Многие наверняка слышали выражение «дожить до Страшного суда», но имеют лишь смутное представление о том, что это такое. В общем и целом, все сводится к простой схеме: случится апокалипсис, придёт Бог и станет судить всех людей – кого-то отправит в ад, кого-то, кто хорошо себя вёл – в рай. Но это очень поверхностное понимание.
История
Понятие «Страшный суд» обычно соседствует с такими понятиями как «Второе пришествие», «всеобщее воскресение». Согласно христианской эсхатологии, то есть учению о конце мира (от греческого εσχατόθ – конечный, последний), все эти события тесно связаны. Основным источником христианских представлений о Страшном суде, который произойдет в конце времен, является Священное писание: евангельские тексты, послания апостолов, Откровение Иоанна Богослова.
События Второго пришествия и Страшного суда описываются в текстах Нового завета со всей присущей тому времени образностью и символизмом. Согласно им, Страшному суду будет предшествовать Второе пришествие Христа и всеобщее воскресение людей. Явление Христа будут предварять разнообразные астрономические знамения, и оно не останется незамеченным никем, ибо, как говорит Евангелие, будет подобно молнии, что «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27).
Пришествию Христа будут сопутствовать ангелы и «звук трубы», символизирующий победу над силами тьмы - в Синодальном переводе есть выражение «с трубой громогласной». Есть мнение, что образ звука трубы взят из Ветхого Завета, где он часто знаменовал победу, торжество, и употреблялся для призывания народа.
Апостол Павел, прекрасный знаток ветхозаветного иудейского учения и предания, пишет, что звук этот огласит всю землю: «вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Откровение о Втором пришествии Христа, всеобщем воскресении и Страшном суде Церковь включила в Символ веры, тем самым закрепив его догматически.
Суд не страха, а любви Богословское осмысление темы Страшного суда весьма разнообразно, оно получило выражение во многих святоотеческих текстах – об этом писали Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие святые древности и нового времени. Однако копья по этому поводу ломаются до сих пор.
«Страшным» этот суд принято называть лишь в русскоязычных текстах. В других обычно подчеркивается его всемирность, всеобщность. Однако устрашающая атмосфера, которая волей-неволей нагнеталась яркостью евангельских образов, была издревле присуща текстам восточнохристианских богословов, посвященным Страшному суду.
Святитель Григорий Нисский говорил, что такое восприятие допустимо, но лишь с «воспитательной» целью. Возможно, это было во многом обусловлено эпохой и аудиторией, к которой была обращена проповедь: жестокость и простота нравов требовали простоты правил и понятного объяснения, почему их нарушать не рекомендуется.
Для этого лучше всего подходили аналогии с государственной практикой судопроизводства, например – римской, которая отличалась крайним формализмом и имела довольно жестокую систему наказаний.
Однако в святоотеческой литературе есть и иной взгляд на трактовку Страшного суда. Согласное ему, Бог явит Себя вовсе не как грозный судия, изрекающий приговоры, а как любящий миротворец между нами и нашей совестью. Ведь всё Евангелие непрестанно говорит о том, что Бог есть Любовь, а значит и суд Его будет не осуждением, но судом любви.
Святитель Феофан Затворник, говоря о милости Бога пишет: «Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде Божией только после того, как не к чему будет рук приложить в оправдание его». Также он предполагает, что и человек, не знавший христианской веры, сможет быть оправдан по своим делам и по великой любви Божией: «Иудей судится, а потом награждается как иудей по его законам. Язычник судится, а затем награждается или наказывается как язычник по его законам. И в том и в другом случае участь решится верностью или неверностью тому закону, который каждый из них считал для себя обязательным… Там не нужны будут свидетели, всякий в мыслях своих сам над собой произнесет оправдание или осуждение. Всякий будет видеть свой закон и дела свои, сличит то и другое и решит, виноват или нет».
Таим образом, многие святые отцы считали, что судить человека будет не Бог, а собственная совесть, в свете открывшейся истины.
Христианство, утверждая неизменность Божьей любви, утверждает и то, что Бог всех и каждого любит абсолютно, невзирая на всё совершенное нами зло. Человеку же часто эта любовь не нужна. Выбирая грех, он выбирает для себя путь в сторону «от Бога», может полностью стать рабом страстей, и в этом случае он станет неспособным принять эту любовь, более того – она станет для него мукой.
В нашем мире, который, согласно христианскому учению, омрачен грехом, Божие присутствие не ощущается. Но по прошествии «образа мира сего» это присутствие станет абсолютным, как пишет апостол - «будет Бог все во всем».
Эта реальность станет настолько явственна и ощутима, что даже те, кто отвернулся от Бога, окажутся ее участниками, и именно в этом заключен весь трагизм Страшного суда: просветившись светом Божественной любви, человек увидит и почувствует свою неправоту перед Ним.
Есть гипотеза, что именно это и есть тот самый «огонь вечный» и «мука вечная», о которой говорится в Писании: Божия любовь и Свет будут невыносимы для тех, кто когда-то напрочь отказался от них.
