Когда заходит речь о ленд-лизе - англо-американских поставках оружия и материалов в СССР в годы Великой Отечественной войны, - то первым делом приходят на ум знаменитые «арктические конвои». Однако, как известно, путь морем до Мурманска и Северодвинска был не единственным маршрутом доставки союзнической помощи.
Операция «Согласие»
Еще один поток ленд-лизовских грузов шел через Иран (Персию). Причем этим путем грузов прибыло даже больше, чем на полярных конвоях, - 23,8% от общего объема поставок (на долю северного маршрута пришлось 22,6%). Но для того, чтобы организовать доставку грузов по этому маршруту, необходимо было уладить одну маленькую неувязочку. А именно - оккупировать Иран. Так за чем же дело стало? Сказано - сделано. И в августе 1941 года советские и английские войска вошли на территорию Ирана. Так как сделали они это по взаимному согласию, то и сама интервенция получила соответствующее название - «Операция „Согласие"» (англ. Operation «Countenance»). Надо сказать, что иранские власти и лично правящий шах Реза Пехлеви сделали все возможное, чтобы подтолкнуть союзников к такому решению. Шах явно склонялся на сторону Гитлера. Существовала реальная вероятность того, что Иран примкнет к державам «Оси» (Германия, Италия, Япония). Весь Тегеран был напичкан немецкими шпионами и агентами, на деятельность которых иранские власти закрывали глаза.
Такую ситуацию терпеть нельзя...
Уже в самом начале операции «Барбаросса», летом 1941 года, Сталин и Черчилль пришли к выводу, что подобную ситуацию на персидском направлении терпеть нельзя. Поэтому они обратились к шаху Пехлеви с ласковой просьбой: не будет ли любезен уважаемый шах разрешить ввести англосоветские войска на территорию его страны? Шах ответил: нет, не будет любезен. Ну что ж, решили в Москве и Лондоне, мы сделали все, что могли. Теперь пришла очередь говорить пушкам. 25 августа 1941 года началась операция «Согласие». Английские войска вторглись в южные регионы Ирана (с территории соседнего Ирака, на тот момент являвшегося британской колонией). А советское вторжение осуществлялось силами Закавказского фронта, который выделил для этой цели целых 4 армии (44,45,46 и 47-я). Как несложно догадаться, удар эти армии наносили со стороны советского Кавказа. Позднее к операции присоединится 53-я армия генерала С. Г. Трофименко, нанеся удар со стороны Средней Азии.
Кстати, план советской части операции «Согласие» разработал начштаба ЗакВО генерал-майор Ф. И. Толбухин - впоследствии известный и успешный маршал, «освободитель Болгарии» и «Народный герой Югославии». А общее командование операцией осуществлял тоже известный (только печально) генерал Д. Т. Козлов. Впоследствии он «прославит» свое имя, командуя войсками в Крыму и доведя их до ужасающей «Керченской катастрофы», ставшей одним из самых громких поражений советской армии в той войне. С немцами-то воевать оказалось посложнее, чем с персами.
Бескровное вторжение
Но в ходе иранской операции у командующего Козлова никаких сложностей не возникло. Что неудивительно - персы смогли выставить против союзников лишь три дивизии на севере и две на юге. Понятно, что их сопротивление было сугубо символическим. И англичане, и русские стремительно продвигались вглубь страны, последовательно занимая все намеченные рубежи. Уже через 4 дня после начала операции Иран капитулировал. 29 августа сложили свое оружие персидские части, действовавшие против британцев, а 30 августа - те, что действовали против СССР. Всего советские войска в ходе операции потеряли лишь 40 человек убитыми. Да еще иранцы ухитрились уничтожить три советских самолета. У британцев потери составили 22 человека убитыми и 1 подбитый танк. Персы потеряли 1 000 человек убитыми и ранеными (включая мирных жителей).
8 сентября 1941 года было подписано соглашение, определявшее расположение союзнических войск на территории Ирана. Территория Ирана была разделена на две оккупационные зоны - британскую (южную) и советскую (на севере). Правительство Тегерана потеряло всякий политический и экономический контроль над страной.
