Реинтеграция Донбасса «по-киевски» не учитывает мнение жителей региона и может равняться геноциду, заявил глава Донецкой народной республики Александр Захарченко. «Единственный план, который бродит в воспалённых головах украинских националистов — „реинтеграция Донбасса", который равен без зазора геноциду народа Донбасса. Ведь в этом плане „реинтеграции" нет ни слова о диалоге или учёте интересов тех, кто заявил в 2014 году о собственной позиции, не совпадающей с планами майдана», — сказал Захарченко РИА Новости.
1 августа, комментируя ситуацию «Свободной прессе», генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов заявил: «Мы должны постоянно говорить о том, что действуем в Донбассе в рамках Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании. А происходящее в Донбассе имеет все признаки геноцида. Мы должны регулярно ставить вопрос в ОБСЕ, в ООН о том, что признаки геноцида против русских жителей Донбасса — налицо. А Россия, как постоянный член Совбеза ООН, обязано противостоять этому геноциду. И соответственно, мы имеем право оказывать все виды помощи, включая военную, или миротворческую жителям Донбасса».
Здесь имеет смысл напомнить, что же такое геноцид? Наиболее популярное и обобщённая формулировка: «Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую». Как раз населения Донбасса и представляет собой исторически сложившуюся культурно-этническую группу, которую нынешний киевский режим продолжает уничтожать уже три года. И, несомненно, уничтожил бы или вынудил покинуть родину всех жителей ДНР и ЛНР, если бы смог.
Планомерное уничтожение мирного населения Донбасса стало уже настолько будничным, что о нём крайне редко сообщают даже российские СМИ. Между тем, вот сводка обстрелов ЛНР от военкора Марины Харьковой только за один неполный день: «Населенные пункты Луганской народной республики украинские военные по состоянию на 8 часов утра 2 августа обстреляли 10 раз. Под огонь попадали города Первомайск и Славяносербск, поселки Алмазная, Калиново, Лозовое, имени Фрунзе, село Желобок. На территории Славяносербского района ЛНР было обстреляно село Христовое, расположенное на правом берегу реки Северский Донец, к северо-востоку от села Веселая Гора. Места проживания гражданского населения украинские вояки обстреливали из всех имеющихся у них видов оружия, за исключением тяжелой артиллерии и танков. Обстрелы населенных пунктов ЛНР не прекратились и днём 2 августа.
В час дня в зоне огня снова оказался поселок Донецкий. По нему было выпущено не менее шести мин калибра 120 миллиметров. Осколочное ранение средней тяжести получила женщина, работавшая на своем огороде. Раненую отправили в больницу города Стаханов.
Всю первую половину дня 2 августа одиночные залпы из минометов и противотанковых гранатометов с позиций ВСУ раздавались также под поселком Калиново".
Скупо, без особых эмоций, зато очень характерно.
Однако геноцид имеет и другие формы. В частности — социальные. Как раз 2 августа представители Украины в рамках заседания экономической подгруппы в Минске в очередной раз отказались обсуждать упрощение выплат пенсий жителям Донбасса. Об этом сообщила Виктория Талакина, пресс-секретарь главы делегации ДНР на мирных переговорах, председателя Народного совета Дениса Пушилина.
Власти Украины прекратили все выплаты в регионе 15 ноября 2014 года. Согласно пункту 8 Комплекса мер, Киев обязался пересмотреть это решение в 2015 году, однако вместо этого заморозил выплаты беженцам, несмотря на то, что такой шаг противоречил даже конституции Украины.
— Действительно, все три года войны показывают, что против жителей Донбасса идёт геноцид, причём по разным направлениям, — считает член Народного совета ДНР Мирослав Руденко. — В конце прошлого года суд в России признал события в Киеве в феврале 2014 года государственным переворотом. Из этого и надо исходить: режим, пришедший к власти в результате переворота, осуществлял политику геноцида по отношению к тем, кто не согласился с политикой, проводимой хунтой.
Эти люди фактически терроризируют население, используя тот государственный аппарат, который они заставили работать на себя. Они просто уничтожали тех, кого называли собственными гражданами, по этнокультурным принципам. Эту тему надо постоянно будировать. Надо напоминать о преступлениях киевского режима всему миру.
