Каждый человек должен быть готов к адекватному реагированию на манипуляции – явлению, широко распространенному в конфликтной социальной среде, в современном мире – особенно.
Манипуляцию можно рассматривать как специально разыгрываемый спектакль с целью психологического давления на партнера и принуждения его сделать то, что он делать не хочет. Причем, партнера рассматривают не как человека, личность, а только как «объект» для выкручивания рук и удовлетворения своих потребностей. Сочувствия к переживаниям и мучениям человека, к которому применяется манипуляция, – не предусмотрено. И даже наоборот, специально подбираются такие слова, такие воздействия, чтобы человеку доставить побольше боли.
По этой причине молодому поколению не мешало бы обучиться распознавать это непорядочное поведение, а мы попытаемся дать алгоритм построения психологической защиты от подлости.
По мнению Э. Шострома существует восемь основных типов манипуляторов:
1. «Диктатор» – преувеличивает свою силу, приказывает, цитирует авторитеты, доминирует.
2. «Судья» – преувеличивает свою критичность. Никому не верит, всех обвиняет, негодует, с трудом прощает оплошность.
3. «Хулиган»– преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз различного рода. Типичный женский вариант «хулигана» в России – сварливая «Баба-пила».
Все эти три разновидности манипуляций можно ожидать от людей «треугольного» типа.
4. «Калькулятор» – старается всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается перехитрить с одной стороны, а с другой – перепроверить других. Очень вероятно применение этой манипуляции «округло-треугольными» людьми с «квадратными» задатками по третьей функции.
5. «Тряпка» – развивает большое мастерство при взаимодействии с «диктатором». Преувеличивает свою чувствительность и ранимость. Характерные приемы: забывать, смущаться, пассивно молчать, не иметь своего мнения, не слышать.
6. «Прилипала» – изо всех сил преувеличивает свою зависимость, жаждет быть предметом забот окружающих. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу.
Эти две манипуляции иногда характерны для людей «зигзажно-округлого» типа.
7. «Защитник» – чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх всякой меры. Мешает человеку встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того, чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других, хотя его об этом не просят.
8. «Славный парень» – преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Столкновение с ним куда труднее, чем с хулиганом. Он убивает и обезоруживает добротой, чтобы выжать из Вас все, что ему надо.
Эти манипуляции частенько применяют люди «округло-треугольного» типа.
Кроме этого выделяется четыре основных типа манипулятивных систем:
1. Активный манипулятор – управляет другими с помощью активных методов. Ни за что не станет демонстрировать свою слабость. Как правило, пользуется своим социальным статусом или рангом (руководитель, родитель, учитель, начальник, сержант и т.д.).
2. Пассивный манипулятор – прикидывается глупым, беспомощным, вялым, болезненным и т.д., позволяя активному манипулятору думать и работать за него.
3. Соревнующийся – воспринимает жизнь как постоянный турнир, состязание. Для него жизнь – постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные и потенциальные.
4. Безразличный – манипулятор старается уйти от контактов, изображая безразличие, сваливая свою работу на плечи более добросовестных товарищей.
Алгоритм психологической защиты от манипулятивного поведения состоит из трех блоков:
1.Распознавание самого факта, что против тебя направлена манипуляция.Здесь при любом появлении в общении психологического дискомфорта внимательно приглядываются к собеседнику, стараясь распознать «спектакль», который разыгрывается перед тобой. Каждый человек может, приглядевшись установить, что собеседник где-то передавливает, где-то фальшивит, где-то недоговаривает, где-то наоборот слишком много говорит… То есть идет спектакль…
Бывает искренний гнев, а бывает разыгрывание гнева, истинное сочувствие и сочувствие сверх меры – показное. Истинная забота и забота напоказ, когда об этом не просят.
То есть идет спектакль, который и является манипуляцией.
