Лошади, разделенные веками: удивительная "двойная" находка в Израиле
Зима в Израиле выдалась дождливой. А это значит, что из земли, как грибы после дождя, полезли всякие древности. По словам археологов, в этом году количество звонков от сознательных граждан по поводу найденных артефактов резко возросло: «Обильные дожди смыли верхний слой почвы и обнажили древние артефакты, лежавшие неглубоко под землей. Очень важно, чтобы люди предельно точно фиксировали место и обстоятельства находки, чтобы при дальнейшем исследовании мы могли получить неискаженные археологические данные», – говорит Нир Дистельфельд, глава отдела по предотвращению расхищения культурных ценностей при Управлении древностей Израиля.
Из множества таких случайных «дождевых» находок издание Times of Israel выделило две, на удивление похожие, несмотря на принадлежность к совершенно разным эпохам. Речь идет о глиняных фигурках лошадей, найденных на севере Израиля.
Одну из них нашла семья Киддер-Голдберг, отправившаяся в долину Бейт Шеан на поиски… грибов после дождя. Грибов они так и не нашли, зато дети принесли маме симпатичную фигурку, похожую на голову игрушечной лошадки. Мама быстро опознала в глиняной фигурке древний артефакт: к счастью, Айелет Киддер-Голдберг сама работает археологом при Управлении древностей Израиля. Фигурку немедленно передали специалистам, которые быстро определили ее возраст – 2800 лет, эпоха Израильского царства.
По словам археологов, исполнение головы лошади характерно для IX-VII веков до нашей эры: это определили по форме гривы (специалисты назвали ее конической) и следам красной краски, использованной для прорисовки поводьев и уздечки. Голова лошади – лишь фрагмент конной фигурки: на шее лошади сохранилась рука всадника, тоже подкрашенная красным. Следовательно, изначально статуэтка изображала всадника на коне, а в эпоху Израильского царства подобный тип скульптурных изображений был достаточно распространен.
Эти незначительные детали способны многое рассказать специалистам. Археолог Ади Эрлих (Adi Erlich) из университета Хайфы говорит, что именно в то время, около 2900 лет назад, произошли резкие изменения в использовании лошадей на Ближнем Востоке. Упоминания о конных воинах и боевых колесницах встречаются в нескольких древних источниках, причем сразу в «промышленных» масштабах – это, например, рассказ из «Книги судей» о сражении Деворы и Варака с военачальником Сисерой, под началом которого было «девятьсот железных колесниц», или знаменитый эпизод из «Исхода» о преследовании фараоном покидающих Египет евреев.
«Фараон запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою. И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном». (Исход 14:6-9)
Неудивительно, что «в первом тысячелетии до нашей эры на израильских землях были очень распространены фигурки лошадей», говорит Эрлих. Лошадьми украшали даже бытовую утварь вроде сосудов для масла и вина. Однако среди исследователей до сих пор нет единого мнения, почему изображения всадников были так популярны. Что именно символизировали эти фигурки? Некоторые резонно полагают, что статуэтки изображали конных воинов и, таким образом, отражали военную мощь древних царей – желаемую или действительную. Другие считают, что на коне могли изображать и «гражданских» – обладателей высокого статуса, ведь коневладение было доступно только очень состоятельным людям.
Вторая конная фигурка, найденная благодаря дождям, чрезвычайно похожа на первую: она тоже глиняная, тоже раскрашена красной краской, и тоже сохранилась в виде фрагмента – головы лошади. Ее обнаружил Михаэль Маркин во время прогулки недалеко от Акко (Акры) – древнего города на средиземноморском побережье Израиля, к северу от Хайфы.
При кажущемся внешнем сходстве эти фигурки разделяет не только 80-километровое расстояние между местами находок – долиной Бейт Шеан и городом Акко, но и несколько столетий. Специалисты датировали фигурку из Акко более поздним временем: III-II век до нашей эры, эллинистический период.
Археологи выявили несколько незаметных простому человеку деталей: например, уши и упряжь лошади из Акко сделаны из отдельных кусочков глины и «прилеплены» к фигурке, в отличие от 2800-летней лошади, созданной из цельного куска глины. Ади Эрлих полагает, что на лошади из Акко тоже когда-то восседал всадник – в конце концов, подобные артефакты во все времена создавались не столько ради лошади, сколько ради возвысившегося на ней человека. Традиция «статусных» конных фигурок и, позже, величественных конных статуй только укреплялась и распространялась, пережив столетия и сохранившись до наших дней.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.