Фашистские асы ещё не знали, что в небе у них появилась смертельная опасность с лицом сказочной принцессы
У войны не женское лицо, конечно… Однако сколько женских имён числится в списках воинов-победителей! И у скольких женщин рядом с фамилией стоит страшный гриф «Посмертно». Имя лётчицы Лидии Литвяк мало кому сейчас знакомо. А ведь во время Великой Отечественной она была чуть ли не главной грозой «Люфтваффе» над Сталинградом и стала одной из самых результативных лётчиц-истребительниц за всю историю полётов. Но вместо лавров и славы – смерть и забвение почти на сорок лет…
Первым делом – самолёты…
Лидия Литвяк, несомненно, принадлежала к той категории личностей, которых можно назвать «одержимые небом». Головокружительная высота, адреналиновый риск и абсолютная свобода – вот три «наркотика», что прочно цепляют этих «одержимых». Всё это им даёт небо.
Свой первый самостоятельный полёт Лида совершила в 15 лет. Столь юную особу совершенно не пугали ни небесные высоты, ни громоздкие фырчащие лётные машины. Она знала, что хочет от жизни, от неба и от самолётов. Окончила Херсонскую авиационную школу лётчиков-инструкторов, устроилась работать в аэроклуб. Несмотря на молодость, граничащую с юностью, она подготовила 45 лётчиков! А затем была война…
Сразу в 1941 году попасть на фронт Лиде не удалось. Разумеется, она хотела сражаться с фашистами. Но если на земле всё было куда проще, то для авиации требовались лётные часы. То есть опыт, которого 20-летняя девушка не успела ещё набраться. А может быть, ещё и потому, что считалась дочерью «врага народа»: в 1937 году её отец был арестован и расстрелян.
И всё-таки Лида прорвалась: в 1942 году её зачислили в «женский авиаполк». Правда, при этом пришлось пойти на лукавство и приписать себе недостающие 100 часов полёта. Но ведь эта маленькая ложь была «для фронта и для победы»…
Она умела видеть воздух
Свой первый боевой вылет она совершила над Саратовом. А в августе того же 1942 года сбила немецкую «штуку» – бомбардировщик Ю-88. Таким было начало.
Немцы ещё не знали, что в небе у них появилась смертельная опасность с лицом сказочной принцессы. И эта принцесса не делала снисхождения принцам и баронам. Уже через месяц, в сентябре 42-го, она подбила истребитель Ме-109, который пилотировал немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед.
Тогда же на капоте своего самолёта Лида попросила нарисовать белую лилию, которая была бы видна высоко в небе. Очень скоро Лидия получила прозвище, больше похожее на своеобразный титул, – «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала её радиопозывным.
Немецкие «юнкерсы», «мессершмидты» падали, дымясь, на землю, подбитые бесстрашной советской «лилией», которая действовала молниеносно и очень точно. Командование Лидию заметило, а её талант по уничтожению врага оценило. Про неё говорили, что «смела и решительна, осторожна и изобретательна», что «она умела видеть воздух».
В результате Лидия оказалась в 9-м истребительном авиационном полку, который был, по сути, «сборной» из лучших советских лётчиков, созданной для завоевания превосходства в воздухе. А затем руководство вообще отпустило её в «свободную охоту».
И Лидия не подвела. «Юнкерсы» и «мессершмидты» продолжали падать, скошенные её беспощадным огнём, пока 11 февраля 1943 года в небе и на земле не завертелась смертельная карусель Сталинградского сражения. Её самолёт Як-1 был подбит, и Лиде пришлось посадить горящую машину на вражескую территорию. Немцы попытались взять её в плен. Она отстреливалась до последнего патрона, и всё закончилось бы героически и печально, если ей не пришёл бы на помощь один из советских лётчиков-штурмовиков, который своим огнём заставил противника залечь, а сам тем временем приземлился и взял «лилию» на борт. В тот раз лететь Лидии пришлось на коленях у пилота…
Храбрость заслуживала наград. И 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды. А спустя несколько дней, будучи тяжело раненной, она сумела выполнить боевое задание, вернулась, посадила машину, доложила о выполнении и… потеряла сознание. После лечения отважную лётчицу отослали окончательно поправляться в Москву, взяв расписку, что выздоравливать будет дома. Однако уже через неделю Лида вернулась в полк. Думала ли она, что жить ей осталось всего полгода?
