Чужих на праздник не зовут. Почему крымскую элиту оттеснили от Крымского моста?
Автор – Илья Сергеев
В лучшем случае, крымские чиновные VIP-ы мелькали на задворках нынешних торжеств в Керчи. Дошло до того, что глава РК Сергей Аксенов был вынужден вещать об «очередной истории успеха нашей страны, связанной с именем Владимира Владимировича» на своей странице в Facebook.
Никто не брал у них интервью, не задавал вопросов. Почему? А иначе пришлось спросить у того же Аксенова, как случилось, что федеральные структуры успешно выполнили практически весь объем работ по автомобильному переходу через Керченский пролив, зато крымская власть не сумела организовать даже минимум –строительства дорожных подъездов к мосту и решения проблем с социальной структурой на предмостовых территориях. Например, чудеса творились с переселением людей и подготовкой нового жилья.
Еще осенью 2016-го, на форуме Общероссийского народного фронта в Ялте президент России личнорекомендовал крымскому премьеру поставить в кабинете видеосвязь с керченскими стройплощадками. В ответ уважаемый Сергей Валерьевич клялся-божился, мол, «слежу за ситуацией каждый день». Однако вопрос этот после разного рода проволочек и откровенных срывов был полностью изъят из-под аксеновского контроля.
Хотя дело не только с местечковым бардаком вокруг Крымского моста. Кроме праздничного TV-игнора, в адрес официального Симферополя есть и другие тревожные звоночки. Например, без малого месяц назад СБУ арестовало руководительницу крымского отделения российского общественного движения «Волонтеры Победы» Елену Одновол. Девушку взяли при выезде из полуострова, прямо на украинском КПП «Чонгар». И что самое интересное – Одновол предъявила на пункте пропуска биометрический паспорт Украины, полученный в 2017 году.
Основной задачей «Волонтеров Победы» считается помощь ветеранам и всевозможные памятные мероприятия. Хотя известно, что «волонтеры» входят в президентскую структуру Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». На пленарных заседаниях движения обычно присутствуют высокопоставленные чины из администрации президента РФ. Подписи россиян о выдвижении кандидатуры Владимира Путина тоже собирали именно «Волонтеры», путинскому Общероссийскому народному фронту и «Единой России» такую важную миссию не доверили.
Весь руководящий состав движения обязательно проходит проверку Федеральной службы охраны. Среди прочего, обязательно интересуются, нет ли у «волонтеров»-аппаратчиков двойного гражданства. Получается, Одновол сознательно солгала, а ФСО не смогла проверить ее по украинским базам данных. Сами украинские спецслужбы могли провести задержание еще год назад, когда крымская активистка и патриотка ездила за Перекоп получать биометрический загранпаспорт. Очень похоже, тогда крымчанку решили взять «на крючок» – то есть, в оперативную разработку. Арест был только делом времени. Сколько еще чиновников, политиков и депутатов российской Тавриды точно так же висят на бандеровском крючке?
Когда окончательно подтвердились сведения об украинской «биометрике», крымские и федеральные медиа разом прекратили вспоминать о судьбе Елены. Одновременно из осведомленных источников стало известно, что российские спецы начали серьезно шерстить крымскую политическую элиту на предмет «украинского следа».
Первым результатом стала информационная утечка о бизнес-интересах ближайшего соратника Сергея Аксенова, крымского вице-премьера Виталия Нахлупина.
Крымчане отлично знают, что Нахлупин у Аксенова – «по всем денежным делам», на нем конкурсы, тендеры, добыча песка, камня и других стройматериалов. Первый зампред Совета министров Республики Крым Виталий Германович Нахлупин – вообще-то уроженец донбасской Макеевки. Выпускник Донецкого мединститута, врач-стоматолог. Прямо из поликлиники ушел в большой украинский бизнес. Умение рвать зубы там очень помогало.
В Крым прибыл сразу после президентской победы Януковича, в составе т.н. «макеевского десанта» – под руководством своего земляка экс-мэра Макеевки Василия Джарты. У себя дома Джарты имел заслуженное прозвище «Вася-бита». На крымских просторах Нахлупин стал в буквальном смысле большим человеком Партии регионов. А уже в сентябре 2014 года прошел в первый созыв Госсовета РК по избирательному списку «Единой России».
В принципе, никого пока особо не тревожит факт, что к интересам Нахлупина относятся как минимум восемь компаний в Ялте и Западном Крыму. Российское антикоррупционное законодательство еще и не такое выдерживало. Но иметь действующий бизнес на Украине – уже слишком!
В сети появились данные, что на Виталия Нахлупина записаны, согласно перечню ЕГРПОУ, украинские фирмы: «Киев–Авто», «КТК Импекс», «Компания по управлению «Центр инвестиций» и «Эстейт Пропертиз ЛТД». Кроме того, «Компания по управлению «Центр инвестиций» владеет двумя другими структурами: «Лейс–1», «Союз–1». Естественно, все они добросовестно отчисляют налог на АТО. Получается, их совладелец, первый вице-премьер российского Крыма, по факту находится на том же самом крючке, что и несчастная «волонтерша Победы».
