Достоверных сведений о точном времени появления первого утюга и его изобретателе история не сохранила. В далеком прошлом люди придумывали различные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Один из таких способов состоял в том, что мокрую ткань растягивали и оставляли в таком виде сушиться. В Древнем Риме для разглаживания использовали плоские нагретые камни. Но непосредственными предшественниками утюга были, наверно, рубель с вальком и сковорода с горячими углями...
Эта мучительная глажка
Вальком называлась круглая толстая палка, на которую наматывали постиранное белье или одежду, а затем прокатывали ее рубелем - рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Пока ткань для одежды делали вручную, она была так груба, что ее нужно было не столько разглаживать, сколько размягчать. Рубель с вальком, а также сковородка с горячими углями с этой задачей справлялись хорошо. С появлением более тонких тканей возникла необходимость тщательно их разглаживать.
Наверно, это и послужило толчком к изобретению утюга.
Французы считаются изобретателями жарового утюга, который был известен во Франции с IX века. В этом утюге использован принцип жаровни или сковороды, поскольку нагревался утюг с помощью насыпанных в него горячих углей. Первое письменное упоминание об утюге на Руси относится к 1636 году. 31 января этого года в книге расходов царского двора была сделана запись о том, что кузнецу Ивашке Трофимову было заплачено 5 алтын за то, чтобы он «заделал в царицыну палату утюг железный». В XVIII веке в России утюги изготавливали на демидовских и других литейных заводах. Утюг в те времена был дорогим приобретением - так, например, утюг в фунт весом стоил целый рубль.
Самым популярным долгое время был жаровой или, как его называли у нас, духовой утюг. Он имел тяжелый железный корпус и откидывающуюся крышку для загрузки угля. В крышке были вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе - отверстия для поддува. В эти отверстия нужно было время от времени дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись. Деревянную ручку укрепляли на крышке на высоких стойках. Саму ручку делали гладкой, а иногда фигурной, чтобы рука гладильщицы не соскальзывала. Боковые поверхности утюгов часто украшали узорами, а также изображениями цветов, птиц и зверей. Инкрустацию у самых дорогих утюгов делали серебром по железу, иногда ставили дату изготовления утюга и имя мастера. Были в обиходе и утюги со сменными чугунными вкладышами, которые раскаляли в печи. Вкладыши после нагревания вставляли внутрь полого корпуса утюга. Потом к вкладышу догадались приделать ручку, и получился цельнолитой утюг, который разогревали на плите. Чугунный утюг весил довольно много и разогревался не менее получаса. Большие чугунные утюги, вес который доходил до 10 кг, предназначались для глажки грубых тканей, а для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды - манжет, воротничков, кружев - использовались маленькие утюжки величиной с пол-ладони.
Специальные конструкции
XIX век ознаменовался созданием утюгов уникальных конструкций. В царствование французского короля Карла X специально по заказу его фаворитки фирмой «Баккара» был изготовлен в одном экземпляре хрустальный утюг. Об особенностях его использования ничего не известно. Ближе к XX веку в Германии впервые появились спиртовые утюги. К корпусу такого утюга прикреплялась металлическая колбочка, и в нее заливался спирт. Он поджигался и, сгорая, выделял Тепло. Но в России такой утюг не имел никаких шансов вытеснить обычный чугунный, потому что чугунный можно было купить за рубль, в то время как стоимость спиртового достигала 40 рублей. Учитывая низкую платежеспособность населения и его тягу к спирту, потенциальные производители так и не решились наладить отечественное производство. , Также в конце XIX века, когда изобретатели пытались заменить традиционный древесный уголь новыми видами топлива, начался выпуск газовых утюгов. Но при утечке газа утюги делались взрывоопасными и нередко становились причиной пожаров.
Примерно в это же время были изобретены водяные утюги - кипящая вода заливалась внутрь. Потом эта же вода, в целях экономии, использовалась домохозяйками для приготовления пищи. Нужно отметить, что водяные утюги не заслужили одобрения потребителей, и вскоре их производство было прекращено. Новая эпоха для семейства утюгов началась с 6 июня 1882 года, когда американец Генри Сили запатентовал созданный им электрический утюг (патент №259054). Однако первые электроутюги были небезопасны: гладильщиц часто било током. Нагревательным элементом в первых моделях служила электрическая дуга, возникающая между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток. Модернизация утюга привела к тому, что в его конструкции появилась спираль, спрятанная внутри корпуса, по которой проходил электрический ток и нагрёвал подошву утюга.
Другим серьезным недостатком ранних конструкций электроутюгов было отсутствие устройства, позволявшего регулировать температуру. Утюги часто перегревались и прожигали одежду. В 1920 году на рынке появились долгожданные утюги с термостатическим управлением. В зависимости от выбранной ткани (шерсть, лен или шелк) утюг нагревался до температуры, необходимой для глажения именно этого вида. В современной конструкции утюга кроме терморегулятора имеется и пароувлажнитель, с помощью которого пар попадает на ткань через отверстия в подошве утюга. Нынешние модели снабжены также системой автоматического включения и отключения утюга и множеством других приспособлений, расширяющих его функции и облегчающих труд гладильщицы. Подошву утюга покрывают тефлоном, что придает ей антипригарные свойства.
Музейные древности
Несколько слов о Музеях утюга в мире и в России. Самый первый, самый большой и наиболее известный Музей утюга находится во Франции, в небольшом городке Лонгви. Нужно сказать, что и Россия в музейном деле, связанном с историей утюга, что называется, в первых рядах. Сегодня у нас в стране работают целых два Музея утюга: один - в Переславле-Залесском, второй - в Великом Новгороде. Музей в Переславле-Залесском был создан молодым переславским коллекционером Андреем Воробьевым в 2002 году. Андрей с четырнадцати лет собирал утюги, а когда его экспонаты заполонили весь дом, стало понятно, что коллекцию пора «отселять». Родной город заинтересовался предложением Воробьева, и вскоре две с лишним сотни утюгов переехали в двухэтажный купеческий дом середины XIX века. Так был создан первый российский Музей утюга, в который тут же повалили посетители. Достаточно сказать, что ежемесячно в музее бывает свыше тысячи человек, что не так уж мало. Несколько раз в году в нем организуется Праздник утюга, на котором каждый посетитель может испытать полюбившуюся ему модель в деле.
Музей утюга в Великом Новгороде открылся только летом прошлого года - ему есть у кого перенимать опыт. Утюг в наше время имеет неплохие перспективы для своего дальнейшего развития. Не за горами создание ультразвукового холодного утюга, когда волокна тканей будут разглаживаться ультразвуком. Ультразвуковой утюг станет очень легким и, что немаловажно, им просто нельзя будет обжечься. Не правда ли, какое прекрасное будущее у этого незаменимого помощника хозяек?
А теперь обратимся к стихам.
Как ни странно, об утюге написано немало отличных поэтических строк. Но одно из самых веселых стихотворений - это, конечно, четверостишие поэта Михаила Векслера:
Я шел по городу - и вдруг Упал на голову утюг. И все печали прежних дней Загладил в памяти моей.
Согласитесь сами, такой способ избавления от печалей подойдет не каждому. В первую очередь потому, что не каждая голова его выдержит. Пожалуй, лучше не рисковать и использовать утюг только по его прямому назначению. Так-то оно спокойней будет.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.