Откуда у нас берутся Макаревичи и Ахеджаковы?
Автор – sova-o
Почему мир не заметил исчезновения жителей целого континента? Ведь по разным оценкам «цивилизованные» европейцы-колонизаторы Америки при своем «окультуривании» вновь открытой земли, уничтожили от 2 до 100 миллионов ее коренного населения - индейцев. Почему несколько веков это никого не возмущало? Потому что в нашем детстве, как и в детстве наших прадедов, были Фенимор Купер и Майн Рид.
А и вправду, сравните: Америка оказалась достойным продолжателем традиций матушки-Европы! Не успели в 1776 году провозгласиться Штаты, как уже к началу XIX века девчонки и мальчишки всего мира, замирая от ужаса, переживали за белых храбрых и благородных европейцев, преследуемых коварными и злобными, кровожадными и беспощадными «краснолицыми» чудовищами. Фенимор Купер начал творить свой миф в 20-х годах XIX века, а Майн Рид интенсивно закрепил успех «американской мифологии» уже к 50-м годам того же столетия. Кому же было лить слезы по утраченной высочайшей культуре древнейшего народа? Юношеские впечатления не способствовали тому, чтобы вообще интересоваться его судьбой: сгинули и слава Богу!
…Много лет подряд ломала я голову над широкой популярностью таких авторов, как Александр Дюма или Вальтер Скотт. Справедливости ради следует сказать: мою светлую, запоем читающую все подряд юность Скотт не затронул вовсе, а вот Дюма я воздала дань, что называется, "по полной". Не знаю, чего я у него не читала.
И вот теперь, будучи взрослой (и даже уж СОВСЕМ взрослой), я озираю свои бесчисленные книжные полки, наблюдая удивительную картину: Скотт и Дюма, Майн Рид и Фенимор Купер не уступают по количеству томов Бальзаку и Диккенсу, однако тиражи... Тиражи просто не сопоставимы! И, конечно, не в пользу Бальзака и Диккенса.
Почему? Почему скажем мягко, бульварная литература, печатались и распространялась в несметных количествах? Кто кормил всю эту армию "литературных негров", создававших бренды "Скотт" и "Дюма" (за одну жизнь, водя гусиным пером по бумаге при свете свечки, господа, «в одно рыло» это точно не напишешь, поверьте всю жизньпишущему человеку!). Кто вкладывал деньги в широчайшее распространение этого продукта далеко за границами Франции и Англии, а главное – зачем? Неужели все так очевидно - всего только доход от продаж?
Чтобы хоть как-то разгрузить разрываемую проблемами и работой голову, решила я однажды на ночь дозированно, "по чуть-чуть" принять "романтики". "Скотт, - сказала я себе, - чтиво легкое, будешь засыпать не под истерику мыслей о не сделанных делах, а в приятных воспоминаниях о юношеских грезах".
Увы! Москвичей испортил, как известно, квартирный вопрос, а мое сознание - 25-летний стаж занятий историей. Поэтому вместо стопроцентного снотворного, я получила еще одну головную боль.
Я не об исторической правде Вальтера Скотта - ее там нет. Нет там и литературы - структура сюжета, обрисовка характеров, даже логика - все хромает на обе ноги. Подчас автор даже «не парится» элементарным сведением «концов с концами» самого хода сюжета.
Зато нашелся ответ на вопрос о тиражах. На тот самый вопрос о том, почему даже не бульварная - второсортная, третьесортная литература не успевала сходить с печатных станков. Почему мальчишки царской России (читайте воспоминания классиков!), хороня от родителей заветную копейку, тайком бежали на базарные развалы купить очередную дешевую книжечку в тоненькой оберточной обложке, чтобы с упоением где-нибудь на чердаке дачи, не слыша гонга к обеду, грезить о прекрасных дамах и благородных порядках рыцарской эпохи. Почему мальчишки советского времени с честью продолжали эту традицию, буквально строем проходя через "Айвенго" или "Квентина Дорварда".
