Какие электробусы будут возить пассажиров в Москве?
В самый канун новогодних праздников нашла свою разгадку триумфальная победа столичных властей над собственным троллейбусным парком. В духе модных сегодня многоходовочек троллейбусы поменяли на автобусы для того, чтобы потом автобусы поменять на электробусы. Эта веселенькая чехарда перенесет из городской казны в карманы чиновников и ассоциированных бизнесменов весьма ощутимые суммы – ведь счет идет на миллиарды.
Как стало известно, Москва выставила на сайте госзакупок лот величиной 31 миллиард 885 миллионов рублей. Условия торгов сформулированы таким образом, что полностью им удовлетворяет только один производитель пассажирского транспорта. И нет, это не российский производитель.
Очные публичные слушания, проведение которых в данном случае обязательно по закону, состоялись 28 декабря в офисе Мосгортранса на Раушской набережной. Большинство москвичей, погруженных в предпраздничные заботы, и не заметили, как в тихой, почти домашней обстановке городской бюджет уже практически потерял полмиллиарда долларов. Почему потерял? Потому что даже грубый расчет показывает, что один электробус, приобретенный в рамках данной закупки, будет стоить налогоплательщикам более 106 млн рублей. Для сравнения – закупленные недавно мэрией Санкт-Петербурга электробусы стоили по 20 млн за штуку. Но вернемся к подробностям этой скандальной аферы.
Облюбованный московскими транспортниками электробус почти целиком будет состоять из ключевых импортных узлов и агрегатов - серийных электробусов и оборудования к ним в России не выпускается. При этом система заряда и зарядное устройство прописано под единственного производителя импортных электробусов с зарядным пантографом SHUNG, что является нарушением антимонопольного законодательства, - объясняет знакомый с ситуацией источник московского Департамента транспорта. - Согласно Техзаданию Московского электробуса, прописан электропортальный мост, который производит единственный концерн ZF (Германия). Аккумуляторные батареи для электробусов тоже планируется поставить импортные. Компрессор, кондиционер, тяговые двигатели, электронное управление также прописаны под зарубежные образцы!»
Есть у проекта и другие ощутимые минусы. Использование ультрабыстрой зарядки требует стягивания больших мощностей на конечных станциях, прокладки подземных кабелей. Зарядка токами свыше 250 ампер уменьшает срок службы аккумуляторов, ведет к простоям электробусов на конечных для зарядки, что вынуждает увеличивать количество электробусов на линии и повышает расходы на работу маршрута.
Даже приняв как данность мечты об электробусах ситуацию можно было бы разрулить с куда меньшими финансовыми потерями. «В Москве имеется развитая троллейбусная сеть, по сути — простая в обслуживании универсальная подвесная зарядная линия для двух видов транспорта - обычного троллейбуса и электробуса с динамической зарядкой. Это самое оптимальное решение для любого города, где имеется троллейбусное сообщение. Не надо тратить деньги на строительство новой транспортной электробусной системы. Да и в эксплуатации троллейбус будет дешевле», - говорят эксперты.
Несостоятельны и громкие заявления в прессе о том, что троллейбусы, якобы, морально устарели и должны отправиться на свалку истории вслед за паровозами и гужевым транспортом. На самом деле ситуация ровно противоположна – европейские столицы одна за другой возвращаются к использованию троллейбусов. Берлин и Прага уже сделали ряд конкретных шагов в этом направлении, в нескольких других мегаполисах Европы вопрос пока обсуждается.
Что же получается? Под громкие заявления о том, что в течение трех лет Москва должна полностью отказаться от автобусов на моторном топливе, заменив их электробусами, уничтожается уже существующая, действующая и вполне прогрессивная система троллейбусов российского производства. Идущие им на смену электробусы дороги, неэффективны с экономической точки зрения и «кормят» в основном иностранного производителя да столичного чиновника.
Не исключено, что под предлогом перехода на «современные и экологичные» электробусы москвичей ждет и очередное повышение тарифов на городской транспорт. И все это для того, чтобы еще несколько «эффективных чиновников» стали богаче еще на несколько миллионов? Или миллиардов?
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.