Российских премьеров хотят лишить политической окраски Главе российского правительства могут запретить членство в политической партии. Это случится, если будет принят соответствующий законопроект. Во вторник, 13 ноября, он обсуждается в комитете Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, сообщает «Парламентская газета».
Согласно тексту законопроекта, при назначении на должность председатель правительства РФ обязан приостановить свое членство в политической партии в случае наличия такового на срок осуществления своих полномочий. В пояснительной записке особо подчеркивается, что речь идет, в том числе и о запрете занимать в политической структуре руководящие должности.
По словам авторов инициативы, принадлежность главы кабинета министров к той или иной партии будет связывать его действия, так как он таким образом будет представлять интересы лишь части общества, в то время как «должность столь высоко уровня предполагает учет мнения и представление интересов всех граждан».
Кроме того, разработчики законопроекта утверждают, что нынешнее положение вещей противоречит действующему Основному закону страны:
«Действующим законодательством, не содержащим указанных ограничений, нарушается статья 10 Конституции РФ, которая закрепляет положение, согласно которому «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Отметим, что законопроект был внесен в Госдуму еще в мае 2018 года представителями фракции «Справедливой России». Представляя закон, они предлагали премьеру брать пример с президента РФ. Не исключено, что это было связано с формированием кабинета министров — фракция намеревалась голосовать против кандидатуры Дмитрия Медведева.
Возможно, по этой же причине сам Медведев высказался тогда об инициативе депутатов резко отрицательно. По его словам, это противоречит как международной практике, так и демократическим принципам. «Смысл парламентской деятельности и участия в избирательной деятельности в том, чтобы получить определенный результат», — пояснил премьер.
Однако после сентябрьских выборов, на которых власти пришлось изрядно поволноваться, а также с неожиданным зарождением в российском обществе новой волны политического радикализма (вспомним Архангельск!) в Кремле, кажется, решили окончательно выхолостить политику. В этой ситуации закон о запрете премьеру партийной принадлежности может оказаться востребованным.
Правда, политолог Константин Калачев смотрит на предлагаемое нововведение скептически.
— Идея неоднозначная, потому что имеется опыт демократических стран, зарубежного парламентаризма, там, где правительство формируется партией или коалицией партий, победившей на выборах. В этом случае с партийностью премьеров никаких проблем не возникает.
Глава правительства, если он принадлежит к системообразующей партии, имеющей квалифицированное большинство в парламенте, вполне органичен. Возьмите пример хотя бы Орбана в Венгрии. Он представляет «Фидес», партию, которая регулярно побеждает там на выборах. Так что логика этого предложения и аргументы за него малопонятны.
«СП»: — Авторы утверждают, что партийность ограничивает главу правительства, который должен быть премьером всех россиян…
— С моей точки зрения, наоборот, надо расширять роль партий в российской политической жизни. Наши проблемы вовсе не от того, что премьер возглавляет «Единую Россию». Никаких преимуществ в непартийном премьере я не вижу. Это только даст дополнительные аргументы критикам существующей системы, тем, кто говорит, что партии в России играют декоративную роль, что вся партийно-политическая жизнь — сплошной симулякр.
По мнению директора Института свободы Федора Бирюкова, новый закон выражает несогласие с политической монополией «Единой России».
— Законопроект возник и обращен исключительно к фигуре действующего премьера и действующей партии власти. Это не абстрактная идея, а метод хоть какого-то относительного ограничения всевластия крупнейшей партии бюрократов.
Поэтому я бы назвал этот законопроект протестным. Он сам по себе являет акт несогласия с тем, что всего лишь одна партия, превратившаяся в глобальную политическую корпорацию узурпировала все рычаги власти и имеет непонятную монополию на представление в правительстве, в отличие от всех остальных.
«СП»: — Примут закон?
— Не думаю. Ведь большинство в Госдуме придерживается иных воззрений на этот вопрос.
«СП»: — А если отвлечься от конкретной ситуации? Партийный премьер и партийное правительство — это хорошо или плохо?
— Если рассуждать о грядущей трансформации политической, партийной системы в России, то напротив, следовало бы разрешать чиновникам быть в партиях. Но для этого партии во власти должны время от времени меняться.
Кстати, об этом еще давным-давно говорил Владислав Сурков на встречах с единороссами. Мол, вы должны свыкнуться с мыслью, что однажды станете оппозицией. То есть такое видение существует с разных точек зрения уже давно.
Если будет создана нормальная двух-трех партийная система, то она никак бы не мешала политикам на посту премьер-министра представлять свою партию и реализовывать какую-то политическую программу. Ведь когда партии идут на выборы, они представляют избирателю свои программы.
Но пока такой системы нет, глава правительства может и не представлять никакой партии.
В свою очередь политолог Борис Кагарлицкий советует России брать пример с Европы.
— Думаю, что партийность российского премьера — это абсолютно формальная вещь. Ведь у нас нет главного — наше правительство в принципе не формируется политическими партиями через выборы, через партийное большинство.«СП»: — А вы сторонник того, чтобы правительство формировалось как в Европе?
— Да, естественно. Чтобы быть ответственным перед парламентом, правительство должно формироваться парламентским большинством. Конечно, варианты могут быть разные. Строго говоря, оно могло бы формироваться и президентом, это зависит от Конституции, но в любом случае оно должно опираться на реальное партийное большинство. А у нас оно выводится искусственно. Вспомните, был период, когда большинство в парламенте не имело никакого отношения составу кабинета министров.
— С доводами авторов документа можно согласиться, — говорит руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов.
— Конституция РФ предусматривает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем этот принцип очень важен для независимости каждой из этих ветвей власти. Председатель правительства, возглавляя исполнительную власть, не может одновременно представлять какую-либо партию и продвигать ее интересы.
Правда, стоит понимать, что это формальный момент, так как приостановление членства в партии, по сути, не помешает быть «на стороне» этой партии при принятии решений. Но все же действующая партийная принадлежность на момент занятия должности главы правительства должна быть приостановлена, чтобы не возникало конфликта интересов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.