Сталин и Гопкинс отстраивают Иран
Теперь, оккупировав Иран, можно было начинать и ленд-лизовские поставки по этому маршруту. Правда, для этого надо «модернизировать» (а если точнее - просто построить заново) транспортную сеть Ирана, потому что персидские дороги были таковыми только по названию. Перевозить что-либо в больших объемах по ним было невозможно. Эту миссию (по соглашению Сталина-Гопкинса) взяли на себя американцы. Они построили Трансиранское шоссе, железную дорогу и два порта в Персидском заливе. Но поставки в СССР начались еще до завершения этих работ. Ситуация была очень напряженная, дорога была каждая минута. Уже в ноябре 1941 года через Иран пошли первые грузовые караваны. Объем поставок стремительно нарастал. Если в ноябре 1941 года было поставлено около 3 000 тонн грузов, то с мая 1942 года поставки составляли 80 000 тонн ежемесячно. А с конца 1943 года - 200 000 тонн в месяц.
Опасные воды Каспия Логистика (схема поставок) была такая: американцы доставляли грузы на кораблях в порты Персидского залива. Там их выгружали и по железной либо автомобильным дорогам перевозили на берег Каспия. Там их принимали суда советской Каспийской флотилии. Часть грузов (в первую очередь автомобили) шли своим ходом через Иран в советский Азербайджан или Туркмению. Надо отметить, что вплоть до конца 1942 года поставки через Каспий тоже были довольно опасным делом. Каспийское море находилось в радиусе действия немецкой авиации, которая упорно пыталась помешать транспортировкам, бомбя советские корабли. Лишь после Сталинградской битвы (после того, как враг был отброшен от Волги и с территорий Северного Кавказа) каспийский маршрут стал полностью безопасным.
Что поставляли?
Поставляли много чего, но из всех этих поставок (мы сейчас говорим только про трансиранский маршрут) лишь два вида продукции имели серьезное стратегическое значение: морское оборудование и автомобили. Через Иран и Каспий для советского военно-морского флота было доставлено свыше 40 000 тонн грузов. В том числе: 3 211 корабельных пулемётов системы «кольт», 1703 автоматических зенитных пушек системы «эрликон», 462 орудия, 200 зенитных автоматов системы «бофорс». Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. 1703 зенитных пушек «эрликон» - много это или мало? А вот если учесть, что за годы войны советская промышленность произвела в общей сумме 1774 корабельных зениток, то станет ясно: 50% зенитных пушек на советских кораблях были американского производства. Вторым важным видом продукции «персидского коридора» (Persian Corridor - так называли трансиранский маршрут американцы) были автомобили. Всего в годы войны союзники поставили в СССР 400 000 автомобилей (преимущественно грузовых). Так вот - 184 тысячи из них (почти половина!) поступили по иранскому маршруту.
«Катюши» на «студерах»
Причем с автомобилями вообще интересная история. Чтобы «оптимизировать процесс», американцы просто построили в Иране несколько сборочных автомобильных фабрик! Из США на кораблях привозились детали, а собирались машины уже на территории Ирана. Готовые машины перегонялись по маршрутам: Тегеран-Баку, Тегеран-Ашхабад и Тегеран-Тбилиси. Поставка автомобилей - в первую очередь знаменитых грузовиков «студебеккер» - была очень важным подспорьем для сражающейся Красной армии. Достаточно, например, сказать, что к концу войны ВСЕ реактивные установки Красной армии (легендарные «катюши») ездили на шасси «студебеккера». Благодаря советскому кинематографу мы привыкли представлять себе «катюшу» на базе грузовика ЗИС-6. В реальности таких «катюш» было выпущено около 600 штук. Все они сгорели в огне сражений 1941-1942 годов. Остальные же 20 000 «катюш», произведенные в 1942-1945 годах, ездили на «студебеккерах».
Хорошо бы «воссоединить» Азербайджан... Программа ленд-лиза распространялась на Советский Союз вплоть до победы над Японией. 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены. После окончания войны союзные силы должны были покинуть территорию Ирана. Одно время Сталин лелеял мысль присоединить часть занятых иранских территорий (так называемый Южный Азербайджан) к СССР. Но, натолкнувшись на жесткое англо-американское дипломатическое сопротивление, оставил эту идею. Впрочем, это сюжет для отдельного рассказа. А пока скажем только, что в мае 1946 года последние советские солдаты покинули территорию Ирана. Так была перевернута эта малоизвестная страница истории Второй мировой войны...
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.