Нашелся, кстати, и ответ на мучивший меня в юности вопрос: а почему в России не было таких высоких и преданных "вассальско-сюзеренских" отношений? Почему понятия «высокое служение господину» и «Рыцарская Честь», культ "Прекрасной Дамы" не коснулось жителей страны, раскинувшей свои просторы от Польши до Аляски? Видимо, этот вопрос не давал покоя не только мне, недаром Светлана Дружинина в свое время попыталась поздно и задним числом восполнить этот пробел своими не менее, чем романы Дюма и Скотта, второсортными "Гардемаринами".
Сейчас, когда я взрослая и много-много лет копаюсь в серьезных исторических книжках, я знаю: а потому, что этого не было нигде. Романтика и благородство западной феодальной эпохи - это такой же фейк, как очередное сообщение о смерти Якубовича или Билана.
Однако, убойную значимость фейка в истории на Западе оценили гораздо раньше, чем мы поняли, чем это нам грозит. Мы еще только начинаем прозревать, а иезуитские колледжи (начало какого-либо системного образования на земле в принципе!) были открыты (вдумайтесь!) в Вене в 1551, в Риме в 1552, в Париже в 1561! (Для "подумать": византийское наследство начали делить по официальной истории с 1453 года, а если знать историю - то гораздо раньше).
А открыты они были только потому, что там, в маленькой и совсем небогатой Европе раньше нас поняли: то, что в ранней юности попало в голову, определяет жизнь человека навсегда. Так была изобретена литература, свой высший воспитательный (или лучше сказать, «пропагандистский») предел получившая не в Диккенсе и Бальзаке, а в Скотте и Дюма. Вы ведь помните: "Ей рано нравились романы/Они ей заменяли все..."?
Так вот этот исключительно сочиненный, замечательно-конфетный имидж высоко-благородной Европы, так красочно расписанный в многотомных «сериалах»ХIХ века, посредством усилий брендов «В.Скотт», «А. Дюма» и иже с ними незаметно и навсегда оседал в подсознании многих поколений русских подростков. Опытные огородники знают, что если хочешь получить хороший урожай, в почву надо терпеливо годами вносить много качественных удобрений и не ждать результата сразу, а так... немного погодя... лет через 5-10.
Ну так и там, «за бугром» тоже не торопились. 100-400 лет для желающего достигнуть цели – совсем не срок! Это только нам кажется, что в мире все не системно и не идет по плану. А им, которым всегда не хватало людского и военно-технического ресурса, природных ископаемых и провианта для овладения 1/6 суши, которую пронесли мимо их носа при разделе Византийского наследства, оставалось только одно: бороться за нее путем хитрости, которая и называется так старательно ругаемой ими же самими «идеологией». Главное – с этим процессом не опаздывать!
Вот тогда и стали в Европе учить читать и писать всех поголовно: в колледжи и университеты брали из каждой семьи старшего сына, как в армию. Как там в песенке: «Во французской стороне, // на чужой планете, // предстоит учиться мне // В университете…»! А параллельно там же принялись интенсивно создавать то, чему они должны были научиться: сперва «комиксы» - высокие образцы пространственных искусств и живописи, а затем и «художественную» литературу.
Проводимый иезуитами в течении нескольких веков в Европе эксперимент по «формированию сознания» путем литературы и искусства дал вполне пристойный результат. С середины XVIII века он перешагнул границы и не спеша поплелся по «дружественной» «1/6 суши», так кстати уже «вспаханной» Петром-цивилизатором.
В результате чего несколько поколений "программируемых" такой изысканной ложью подростков на русской территории через весьма небольшое время начали передавать любовь к Европе своим детям уже на генетическом уровне. Тем более, что "программа" усиливала сама себя действительностью: в России-то такого благородства и таких "высоких" отношений отнюдь не наблюдалось!
Чтобы понять, что такое не наблюдалось нигде - надо было становиться взрослым и... специально копаться в книжках. А заодно помнить, что в допетровские времена "слово, данное миру" в крестьянской общине или "русское купеческое слово" (бывшие, кстати, только в России!), было крепче любой рыцарской клятвы.