2.Выявление скрытой цели манипулятора.Вспоминаются подобные сцены, которые случались с тобой и этим человеком, а также с другими людьми. Очень часто манипулятор хочет от Вас взятку. Взятку не обязательно деньгами, хотя и это бывает. Вероятно, он хочет, чтобы Вы «отработали провинность»; сделали ему подарок; избавили его от рутинной работы; просто боялись и подобострастно вели себя перед ним… Хочет, чтобы Вы включили его соавтором в перспективное направление НИР, сделали совместную публикацию… и мало ли чего надо от Вас человеку!
Если Вы симпатичная девушка, а он мужчина – это одно; Вы – научный работник, он – начальник – это другое; Вы – бизнесмен – он чиновник – третье.
3.Построение психологической защиты. Выявлено, что против Вас затеяли спектакль; четко определена конечная цель, которой добивается этот человек. Вы осознаете, что это подлость… Если нельзя просто встать и уйти прочь, тогда на спектакль ответьте спектаклем.
Строится психологическая защита в виде модификации «славного парня», но с отказом.
Поскольку партнер предлагает Вам сыграть спектакль – подыграйте ему. Отказывать же, тоже надо научиться. По-хорошему, мирно, даже с оттенком ласки, артистично. Ну, к примеру, так: «Ну, я виновен, Василь Васильевич, во всем виновен. Давайте я сам, чтобы загладить вину, сделаю Вам шикарный подарок, именно то, о чем Вы мечтаете.
Сейчас, правда, выкроить для подарка денег совсем нет возможности. Сын в институте учится. Все идет на него. Даже пешком хожу на работу, чтобы копейки экономить.
Василь Васильевич, ведь Вы заботливый начальник, нельзя ли добавить мне зарплату, чтобы я хоть концы с концам сводил. Вы же все можете ...»
Признание своей вины, и даже немного утрированный ответный спектакль с битьем груди, каясь во всех грехах – это очень помогает в общении с «Треугольниками».
Не грех вспомнить Дэйла Карнеги и его рекомендации о том, что надо делать, чтобы особо нравиться людям:
– Чаще улыбайтесь.
– Проявляйте искренний интерес к людям.
– Помните, что каждый человек считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.
– Умейте внимательно слушать и воодушевляйте собеседника говорить о себе.
– Заводите разговор на тему, интересующую Вашего собеседника.
– Старайтесь дать человеку почувствовать его превосходство и делайте это искренне.
– Уважайте мнение других людей. Никогда не говорите человеку прямо, что он неправ.
– Единственный способ одержать победу в споре — это избегать его.
– Если Вы не правы, признайтесь в этом быстро и в категорической форме.
– Начинайте с дружеского тона и старайтесь получить от Вашего собеседника утвердительный ответ в самом начале Вашей беседы.
– Дайте возможность другому человеку больше говорить, а сами старайтесь говорить меньше.
– Дайте человеку почувствовать, что идея, которую Вы ему подали, принадлежит ему, а не Вам.
– Старайтесь смотреть на вещи глазами другого человека.
– Прибегайте к благородным мотивам.
– Используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты.
– Хвалите человека за его малейшие достижения. Будьте искренни в одобрении и щедры в похвалах.
– Создавайте человеку хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать; то, чего Вы от него хотите добиться, легко осуществимо.
– Поступайте так, чтобы человек счел бы за счастье сделать то, что Вы ему предлагаете.
Для нейтрализации манипуляций «тряпки» и «прилипалы» надо изобразить чрезмерно загруженного и замученного проблемами человека – сделать «ответный ход».
Для «защитника» и «славного парня» надо изобразить строгость к своему поведению и не попасться на их уловки. В общем, разыгрывать интересный ответный спектакль.
Играйте свою роль с юмором и помните, что сам Господь Бог на Земле соорудил этот спектакль, чтобы каждый человек мог в процессе своей жизни многое познать и многому научиться. И постарайтесь уходить от общения с такими лживыми и циничными манипуляторами. К добру это общение не приведет: «С волками жить – по волчьи выть ...».
Литература
1. Томилин, К.Г. Основы профессиональной коммуникации в физической культуре и спорте: Учебное пособие. Ч. 1 / К.Г. Томилин. – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. – 128 с.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.