Ментальные модели и принятие решений, о которых вы не будете жалеть
Что делает решение хорошим? Когда я задаю людям этот вопрос, я, как правило, получаю один и тот же ответ: «Когда результат является успешным».
Почему наше общество идеализирует результаты? В почёте только те вещи и люди, которые успешны. Во всех статьях и книгах боготворят успешных людей. И в какой-то степени это очевидно.
Но это также вводит в заблуждение. Мы склонны упускать из виду случаи, которые не увенчались успехом. И когда мы анализируем неудачу, мы склонны искать объяснения, почему всё пошло не так.
Оглядываясь назад, мы можем посмотреть на ошибки и сказать, что это было неизбежно. Но если предотвращать ошибки так просто, почему мы по-прежнему принимаем решения, о которых впоследствии сожалеем?
Взять, к примеру, историю «Титаника». Мы все знаем, что роскошный лайнер, который направлялся из Саутгемптона в Нью-Йорк, допустил много серьёзных ошибок.
Всем хорошо известно, что на борту «Титаника» не было достаточного количества спасательных шлюпок.
Как насчёт ещё одного интересного факта? «Титаник» испытывали в течение всего шести часов и при частичном составе экипажа. После этого пассажиры поднялись на борт и направились в Нью-Йорк.
Но вот в чём суть. Никто не желал, чтобы с «Титаником» приключилась беда. И никто не предсказывал этого.
За несколько десятилетий до того, как погибли все эти невинные люди, Фёдор Достоевский сказал: «Всё кажется глупым, когда терпит неудачу».
Плохие решения и хорошие решения
Легко смотреть на успех и приписывать его принятию хороших решений. Но дело в том, что верно и обратное.
Неудача не всегда является результатом принятия плохих решений. Тем не менее, это то, что делает большая часть историков. Но, опять же, как говорил Достоевский, при взгляде в прошлое неудача всегда очевидна.
Люди, которые несли ответственность за «Титаник» наверняка думали, что принимают правильные решения. Впоследствии они, вероятно, сожалели о многих вещах.
Но я не думаю, что плохие или хорошие решения имеют какое-либо отношение к результату. Питер Бевелин, автор книги «В поисках мудрости», пишет: «Хорошие решения могут привести к плохим результатам – и наоборот».
Правда в том, что вы не можете предсказать будущее. Иногда даже плохие решения могут привести к хорошим результатам.
Именно поэтому, мне кажется, людям бессмысленно притворяться, что они способны научить вас принимать «хорошие» решения. Ничего подобного не существует. Это подтвердит любой человек, который не раз терпел неудачу в своей жизни.
Ментальные модели: сосредоточьтесь на процессе, а не на результате
То, как вы смотрите на что-либо в реальном мире, называется ментальной моделью. Это ваша система мышления.
Но когда мы принимаем решения, мы часто не думаем о рамках и сразу же приступаем к обсуждению потенциальных результатов.
Мы спрашиваем: «Что будет, если мы примем это решение?»
Это ограниченный метод, поскольку вы не подвергаете сомнению процесс принятия решений. Вы смотрите только на результат.
Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какие конкретные модели мышления (ментальные модели) вы можете использовать для принятия решений?
Слишком часто мы отбрасываем процесс и немедленно переходим к решению. Может быть, это связано с нехваткой времени, ресурсов или знаний – неважно.
Какой бы ни была причина, это не оправдание, чтобы пропускать процесс принятия решений, поскольку это единственный способ стать тем, кто принимает плохие решения – независимо от результата.
Поэтому, вместо того чтобы сосредотачиваться на том, насколько успешны ваши выборы, сместите фокус внимания на то, насколько всеобъемлющим является процесс принятия решений.
Видите ли, вам не нужно знать всё о ментальных моделях. Большинство псевдо-интеллектуалов тратят много времени на разговоры о том, что представляет собой ментальная модель, вместо того, чтобы использовать его для достижения чего-либо значимого в жизни. Они просто любят определять ментальные модели.
Но, как мы знаем, знания без применения бесполезны.
Вот почему я рекомендую вам прочесть следующие три книги, посвящённые данной теме:
• «В поисках мудрости» Питера Бевелина – в ней автор обсуждает ментальные модели известного адвоката, экономиста и инвестора Чарли Мангера и предпринимателя Уоррена Баффета.
• «Одураченные случайностью» Нассима Талеба – одна из моих любимых ментальных моделей. Помогает понять, как случайные события влияют на результаты.
• «Nudge: Архитектура выбора» Касс Санстейн и Ричарда Талера – объясняет, как на наши решения влияют различные факторы.
Мы никогда не сможем предсказать будущее, и нам также не дано знать все существующие ментальные модели. Но мы способны принимать решения, о которых не пожалеем впоследствии.
Просто сосредоточившись на процессе мышления, мы всегда можем сказать, что поступили правильно. И это единственный верный способ избежать сожалений – независимо от результата.
«Что является правильным?»
Ясно, что мы никогда не перестанем сожалеть о своих ошибках. В конце концов, каждая ошибка – это урок. Однако есть другой тип сожалений, которые буквально убивает людей. Это сожаления о бездействии.
В конце своей жизни моя бабушка утонула в собственной печали. И эта печаль была связана исключительно с тем, что она горько сожалела о вещах, которые не сделала по разным причинам.
Видите ли, мы все страдаем в жизни. Но как сказал Джим Рон: «Мы должны страдать от одной из двух вещей: боли дисциплины или боли сожаления/разочарования».
Достигайте своих целей. Улучшайте себя и свои отношения. Пишите книги. Стройте бизнес. Это больно. Это требует много времени, энергии и жертв. Но в обмен вы достигаете чего-то поистине значимого в жизни.
Тем не менее, знаете, что ещё больнее? Сожаления о бездействии, разочаровании и лени.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.