Коррупционер Шредингера
Автор – Алексей Коломеец
Россия – страна, в которой всё может быть не тем, чем кажется. Вот мы видим бизнесмена, близкого к власти. И видим, как он раз за разом получает крупные государственные заказы. Память услужливо подсовывает голливудские стереотипы и в воображении возникают чемоданы денег, которые бизнесмен заносит за «покровительство».
Подобные подозрения, несомненно, оказались бы верны, происходи дело на Западе, где люди мыслят просто и цинично. Конечно же, нечто подобное происходит и в России, всё-таки вестернизация нашего уклада началась не вчера.
Но наряду с банальной коррупцией в России есть ещё один, самобытный феномен. Внешне похожий на коррупцию, но на самом деле ею не являющийся. Этот феномен порождён двумя факторами – неопределённостью российских законов, которые по степени размытости порой напоминают знаменитый тест Роршаха. И волшебным, внушающим трепет ореолом, окружающим как саму власть, так и всех лиц, с ней соприкоснувшихся.
Вот об этом российском феномене, лишь внешне похожем на западную коррупцию, я и хочу рассказать.
Ореол власти в тумане законности
В России все законы написаны по принципу «казнить нельзя помиловать». Причём запятая всякий раз ставится произвольно, исходя из субъективных ощущений, возникающих в голове у чиновников.
При этом наш чиновник – не обязательно злодей, только и выискивающий способ что-то заработать на своей должности. Конечно, есть и такие. Но в основной массе чиновники – достаточно робкие существа, с развитым инстинктом самосохранения. Их мозг совершенно искренне и бескорыстно мечется под действием ассоциаций, порождённых с одной стороны размытостью законов, а с другой – личностью посетителя.
Например, есть у меня один знакомый, по фамилии Богданчиков, который лет десять назад участвовал в торгах «Роснефти». Это однофамилец Сергея Богданчикова – вице-президента, а впоследствии президента компании «Роснефть». Замечу, что мой знакомый никогда не представлялся как родственник того Богданчикова. Но отношение к нему всё равно было другим. Когда однофамилец вице-президента участвовал в торгах, рядовые клерки ставили все запятые в его пользу. Нет, они не нарушали закон. Они просто применяли его максимально удобным для заявителя образом.
В итоге мой знакомый регулярно торги выигрывал. Но была ли здесь коррупция? Очевидно, что нет – мой знакомый просто не обладал административным ресурсом, которым он мог бы злоупотребить.
Так работает ореол близости к власти. И если это срабатывает для однофамильца, представьте, как это будет работать для реального родственника или друга крупного чиновника, вздумай он заняться бизнесом.
Если какой-нибудь сын прокурора решит построить дом, он просто подаёт документы. И их неожиданно принимают. Потом он просит документацию (технические условия) на коммуникационные сети, и ему их дают. А если какой-то документации физически нет – нормально объясняют, как её сделать. Далее сын прокурора начнёт строить и (внимание!) получит предоплату в срок. Он выполнит первый этап работ и к нему без проволочек приезжает приёмная комиссия. А после подписания акта выполненных работ ему эти работы, что самое смешное, тут же оплачивают.
И если даже после всего этого сын прокурора придёт с чемоданчиком денег и спросит, не должен ли он кому, ему наверняка ответят – «да что вы, смеетесь что ли, такого у нас вообще никогда не было, вы хорошо строите, спасибо». Потому что не дураки же они сами себе срок с пола поднимать.
То есть, родственники и друзья крупных чиновников просто живут в другом мире. Мире, где закон всегда трактуется в пользу человека. Мире, где на каждом этапе не возникает бессмысленных бюрократических придирок и волокиты. Мире, где проверки проводятся чтобы устранить недостатки, а не для того, чтобы уличить и наказать.
При этом сам источник ореола власти может и понятия не иметь, чем занимаются его друзья и родственники. Просто на их пути не возникает диких, бессмысленных препятствий. А это, между прочим, влияет и на конкурентоспособность. У нас ведь в цену ещё и риски заложены, в том числе на непредвиденные бюрократические проблемы. Поэтому сын прокурора может реально представить лучшие условия и выиграть тендер.
