О скидках в магазинах и какая от этого польза потребителю
Розничная торговля осуществляется по правилам, предусмотренным для публичного договора (ст. 426 ГК РФ). В этой статье установлен запрет на ценовую дискриминацию: “Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей”.
Т.е. продажа товара одного товара одной группе потребителей по ценам отличных от цен для другой группы потребителей запрещена.
Обычно, потребителю не нравится, что ему что-то продают дороже чем другим, но его вполне все устраивает, если у него есть возможность купить товар дешевле, чем другие. В магазинах очень распространены программы лояльности, когда потребителям выдается карта на получение скидки при следующей покупке. Скидки и акции разные (я видел карточки на скидку 100% в ресторане кроме алкоголя).
Но поскольку цена для всех должна быть одинаковой, если потребитель узнал, что в данном магазине у кого-то есть возможность покупать товар со скидкой 25%, и что эта скидка установлена не законом, а самим магазином, он вправе требовать заключения с собой договора на таких же условиях – т.е. со скидкой 25%. При этом “отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается”.
Конечно, продавец абсолютно не готов к такой постановке вопроса и потребителю откажет в его законном требовании продать товар с такой скидкой. В этом случае действует п.4 ст. 445 ГК РФ: “если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки”. Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Т.е. в данном примере, продавце, отказав вам продать товар за 75% цены, продал его вам же за 100% цены, тем самым он получил от этого доход 25%, следовательно с него можно требовать 25% своих убытков и 25% своей упущенной выгоды в размере полученного им дохода.:confused:
Далее все зависит либо от обстоятельств, либо от фантазии потребителя, либо от того и другого :).
Вариант 1. Потребитель получив отказ в заключении с ним договора по цене со скидкой 25%, покупает этот товар в этом же магазине по цене 100% и тут же предъявляет ему претензию – “Возместите мне убытки в размере 25% стоимости товара, поскольку вы неправомерно отказали мне в продаже этого товара по той цене, по которой вы его продаете такой то группе потребителей, в то время как согласно ст. 426 ГК РФ вы обязаны продавать товар всем по одинаковой цене, а льгота для этой группы лиц установлена не законом, а вашими внутренними правилами”. Продавец вряд ли готов к такой постановке вопроса и тянет в удовлетворении требования потребителя, в связи с чем у того возникает право на бонусы: неустойку, компенсацию морального вреда и пр.
Вариант 2. Право потребителя на приобретение товара по справедливой и законной (единой для всех) цене нарушено. А денег у него – ровно “в обрез” – 75% цены товара. Он имеет право это нарушенное право восстановить – купить товар, но для этого ему нужно понести дополнительные затраты- найти еще где-то недостающие 25%. Он их берет у своего товарища по договору займа за 0.5% в день и покупает нужный ему товар. В данном случае убытки потребителя – не только 25% от цены товара, но еще и проценты по займу, уплаченные им своему товарищу. Предложите свой вариант! Очень интересно!
Для реализации идеи достаточно иметь любое доказательство продажи магазином товаров со скидкой кому бы то ни было. Таким доказательством может быть купон на скидку из интернета, газеты или каталога; дисконтная карта; чек с указанием в нем размера скидки, описания программы скидок и т.п. При умении можно такой чек сделать личной дисконтной картой :).
Самой простой пример: На входе в магазин (ресторан) висит вывеска “Обладателям карты Visa Platinum (Gold, Infinity) – скидка 10%”. Если хозяин готов кому то давать эту скидку, то он будет готов ее дать и лично вам (лишь бы об этом его не просили все потребители) при условии вашей настойчивости и правовой аргументации.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.