Любовь Божия будет не судить, а пытаться оправдать нас всех перед своей совестью, которая как раз и станет тогда самым строгим нашим судьей. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы, и поймем, какими мы могли быть».
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Судный день — не такой, как думают многие УПОМЯНУТЫЕ гипотетические ситуации не оставляют никакой надежды. Кроме того, они имеют три недостатка. Во-первых, они основаны на предположениях людей, которым, как показывает жизнь, далеко не всегда можно доверять, особенно когда речь идет о будущем. Во-вторых, выживание людей было бы делом случая. И в-третьих, пережившим судный день пришлось бы изо всех сил бороться за то, чтобы не погибнуть. В отличие от этих прогнозов, библейские предсказания будущего рисуют несравненно лучшую картину. Согласно Библии, мир ждут огромные перемены. Но она обещает, что все, кто исполняет волю Бога, обязательно спасутся. Более того, в Библии не говорится, что наша планета сгорит или превратится в ледяную пустыню. Она вся станет прекрасным раем. Однако многие люди не верят предсказаниям Библии. Скептики называют фантазией все то, что в ней говорится о великом бедствии, Армагеддоне, тысячелетнем правлении Христа и Рае. Богословы не раз вели дебаты на эти темы и высказывали свои толкования. Но их теории никак не согласуются друг с другом. О времени конца эссеист Брюс Робинсон пишет: «Ни об одном другом веровании христианского мира не написано столько туманных богословских трудов, сколько об этом». Итог тому — путаница и неясность. В отличие от богословских трудов, Библия, Слово Бога, ясно говорит о том, что нас ожидает. Она не оставляет нас в неведении относительно будущего. Рассмотрим некоторые вопросы, которые часто задают люди, а также библейские ответы на них.
Будут ли уничтожены Земля и человечество? «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно» (Псалом 37:29).
Погибнут ли люди? «Честные будут жить на земле и безупречные будут оставлены на ней. А нечестивые будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притчи 2:21, 22).
Предпринимал ли Бог что-нибудь против безбожных людей в прошлом? Бог «не пощадил древнего мира, а Ноя, проповедника праведности, и с ним еще семерых сохранил, когда навел потоп на мир нечестивых», и «он осудил города Содом и Гоморру, превратив их в пепел, и этим показал нечестивцам пример того, что будет» (2 Петра 2:5, 6).
Можно ли узнать дату Божьего суда? «О том дне и часе не знает никто: ни небесные ангелы, ни Сын, а знает только Отец. Но как было в дни Ноя, так будет и во время присутствия Сына человеческого. Как в дни перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, когда Ной вошел в ковчег, и не задумывались, пока не пришел потоп и не унес всех, так будет и во время присутствия Сына человеческого» (Матфея 24:36—39).
Указывает ли что-нибудь на скорый конец? «В последние дни наступят необычайно трудные времена. Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, лишенными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточенными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отвергающими ее силу» (2 Тимофею 3:1—5).
Какая жизнь ожидает людей на земле? Бог «отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет. Прежнее прошло» (Откровение 21:4).
Хотя из Библии мы можем узнать о будущем не все, она заверяет нас, что человечество не обречено на гибель. Впереди людей ждет жизнь настолько прекрасная, что сейчас нам даже трудно это представить. Но вы можете быть уверены в этом, ведь Иегова Бог в силах исполнить все, что обещал.
Наш мир создан, для познания зла. Этакий компьютерный стимулятор обучения способности мыслить. Есть общая программа жизни в которой каждому задается программа событий на каждый день. Все, что человек делает, о чем говорит и думает в ситуациях сохраняется в памяти. Потом, это все будет разбираться. На страшном суде. Кого то вывезут для жизни в других мирах, но количество их ограничено, а остальных уничтожат как, не способных к собственному мышлению. Нормальное состояние человека, это полное отсутствие мысли. Вот тогда человек считается разумным, а если у вас в голове постоянно присутствуют мысли, то, это навязанные вам из вне чужие помыслы. А если вы их ещё и выполняете. То плохо ваше дело.
Главное...не потерять при жизни свою совесть,а это и есть связь с Богом.А служители церкви тут не причем,им вдвойне придется отвечать,за спои поступки и свою совесть. Смотрите лучше в себя.
"Страшный суд"" - одна из религиозных наживок, на которую пытаются ловить человечество. Наживка-разводка, наряду с доктринами о "спасении", греховности тела, неизбежности старения и смерти, и так далее ... С точки зрения целесообразности и абсолютной справедливости, (предположительно существующей в бытии миров) - в этом "страшном суде" по определению нет необходимости .... Разводняки, подкинутые иллюминатами послеПотопному человечеству ...
Был бы Страшный Суд его бы боялись все и без исключения. А так власть имущие живут всласть .ничего не боятся .А народу втюхивают страхи Страшного Суда.