В этом смысле правильно, что Следственный комитет Российской Федерации заводит уголовные дела на военных преступников, выполняющих заведомо преступные приказы по обстрелу мирного населения. Мы выступаем за продолжение этой практики.
Надо постоянно напоминать о преступлениях киевского режима и для того, чтобы тем на Западе, кто поддерживает его, было это делать всё труднее. Мы уже знаем случаи информационных прорывов, например, показ в Европе фильма Поля Морейра «Маски революции».
Причём, обычно на слуху самые жестокие преступления — обстрелы, расстрелы, пытки в плену. А ведь есть ещё и создание условий для депопуляции мирного населения. Это и регулярные отключения электричества, и максимальное затруднение получения пенсий и пособий для жителей ДНР и ЛНР. При том, что сам Киев не признает республики Донбасса независимыми территориями. А значит — обязан заботиться о своих гражданах, которые зарабатывали пенсии, как в советское время, так и четверть века уже на независимой Украине.
«СП»: — Наверняка вы получаете много информации о том, как живут жители той части Донбасса, которая остаётся под контролем киевского режима. Можно ли говорить, что по отношению к ним тоже применяется политика геноцида?
— Там уже три года происходит навязывание бандеровской идеологии, которая чужда жителям Донбасса. При этом идёт преследование всех, кто не согласен с этой политикой или был замечен в народных выступлениях весной 2014 года. Навязываются чуждые культурные коды. А главное — ущемляются права людей на изучение родного языка.
Существуют проекты по захоронению вредных отходов на территории Донбасса. Одновременно находящиеся на подконтрольной Киеву территории промышленные объекты эксплуатируются без соблюдения экологических норм, без необходимых мер безопасности. В Краснолиманском районе безжалостно вырубаются хвойные леса, которые были посажены там в советское время. При этом со стороны Киева идут информационные вбросы, что Донбасс вскоре станет безлюдной территорией, непригодной для проживания.
— Я считаю, что относительно Донбасса России действительно необходимо активнее использовать тему обеспечения базовых прав человека, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — И нарушения этих прав со стороны киевского режима. Это касается не только вопроса военных преступлений украинских силовиков, но и самых обычных гражданских прав. Жители Донбасса, по сути, оказались в серой зоне. Их гражданские права не обеспечиваются. Ущемляются социальные права.
Единственное — я не стал бы делать акцент именно на столь жесткой формулировке происходящего, как геноцид. Поскольку это очень трудно обосновать с юридической точки зрения.
Есть набор признаков, характеризующих геноцид. И по каждому нужно долго и кропотливо разбираться, чтобы что-то доказать мировому сообществу. Проще и результативнее говорить о военных преступлениях украинских силовиков. Эти преступления сами по себе являются основанием для того, чтобы ставить вопрос в ООН и на других международных площадках о необходимости защиты жителей Донбасса и привлечения виновных к ответственности. Мало того, Россия может самостоятельно принимать меры для пресечения подобных военных преступлений.
«СП»: — Украинские националисты и политические деятели не раз заявляли о том, что в Донбассе живут «недолюди», которых необходимо уничтожить или заставить бежать в Россию. Три года людей в ДНР и ЛНР убивают и стараются вынудить уехать. Что это, как не геноцид?
— Даже когда имеют место массовые убийства по этническому признаку, очень трудно доказать, что был именно геноцид. Вспомните, сколько армяне пытались добиться, чтобы преступления турок в 1915 году были признаны геноцидом? И до сих пор споры на эту тему, в том числе между учёными, которые занимают объективную позицию, продолжаются. Поэтому в случае с Донбассом достаточно жёстких и при этом точечных обвинений киевского режима в преступлениях против мирного населения, включая применение запрещённых видов оружия.
Метод действия России должен состоять не в том, чтобы постоянно отвечать на обвинения, а в том, чтобы действовать, исходя из своих национальных интересов, объясняя эти действия теми или иными положениями международного права. Если просто апеллировать к «доброй воле» других игроков, ничего не добьёшься.