В итоге вероятность возникновения террористической войны на российском Северном Кавказе, да и не только там, выросла бы в разы. Такая перспектива тогда явно прорисовывалась, подчеркнул эксперт.
Противостояние на Северном Кавказе тысячам прекрасно вооружённых боевиков, прошедших очень хорошую военную подготовку и натренированных американцами, французами, англичанами и немцами, стало бы для нашей страны крайне сложной задачей. В этом плане Россия в Арабской Республике, возможно, в первый раз нанесла малой кровью превентивный удар по противнику на чужой земле и добилась успеха, констатировал Сатановский. Он уверен: за время операции Москва научилась даже не малыми, а мельчайшими силами добиваться колоссальных успехов и в результате вернулась на Ближний Восток в том качестве, в котором не присутствовала в регионе последние 25 лет.
При этом эксперт добавил, что сирийская кампания устранила даже гипотетическую возможность войны России с НАТО, ведь никто не осмелится напасть на страну, у которой на самом деле есть современные военные технологии и умение их использовать.
Однако как ситуация будет развиваться после победы, по мнению востоковеда, не знает никто. К счастью, у России теперь есть прошлый опыт действий в САР, а ещё — базы Хмеймим и Тартус, которые позволяют контролировать Восточное Средиземноморье и черноморские проливы.
Отдельная тема в сирийском вопросе: останется ли во главе государства Башар Асад, либо его кто-то сменит? Сейчас президент страны вызывает чрезвычайное раздражение у сирийских генералов, воевавших на фронте, напомнил Евгений Сатановский.
Во время своего выступления учёный обратил внимание и на другие глобальные проблемы. Особое внимание он уделил положению дел вокруг Ирана, Египта и Эфиопии.
Так, неопределённость ситуации вокруг Ирана заключается в том, выйдут ли США из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации иранской ядерной программы (СВПД). Учёный полагает, что американский президент Дональд Трамп, скорее всего, пойдёт на данный шаг, предоставив эту возможность американскому конгрессу.
Чем такой сценарий грозит миру? Эксперт опасается, что тогда в течение ближайших десяти лет Иран сможет стать ядерной державой, после чего о договоре о нераспространении ядерного оружия придётся забыть. По мнению Евгения Сатановского, при таком сценарии из 40 стран, которые сегодня технически могут изготовить атомную бомбу, через 20-25 лет уже порядка 30 государств будут обладать небольшими ядерными арсеналами. И вместе с этим снизится порог применения атомного оружия, с чем нам придётся жить, пессимистично отметил эксперт.
Коснувшись Египта, востоковед обратил внимание, что страна находится в преддверии «геополитической и финансовой катастрофы». Как пояснил эксперт, в Эфиопии сейчас заканчивается строительство четырёхкаскадной плотины «Возрождение» на Голубом Ниле. Этот гидроузел возводят китайцы. Согласно плану, плотина достигнет 1780 метров в длину и 145 метров в высоту, а перед ней будет организован резервуар площадью 1689 квадратных километров, вмещающий до 74 кубических километров воды.
Также в ближайшие 25 лет Эфиопия намерена построить три ГЭС. Всё это осложняет её отношения с Египтом, который зависит от ресурсов Нила. В результате в Каире ещё на стадии начала строительства плотины рассматривались варианты нанесения авиаудара по ней. Однако делать этого никто не стал из-за того, что, во-первых, речь идёт о китайском проекте, а КНР поддерживает с Египтом серьёзные экономические отношения. Во-вторых, иначе вопрос будет заключаться в том, волна какой высоты дойдёт до Средиземного моря. При разрушении данного гидроузла мощные потоки обрушатся на Судан и Египет, снося всё на своём пути.
После начала заполнения плотины «Возрождение» в Эфиопии в последующие шесть лет Египет будет получать на треть меньше воды, чем сейчас, отметил Евгений Сатановский. При этом на 40 процентов упадут также объёмы выработки электричества. Дальше же — только хуже, тем более уже сейчас в Египте наблюдается отрицательный баланс по потреблению воды. Как справиться с такой ситуацией, не знает никто, констатировал эксперт. К тому же Эфиопия — не единственная страна в верховьях Нила, которая будет заниматься гидроузлами, и этот фактор необходимо учитывать, подчеркнул востоковед.
И. Байков
2 ноября 2017