Катера для друга Пети. Как Вашингтон продает Украине военный секонд-хэнд
Американские специалисты заявляют, что украинский флот в случае конфликта может быть уничтожен за несколько минут. Новые катера из США ситуацию не изменят, но Вашингтон на них заработает.
Украина усилит свой флот двумя американскими патрульными катерами класса «Айленд». Об этом официально сообщает штаб-квартира Береговой охраны США, которой раньше принадлежали суда.
Порошенко принимает катера
Церемония передачи катеров Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321) пройдет 27 сентября в Балтиморе с участием президент Украины Петра Порошенко.
Катера береговой охраны Drummond и Cushing способны развивать скорость до 56 км/ч. Время автономного плавания — шесть дней. Экипаж такого катера состоит из 18 человек.
Нет никаких сомнений, что глава Украины обязательно расскажет об усилении мощи ВМСУ в борьбе с «агрессивной Россией». Ранее посол Украины в США Валерий Чалый заявлял, что американские катера нужны для «усиления возможностей в Черноморском бассейне».
«Уничтожить за считанные минуты»
В свете последних событий в районе Азовского моря может создаться впечатление, что Вашингтон делает ставку на резкое усиление военно-морской мощи Украины.
На деле это, однако, не совсем так. Американские военные эксперты не раз подчеркивали, что гипотетическое столкновение ВМСУ с российским Черноморским флотом будет иметь для Украины катастрофические последствия. Как пишет эксперт американского журнала The American Conservative: «Киев отправил несколько патрульных катеров в Азовском море, а в ближайшие месяцы туда переведут еще несколько. Российский флот может потопить эти лодки и уничтожить эту базу за считаные минуты».
Появление двух американских катеров ситуацию принципиально не меняет, и вот почему.
Списанные «Айленды» для друзей Вашингтона
Катера класса «Айленд», о которых идет речь, строились в 1985–1992 годах в Локпорте (штат Луизиана) для нужд Береговой охраны США. Несколько десятков таких судов верой и правдой служили Америке, пока в 2010-х годах не начался их массовый вывод из эксплуатации по причине износа основных систем и устаревшей конструкции. Выведенные из эксплуатации корабли идут на консервацию. Однако американцы — весьма хозяйственные люди, поэтому нашли способ извлекать из списанных катеров выгоду. Нет, речь не идет о банальном распиле на металл. Катера передают на вооружение дружественных стран в рамках специальной Excess Defense Articles Program. Ранее три подобных катера были переданы Пакистану, по два — Грузии и Коста-Рике.
История с передачей таких катеров Украине тянется более полутора лет. Причем затруднения, как ни странно, возникли у украинской стороны. Весной 2017 года заместитель командующего ВМСУ Андрей Тарасов заявлял: «Чтобы верно понимали люди, это не секонд-хенд. Корабль, который получается от западного флота, от страны НАТО, содержится в таком состоянии, что его боевые возможности остаются практически без изменений. Возраст, например, ракетного катера 20 лет — это нормально. Он полностью сохраняет все свои боевые свойства. Мы получаем нормальные полноценные корабли, но им на смену пришли более современные. Это нормальная практика».
Платить все равно придется
Так почему же колебался Киев?
АиФ.ru писал об украинских бронекатерах «Гюрза-М», которые строятся на заводе «Кузница на Рыбальском», принадлежащем Петру Порошенко. Ряд украинских СМИ пишут, что причиной торможения договоренностей по «Айлендам» был контракт на производство катеров класса «Гюрза», приносивший прямую выгоду президенту Украины.
Вторая причина — это то, что за американские катера нужно платить. Командующий ВМС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко поспешил заявить, что США передают катера на безвозмездной основе. Действительно, формально за «Айленды» Украина не платит. Но, согласно Excess Defense Articles Program, необходимо оплатить расконсервацию кораблей, их транспортировку и обучение персонала. Стоимость услуг — 10,1 миллиона долларов. Не так дорого, если учесть, что одна «Гюрза-М» обходилась украинскому бюджету в 7 миллионов долларов. Но все равно отнюдь не бесплатно, и денег в военном бюджете Украины долго не могли найти.
Корабли придут «голыми»
Стационарное вооружение американских катеров — 25-мм автоматическая артиллерийская установка Mk 38 Mod 0 Bushmaster и два 12,7-мм пулемёта M2HB. Но ни оружия, ни системы РЛС на переданных Украине судах не будет — они, согласно условиям договор, передаются «голыми». Некоторые украинские энтузиасты заговорили о возможности оснащения катеров ракетными установками, но в США, услышав подобное, только повертели пальцем у виска. В начале 2000-х «Айленды» в США пытались модернизировать, но эта затея оказалась неудачной — системы судов ломались, было отмечено растрескивание корпусов. Словом, превратить катер береговой охраны в нечто более грозное не получится.
Сколько займет времени доведение катеров до ума, неизвестно, а вот на обучение персонала понадобится несколько месяцев. В общем, есть серьезные сомнения, что «Айленды» выйдут на свое первое дежурство под украинским флагом раньше президентских выборов 2019 года.
Традиция передавать хлам
То, что, сделка по «Айлендам» выгодна США, вне всяких сомнений. А вот насчет выгоды для Украины — большой вопрос. В Незалежной вообще жалуются, что американцы весьма неохотно обсуждают возможность передачи Киеву новейших систем вооружения, предпочитая предлагать устаревшие.
Так было с 72 мини-беспилотниками Raven RQ-11B, передачу которых ВСУ расценивали поначалу как большой успех. Однако вскоре украинские операторы обнаружили, что аппараты быстро разряжаются, а их сигнал легко глушить. Больше того, ополченцы в Донбассе очень быстро научились по запускам Raven RQ-11B вычислять позиции украинских формирований. Впору задаться вопросом — а уж не российский ли Штирлиц в Вашингтоне принимал решение о передаче Украине подобных беспилотников.
Если говорить об «Айлендах», которые получит Украина, то следует сказать о корабле, который до конца 2018 года получит Черноморский флот. Речь о «Василии Быкове» — головном корабле проекта 22160. Суда этого проекта предназначены для несения погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды в мирное время, охранения кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника — в военное время, а также операций в дальней морской и океанской зонах. На кораблях проекта применена так называемая модульная схема, позволяющая за короткий срок, меняя модули, установить любое вооружение, необходимое для выполнения конкретной боевой задачи. В частности, такой патрульный корабль может нести и ракеты «Калибр». Кроме того, «Василий Быков» имеет в распоряжении вертолет, десантно-штурмовую лодку и может взять на борт подразделение морской пехоты.
Помимо «Василия Быкова», сейчас в завершающую стадию вошли работу по строительству и введению в строй второго корабля этой серии, получившего имя «Дмитрий Рогачев». Еще четыре корабля проекта сейчас строятся на заводах в Зеленодольске и Керчи, и должны войти в строй в 2019-2020 годах.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.