Литвяк Merewether_2Участь хуже смерти
Нет, она не боялась смерти. Она боялась гораздо более страшного для себя,
чем смерть. Однажды Лида призналась: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». И как будто напророчила…
Хотя смерть, как это всегда бывает на войне, кружила совсем рядом. В мае 1943 года в бою погиб её муж, Алексей Соломатин, которому присвоили звание Героя Советского Союза. У Лиды не было ни времени, ни возможности оплакать его, хотя эта потеря стала для неё тяжелейшим ударом.
А 18 июля в схватке с немецким истребителем она и её лучшая подруга Екатерина Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Катя погибла.
В конце июля шли тяжелейшие бои по прорыву немецкой обороны на реке Миус, закрывавшей дорогу на Донбасс. Авиация активно помогала наземным войскам. 1 августа 1943 года Лидия на своём «Яке» совершила три боевых вылета и отправилась в четвёртый. Он тоже был удачным, однако, когда наши самолёты собрались уходить, внезапно появился немецкий «мессер», полоснувший по её истребителю огневой очередью. Практически все вражеские пули попали в цель. Лидин «Як» как будто провалился. Правда, один из очевидцев утверждал, что лётчица пыталась его выровнять. Появилась надежда, что «лилия» осталась жива.
Однополчане не могли смириться с такой потерей и сразу же организовали поиски самолёта Лиды и её самой. Однако они оказались безуспешными. Затем, когда погиб главный очевидец, знавший, в каком районе упал самолёт Литвяк, розыски вообще прекратились.
Командир Лиды подготовил все документы, необходимые для посмертного представления к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако появились слухи, что Литвяк захвачена немцами и находится в плену. Рассказывали, что 1 августа 1943 года в районе одного из сёл, над которыми развернулись воздушные бои, сел советский истребитель. Лётчиком оказалась невысокая белокурая девушка. К самолёту подъехала машина с немецкими офицерами, и девушку увезли.
Большинство однополчан и тех, кто хорошо знал Лиду, этим россказням не верили. Но грязные слушки всё-таки долетели до высшего руководства, которое решило проявить «осторожность» и не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Воскрешение из небытия
И всё-таки, несмотря на закрытие «дела» Литвяк, люди, которым она была дорога, продолжали её искать и после войны. В 1946 году её командир послал в район злополучной деревни несколько человек для поисков. Говорят, они опоздали всего на несколько дней – обломки самолёта «лилии» были уничтожены.
В 1968 году в газете «Комсомольская правда» появилась статья о Лидии Литвяк, которая призывала восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году к поиску присоединились юные следопыты из города Красный Луч. И произошло чудо: ребятам удалось выяснить, что в районе другого хутора летом 1943 года упал ещё один советский истребитель, пилотом, раненным в голову, была женщина. Её похоронили в братской могиле в селе Дмитровке Шахтёрского района Донецкой области. Дальнейшее расследование показало, что это действительно была Лидия Литвяк. На момент гибели ей не исполнилось и 22 лет…
В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «Пропала без вести» была заменена на честное и ужасное «Погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.
И вот Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования, проявленные при этом мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Лидии Литвяк посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
За свою короткую жизнь и ещё более короткую военную карьеру Лидия Литвяк совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях лично сбила 11 немецких самолётов (и еще в составе группы – 3 самолёта), уничтожила 2 вражеских аэростата-корректировщика.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.