В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.— «Повесть временных лет»
«Отставной козы барабанщик». Так в XIX веке называли людей без определенного рода деятельности, а порой и просто маленьких или забытых людей, которые кое-как кормятся какими-нибудь случайными и никому не нужными делами. Откуда же родилось на свет это шуточное понятие? До самой революции в глуши можно было узреть бродячую труппу или нищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разнообразные «штуки», или «козу» – человека, на голову которого укрепляли грубое подобие козьей головы из мешка, и «барабанщика», чаще всего из отставных солдат, которые барабанным боем призывали «публику» на зрелище.
А между тем, так было не всегда. Доромановская Россия заботилась о своих солдатах и о том, где преклонят они головы, когда прослужив много лет, верой и правдой государству российскому, по старости ли, по ранениям или иным немощам, уйдут на почетный отдых. Я уже писал ранее, что Романовы не только узурпировали власть Русско-Ордынских императоров, но и изменили все мировоззрение русского человека, его отношение к ближнему, к ветерану и воину. Введя рекрутский набор, они закрепостили крестьян и гнали в армию рабов, которые могли почувствовать себя солдатами, лишь в том случае, если ими командовали Суворов и Нахимов, Кутузов и Багратион, Ушаков и прочие полководцы, которым претило владеть себе подобными. Однако таких было мало, ибо понаехавшая из Ливонии шушара из беглых наемников, за редким исключением, начала унижать и обирать русского солдата, делая из него безмозглую скотину, используя в воспитании защитника, палки да шпицрутены.
Потому то и выдвигала Россия в грозную пору полководцев народных, способных увлечь за собой солдата личным примером и патриотизмом.
Впрочем про это написано много, а вот о принципе комплектования войск Великой Тартарии, Руси, Орды, как помнится мне, не писал ни один автор. Впервые я встретил, правдивые слова про это у академика Носовского.
Как же комплектовалась рать России того времени?
Основу войск составляла орда. Слово это означало крупное воинское формирование, а не татаро-монгольское нашествие, которого на Руси никогда не было. Опиралась орда,на казачьи части и огромное количество коней центральной степной полосы страны. От того орда была мобильной и передвигалась в зависимости от оскудения провианта для коней. Именно казаки и завоевали огромные территории на трех материках и даже на четвертом – черном континенте. Это была так называемая армия, куда и вызывали князей, для спроса о делах их, в тех местах, на которые князья получали, в этой же орде, ярлык на княжение. Ордынские войска подчинялись Великому Князю, Хану,Царю, которого на западе Европы звали императором. Ставка последнего постоянно менялась в основном в пределах городов Золотого Кольца России или по иному в Новгороде (совокупности этих городов), пока окончательно, во времена Дмитрия Донского, не переместилась в Москву. Именно ордынские правители посылали в карательные экспедиции, против взбунтовавшихся вассалов имперские войска и умело сталкивали своих подданных лбами между собой. Исповедуя принцип «разделяй и властвуй», выступая на стороне, то одного, то другого своего наместника и сея между ними смуту.
Кроме оседлого казачьего сословия, кормившегося от данной ему в пользование земли, существовало и иное воинство – рекрутское или десятинное. Таковое набиралось из числа тех, которых брали по десятинному набору в пожизненную службу, то есть каждого десятого из мужского населения. Это так называемые ратники десятинного набора которых содержало за счет оплаты десятинного налога, деревня или город из которых и ушли на службу воины.
Были и третьи вояки того времени. Это городовые казаки и стрельцы. Первых содержал для охраны князь удельный, а вторые кормились сами, за счет торговли отдаваемой им в кормление. Как правило, стрельцами были посадские или слободские люди.
Поскольку десятинных солдат было великое множество и у них, как правило, по прохождению службы негде было приклонить голову на старости, в отличие от имевших хозяйство иных служивых людей, командование орды придумало выход, который отлично характеризует дух того времени и заботу не только о ветеране, но и о его душе.
