Великий шелковый путь — в древние времена и в Средневековье караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. Торгово-обменный путь огромной протяженности, шедший из центральных районов Китая в Индию и Переднюю Азию, а в первые столетия н. э. связывавший великие империи древности — Китай, Парфию и Древний Рим.
Общая протяженность Пути — около 10 000 км. Торговый караван проходил в день в среднем 23-26 км.
Основатель Шелкового пути — дипломат из Китая Чжан Цянь, открывший для китайцев страны Средней Азии. А купец из Венеции Марко Поло оказался первым, кто назвал этот Путь «Шелковым». «Великим” его начали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в множестве городов, находившихся на пути караванов. 1877 год — научный термин «Великий шелковый путь» ввел немецкий исследователь Фердинанд фон Рихтгофен в одном из своих известных трудов — «Китай».
Как формировался шелковый путь
Хоть единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась лишь в конце II века до н. э., отдельные ее сегменты появились значительно раньше.
По данным современной археологии, с III тысячелетия до н. э. функционировал «лазуритовый путь», по нему полудрагоценный камень лазурит перевозили из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень отдаленные расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца II тысячелетия до н.э. стал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии по восточному пути, в обмен на китайский шелк.
Середина I тысячелетия до н. э. — эти два караванных пути стали сливаться: бадахшанский лазурит начинает попадать в Китай, а в Персии и в долине Инда распространяются одежды из китайского шелка. Но торговля велась через длинную посредническую цепочку, так что китайцы и народы Средиземноморья не знали о существовании друг друга.
Из за такого громкого названия можно было бы представить некую мощную магистраль. Но, как отмечают историки, Великий шелковый путь походил на разветвленное дерево, ведь маршрутов было много. Таким образом, торговый круговорот охватывал множество городов.
Хотя маршруты Шелкового пути изменялись, возможно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
Южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
Северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Южную и Северную дороги соединяли между собой несколько промежуточных маршрутов. Со временем сеть коммуникаций становилась все более густой, появлялось все больше ответвлений. Главные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Долгий и трудный путь
Путешествие по Шелковому Пути было довольно опасно. Это был долгий и трудный путь. Далеко не все смогли его пройти. К примеру, чтобы дойти от Пекина до Каспийского моря время нахождения в пути могло быть около 250-ти дней, а то и год. Великий шелковый путь всегда считался проводником культуры и торговли. В составе караванов частенько были не только торговцы, но и поэты, художники, ученые, паломники, философы. Благодаря им мир смог познакомиться с такими сторонами жизни как Христианство, Буддизм, Ислам. Мир узнал о том, как изготовлять порох, как делать бумагу, шелк. Оценил музыку, танцы, стихи, искусство различных народов.
Значительная часть Пути проходила по пустынным территориям Азии. Для перевозки ценных грузов торговцы использовали как правило верблюдов, которые были как нельзя лучше приспособлены к передвижению по раскаленному песку.
История
Середина I тысячелетия до н. э. — правители Персии начали собирать налоги с жителей Согдианы и Бактрии. Первым путь из Европы в Центральную Азию открыл Александр Македонский. Вместе с его воинами шли и торговцы. Они везли товары и всякие диковинные вещи к себе на Родину. По пути появлялись государства, которые как достигала расцвета, так и разрушались, будучи захваченными более сильным завоевателем. Так, караваны прокладывали новые тропы в истории.
Нельзя сказать, что Великий шелковый путь функционировал на протяжении своей продолжительной истории от 2 века до н. э. до первой половины 20 века с одной и той же интенсивностью. Время от времени движение на нем затухало, порой он разбивался на отдельные отрезки, в пределах которых караванная торговля проходила нормально, а между этими отрезками были пространства, для торговли непреодолимые.
В товарообмене между Востоком и Западом товары шли как правило с Востока на Запад. В Римской империи периода ее расцвета шелковая ткань и другие восточные товары пользовались огромной популярностью. С XI столетия восточные товары начала активно покупать вся Западная Европа. После арабских завоеваний их начали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
Для успешного функционирования Великого пути была нужна политическая стабильность на всем его протяжении. Этого возможно было добиться двояко – или создать огромную империю, контролирующую все важнейшие евразийские караванные пути, или «разделом мира» между крупными державами, которые способны обеспечить безопасность торговли. История Великого шелкового пути имеет три кратковременных периода, когда он почти весь контролировался одним государством: Тюркским каганатом в конце VI века, империей Чингисхана в конце XIII века и империей Тимура (Тамерлана) в конце XIV века. Но из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было невероятно сложно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными государствами.
Закат связывают, в первую очередь, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В XIV-XV вв. морская торговля стала привлекательней ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал около 150 дней, тогда как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – примерно 300; один корабль мог перевезти столько же грузов, как и очень большой караван в 1000 верблюдов. В результате этих факторов к XVI веку Шелковый путь окончательно прекратил существовать. Лишь отдельные его части не переставали еще долго функционировать (к примеру, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась только в XVIII веке).
Историческое значение Великого шелкового пути
Великий шелковый путь не только благоприятствовал установлению и развитию торговых отношений между народами, но и способствовал укреплению дипломатических отношений между странами Востока и Запада.
Благодаря этому пути произошло знакомство различных народов с новыми потребительскими товарами. От их распространения в большей степени выиграла Западная Европа. Шелковая ткань повышала личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности начали широко использоваться для изготовления лекарственных препаратов и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам Китая и Средней Азии, стала вытеснять пергамент и папирус, удешевив при этом тиражирование рукописных книг.
Базар на Великом Шелковом пути
Но по Великому пути распространяли не только сами товары, но и информацию об их производстве и существовании. Вначале шелк производился только в Китае, однако уже в I–II веках н. э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, в V веке – в Иран. В VI веке император Византии организовал шелководство в Греции, уговорив, как гласит легенда, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Покупая вначале бумагу у купцов с востока, европейцы с XIII века начали изготавливать ее сами.
Важная роль Великого пути в развитии географических знаний. Только после появления этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые смогли узнать о существовании друг друга и получить хотя бы приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях разных стран Востока Западная Европа получила только в конце XIII – начале XIV вв., после того как некоторые из европейских купцов и миссионеров (в том числе легендарный Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из конца в конец и написать об этом книги, которые имели в Европе огромную популярность.
Так, в результате функционирования Великого шелкового пути возникла тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и постоянных мирохозяйственных связей. И в наше время историю Великого шелкового пути возможно рассматривать как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.