Создайте в России такие условия любому, мало-мальски толковому предпринимателю, и он станет миллиардером. При этом ему не потребуется ни заносить откаты, ни организовывать звонки «сверху». Достаточно, чтобы клерки среднего звена просто не мешали.
А если какому-то другу или родственнику ореола власти недостаточно, значит он феноменально редкий бездарь, который совсем ничего не умеет. Такие у нас, конечно, тоже есть, куда ж без них. Вот они-то и пытаются компенсировать свою уникальную недееспособность ещё и взятками.
Как я взрастил «коррупцию» в собственной компании
Я, конечно, не президент и не прокурор, но стиль управления у меня достаточно жёсткий. И в строительной компании, которой я владею, вокруг меня сформировался некий «ореол власти».
Так вот, раз в месяц на общей планёрке я распределяю объёмы работ между субподрядчиками. И некоторые мои знакомые имеют приоритетное право выбора подрядов.
Похоже на коррупцию, не так ли? Только мои знакомые мне ничего не заносят – было бы странно, если бы я, будучи владельцем компании, обирал сам себя. Просто для меня есть критически важные задачи и я готов платить нормальные деньги за уверенность, что эти задачи будут решены. При этом, как человек рачительный, я за каждую свою копейку спрошу. И не дай бог он мне в срок не сделает – будь он сто раз друг, а получит штрафные санкции по полной.
Дальше начинается уже знакомая нам история. Мой приятель, получив заказ, идёт заключать договор. И все сотрудники знают, что он мой приятель. Когда он приходит в сметно-договорной отдел, ему тут же делают договор, хотя обычно это занимает от трёх до пяти дней. Потом надо взять проектную документацию. Он приходит в другой отдел, и ему в этот же день дают документацию, вместо того чтобы пригласить зайти через несколько дней. Выполняет объём работ – к нему на следующий же день приедет приёмная комиссия. А кто-то другой может прождать неделю.
Хотя я никаких специальных указаний не даю, к тому же я вообще против преференций. Просто сотрудники на примере моих приятелей хотят показать, какие они молодцы, как быстро всё делают. По-хорошему, надо со всеми работать также быстро. Но поскольку со всеми так не получается, сотрудники начинают выстраивать приоритеты.
Вот так, на собственной коммерческой структуре я увидел, как близость к первым лицам может создавать преференции безо всякой коррупции. Собственно, увидев у себя такую «Россию в миниатюре» я и задумался, как у нас в стране что работает.
Кто виноват и с чего начать?
У меня все бюрократические процедуры оптимизированы и минимизированы. Тем не менее, даже у меня возникает разница в скорости их прохождения из-за особенностей нашего менталитета.
В масштабах государства эта проблема вырастает на пару порядков. Во-первых, из-за размытости российских законов. Во-вторых, из-за того, что у нас существенная часть процедур вообще не имеет никакой иной цели, кроме оправдания самого факта существования гигантского чиновничьего аппарата.
И тут возникает вопрос, а как же нам к этому относиться? Предоставляя своему приятелю приоритетное право выбора объекта, я считаю, что поступаю правильно, потому что выбираю самый надёжный способ решения стоящей передо мной задачи. А если также поступит президент? Решайте сами.
Безусловно, плохо, когда отблеск ореола власти создаёт неравные условия для разных участников рынка. Это уменьшает конкуренцию, и в конечном итоге плохо сказывается на экономике страны. Но как с этим бороться? С коррупцией-то просто – лови и сажай. А как быть тут? Когда нет передачи денег, нет факта извлечения чиновником материальной выгоды из своего положения, но есть только специфический менталитет чиновников, читающих один и тот же закон по-разному.
У меня пока нет ответа на этот вопрос, но я бы очень хотел его найти. Так что буду благодарен за ценные мысли в комментах.
Владимир Путин "отчитал" губернаторов за "кумовство" и "свой бизнес"
Дмитрий Пучков о коррупции на западе и о наркоторговле в США.
Взятки, коррупция в России