Именно во времена великого ордынско-славянского завоевания мира, на Руси массово строятся, практически все известные сегодня монастыри. Это еще одно доказательство, того, что не было завоевания иноплеменниками России и то, что именуют нашествием, не что иное, как становление могучего государства и его вооруженных сил. Именно монастыри становятся местом поселения отставных военных, калек многочисленных битв, заслуженных ветеранов орды не имеющих крова над головой, семьи и потомства. Вот они и станут первыми монахами Руси, а окружающие деревни, названные позже монастырскими, будут обязаны содержать монахов. Для определения жизни в монастырях вводится устав походящий на тот, который был в войсках. Наличие храма, позволяло воякам замолить грехи сделанные во время службы и почетно скончать свои дни в окружении братии.
Россия знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены, архиереи, ктиторы, учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.
Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного, написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века. На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.
Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита, написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X — начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания».
Студийский устав был введён на Руси преподобным Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Он использовался в России до XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским уставом, получившем распространение на Востоке.
Утверждение о том. что Десятинная церковь Киева построена на 10 часть доходов Владимира Крестителя не верное. Да! Он дал десятую часть доходов, но не своих личных, а общества, которое и выстроило этот воинский храм, возле которого и кормились монахи, отставные воины орды. Князь ли, ратай или ремесленник, обязаны были давать десятину на содержание орды - армии Великой Русской Империи.
Наиболее ярким примером того времени является великий князь Александр Невский. Александр Ярославич Невский (др.-рус. Олександръ Ярославичь, 13 мая 1221(2), Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263), знаменитый русский полководец, в монашестве Алексий.
Из других монахов наиболее известны Пересвет и Ослябя.
Кстати слово монах с греческого переводится, как одинокий. С введением единой фориы для монахов, русичи их стали звать чернецами. В чернавки же, которые появились примерно в то же время, что и монахи, брались вдовы солдатки, оставшиеся без кормильца. Их детей принимала на воспитание братия и готовила их к службе в княжих полках или в священнослужители, дьяки и прочие государевы чины.
Монахи католицизма и прочих религий, явление совсем иное, имеющее другие корни и философию. Но у меня нет желания рассказывать о них, в виду малого интереса к этой теме.
Кремль Московский, тоже был монастырем, где роль игумена исполнял сам Царь, являющийся одновременно первосвященником Руси. В Кремле были как мужской, так и женский монастыри в коих и заканчивали жизнь русские цари и царицы. И хотя они все были ромеи, то есть потомки византийских василевсов и императоров-фараонов Первого Рима, все они приняли русскую действительность и этот шаг, позволил им создать огромную многонациональную державу с непобедимым войском. И лишь предательство, преступление, подкуп и подлог веры, смогли сломать эту систему в ходе Великой Смуты (Реформации по западному), в результате которой и распалась Великая Славянская Империя, а государства Ливонии-Европы получили независимость. На трон Рюриков сели не помнящие родства лютеране Романовы, которые и превратили честных и заслуженных ветеранов, в «отставных козы барабанщиков».
Кстати это выражение, противоречащее логике русского языка придумала немка Екатерина Вторая, написавшая одну из своих пьес, которые не оставили и следа в литературе.
Золотой век России, это не время правления немки, которая руками своих фаворитов, начала собирать разбазаренные ее предшественниками земли. Золотой век, это как раз то время, когда по версии историков скалигеровской школы, на Руси было татаро-монгольское нашествие и «завоеватели» усиленно строили монастыри, для своих солдат, как место их уединения и покоя.
Создателем этой структуры был великий князь Георгий Данилович, позже названный Победоносцем и канонизированный русской церковью. А еще его звали Чингисханом. И был он родным братом Батыю – Ивану Даниловичу Калите. Вот им и поклонимся за веру и любовь к России, за мужественное сердце и славу нашей Родины.