Вернемся на Крымский мост. Владимир Путин не скрывает – это его любимое детище, связавшее берега Керчи и Тамани. Интересный вопрос, как президент может относиться к тем, кто сделал мост предметом грядущего издевательства, злой иронии и разочарования миллионов россиян?
А как иначе, если самые влиятельные российские эксперты предсказывают полуострову туристический бум после открытия моста. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров РФ Майи Ломидзе, Крым в предстоящем сезоне станет вторым по популярности после Краснодарского края. «Безусловно, турпоток увеличится примерно на миллион человек», –уверен сенатор Игорь Фомин, курирующий туризм в верхней палате российского парламента.
Итак, народ с ветерком, за четверть часа пролетит по «путинскому мосту» – и упрется в кошмарные, многочасовые пробки под пекучим таврическим солнцем. Единственная старая дорога Керчь-Симферополь-Севастопольпревратилась в сплошную тянучку еще четыре года назад. Здесь до сих пор помнят 2014–2015 годы, когда резкое увеличение потока россиян обернулось многочасовыми и многокилометровыми заторами туристических авто. Люди расстроено говорили, что разочарованы крымским вояжем.
Сегодня новая стратегическая трасса «Таврида» готова лишь на треть. Экскаваторы машут ковшами по всему маршруту, но проехаться по новенькой супер-трассе можно будет только в 2020-м! Не надо быть гигантом административной мысли, чтобы заранее спрогнозировать – именно объезды могли бы спасти курортный Крым от надвигающегося транспортного коллапса.
Увы, оказалось, республиканские власти только собираются договориться с компанией «Яндекс» о создании карты объездных путей. Обещано включить объездные маршруты в Яндекс-навигатор «к началу туристического сезона». То есть, сейчас сетевой карты нет. Пока лишь «планируется» размещение оперативной транспортной информации о ситуации на мосту и подъездах к нему на всевозможных специализированных сайтах, в социальных сетях, на радио и телеканалах.
Что же есть в реале? «Разработаны схемы объездов в районах предполагаемых пробок, предусмотрены пит-стопы – оборудованные места стоянки, где можно воспользоваться придорожной инфраструктурой, а также приобрести крымские фрукты и овощи», – вполне серьезно говорится в ведомственном сообщении. В общем, если застрял, купи клубники, сделай жизнь слаще.
Министерство курортов и туризма РК рекомендует «пользоваться возможными объездными путями», рассмотрев их на обычной карте. Главный затор ожидается под Феодосией, которую советуют объехать через дальние села, по немыслимому крюку Батальное – Каменское – Владиславовка – Первомайское. Курортникам, нацелившимся на Евпаторию, рекомендуется воспользоваться объездом по Джанкойской трассе, через весь север полуострова.
Но самый лютый кошмар в другом! Пока по тамошним сельским ямам можно проехать разве что на танке. Оказалось, спасительные объезды планируют открыть только с 1 июня, и то далеко не факт. Государственный комитет дорожного хозяйства РК выдал успокоительную формулировку, от которой становится тошно: «С целью комфортного передвижения по объездным путям будут проведены ремонтные работы на участках объездных дорог, требующих ремонта…»
Суровая реальность сезона-2018 – без этих объездных дорог нынешний запуск Крымского моста не имеет смысла. Если полуостров задохнётся в пробках, вместо ожидаемого роста турпотока гарантирован хронический и по-настоящему позорный спад. Однако никто не дает никаких гарантий, что объездные маршруты отремонтируют в срок. Куда там до глухого шляха под Джанкоем, если провален запуск двух мощнейших теплоэлектростанции – «Таврической» под Симферополем и «Балаклавской» в Севастополь. Их мощности по 470 МВт каждая с лихвой хватит, чтобы обеспечить собственной электроэнергией весь Крым.
Не смотря на скандал с турбинами Siemens, федералы справились со своим объемом на обеих ТЭС. Зато подрядчики «Черноморнефтегаза» и «Крымэнерго» сорвали сроки прокладки газопроводов и других коммуникаций. Полностью сдать в эксплуатацию обе станции планировали в июне этого года. Весной появилась информация о переносе запускана более поздние сроки. Все руководство «Черноморнефтегаза» и курирующего энергетику республиканский вице-премьер Владимира Серова сняли с должностей за «срыв важнейшей государственной задачи».
Сейчас в «Крымэнерго» отчаянно обещают закончить подключение Балаклавской станции к сетям до конца июня. А публика задает логичный вопрос, как вообще могло случиться, что строили-строили, наконец построили – и тут выяснилось, что ни газ, ни высоковольтные провода к станциям не подвели. И почему в таком случае на своем месте остается председатель республиканского правительства, по личному президентскому распоряжению обязанный координировать работы на стратегических ТЭС.
Путин на открытии автомобильной части Крымского моста. Полное видео