х4!!! С кучей фоток, видео тест-драйвов! И тут вопрос: что за модель? Всё зря.. ИЖ-ОДА-2126-060 4х4 Вот что это!..
Либералы старательно выполняют все заказы с Запада.. Всё, что может представлять хоть какую то конкуренцию убивается на корню.. Восстановить советскую авто-инженерию уже совершенно невозможно.. Прервана преемственность поколений.. Очень жаль..
Каждому своё.. Вот станет бензин по 100 рэ--начнём осваивать.. У нас местность гористая, особо не помаслаешь.. Зато ветра бывают крепкие, мож есть смысл к самокату парус примастырить, будет типа виндсамокат..
Затем, что вот сейчас у нас снегу навалило, все ездят, как обделанные, а я -- король.. Местность у нас гористая, неохота в подъёмах буксовать.. Да ещё по грунтовкам по грибы-ягоды выезжать, да хоть куда, ему всё по барабану.. Полный привод есть полный привод (а он постоянный полный), он по любому лучше, чем любой другой.. Тем более, что расход у ИЖа ничуть не больше той же "шестёрки"..
Вспомнил про один недостаток, который я считаю существенным.. Это "запаска", расположенная под задним бампером снаружи кузова.. Это жесть.. Тому кто это придумал надо саморез в голову ввернуть.. Я один раз попытался её вытащить в гараже с ямы.. И понял, что лучше её вообще оттуда убрать, т.к. достать её на дороге ещё можно ( и то, на асфальте и в сухую погоду ), а вот запихнуть на место--гиблое дело.. А если на грунтовке, да в грязи--просто нереал..Неужели так сложно и дорого было сделать её в корыте внутри багажника!?.. Так она у меня и умирает под днищем пока что.. Есть мысли вварить в багажнике корыто от какого то ВАЗа, "десятки", "четырки".. Пока думаю..
У нас был первый Москвич 412 1971 года, покупали в 1989. Откуда он нас только не вытаскивал, бывало и застревали. А на техосмотре гаишники ржали в голос и звали своих собратьев - посмотреть, какой двигатель - как с завода, у меня муж своими руками и движок перебрал, вместе ставили вдвоем, и двери внутри заново обтянул дермантином, я чехлы шила...время золотое, вместе и своими руками, с ребятишками маленькими всю область изъездили, и в гору, и под гору, и в грязь.. Отличная машина!
Вот это правильно: лучше, чем сам для себя--никто не сделает.. Потому что, как ни странно, но владение машиной--самый настоящий энергообмен, то мы её балуем, то она нас.. Сколько энергии влил, столько она тебе и вернула.. А мастер со стороны всегда норовит энергии отдать поменьше, а денег содрать побольше.. Я тоже стараюсь делать сам всё, что могу.. Жаль, могу далеко не всё.. Двигателя, мосты--не могу.. А вот КПП и раздатку на ИЖике перебирал сам..
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]