Однако, ставши взрослым такой "подзагруженный" сказкой о "благородной Европе" подросток эдакие отечественные "глупости" уже не воспринимал... Ему же было с чем сравнивать! «Ирреальная» реальность романов, овеянная беззаботностью детства, становилась очевиднее, чем суровая русская реальность, требовавшая от взрослого человека недюжинных навыков выживания.
Самая страшная идеологическая диверсия, которую я знаю в истории — это Эпоха Возрождения с ее культом искусства и литературы, с ее высокими образцами живописи и скульптуры. В нее так же изрядно «вложились», как и в армию «беллетристов» и отнюдь не по филантропическим соображениям любви к прекрасному. Ведь потом вся Академия Живописи из Петербурга столетиями строем держала равнение на эти «образцы», упорно направляя своих птенцов в «благословенную Италию» рисовать фейковые развалины Колизея… И Гоголь в Италии… И Чайковский за границей пишет «Пиковую даму» - (и знает, о чем пишет! Великий пророк!) И даже Горький — и тот на Капри...
Вот в чем она оказывается, природа инфантилизма русской интеллигенции, ее генетического обожания "западных ценностей". Любовно взращиваемая европейскими огородниками на протяжении 400 лет... Вот она, наша слепота, позволяющая заниматься подсознанием подростков кому угодно и как угодно. Вот она, наша тупоголовая вера в очевидность опасности и игнорирование опасности от не очевидного.
В результате поколения русских детей веками воспитывались на мифе о «благородной» и «цивилизованной» Европе в противопоставлении с «отечественной» грубостью нравов. Что имеем? Полностью уничтоженное подсознание наших детей на протяжении не менее, чем 200-летнего срока... Все боремся с очевидным... А не очевидное продолжает свое точно-прицельное убойное дело.
Потом появилось кино и комьютеры с играми. В них тоже хорошо вложились. Но печатный станок по прежнему не отстает, набирает обороты: Джордж Мартин, Джоан Роулинг, Э. Л. Джеймс, Стефани Майер… покемоны, Сейлор-Муны…телепузики… лунтики… аниме… восточные единоборства… «философия цветов жизни»… буддизм… «хари кришна»… «Assassins Creed».. «Лады и Лели с Перунами и Дажьбогами»… Кто еще только и какими средствами не целится в мозги русского ребенка, а по факту – русского взрослого человека. А русский человек по прежнему по-детски доверчив и… всей семьей хохочет под «Машу и медведя»...
Так что же — все это запретить?
Не радуйтесь. Я этого не требую. Хотя, Ельцин-центр закрыла бы в пять секунд! И оставила бы пустым ветшать под временем, как ветшали наши разоренные заводы и больницы, школы и сельсоветы обрушенного предательством «европеизированных» элит СССР. Да так. чтоб с выбитыми стеклами и поселением бомжей. И на много веков, если эта посудина способна столько продержаться, запретила бы развалины разбирать в назидание потомкам. И это был бы самый правильный памятник Ельцинской эпохи, Ельцину самому и нашей русской глупости.
Я всего лишь требую на государственном уровне адекватно оценить и правильно преподавать историю и культуру Западной Европы и Америки. И чтобы первыми книжками были русские сказки, а не «Гензель и Гретель» или «Бременские музыканты». Я требую открыто говорить детям о вековой идеологической диверсии посредством литературы и искусства, даже если среди всего этого и есть его высокие их образцы. Художественность этих образцов по части формы — пожалуйста, объясняйте - без открытий Возрождения не было бы ни живописи, ни кино. Но вот содержание этого искусства и этой литературы надо четко отделять в головах детей от высочайшего качества исполнения.
Иначе… Если Россия от чего-то и погибнет - так не от американского флота или лазерного оружия. А от собственной слепоты и неразборчивости.
Американский флот мы конечно «порвем»! С маленькой оговоркой: если будет кому! Недаром же с советских времен циркулировал сперва анекдотец, а потом - в "перестроечные времена" он перерос в стойкое и прямое утверждение-сожаление: "И чего нас в 1812 году не завоевали французы? Жили бы сейчас, как люди…"
Помним, что наши дети с этим и выросли...
Примеры дискриминации в США на примере японцев и индейцев
О негативном влиянии современной социальной среды (культура, исскуства, СМИ) на людей