Внезапная смерть Александра I, раньше почти никогда не болевшего, отличавшегося отличным здоровьем, еще не старого (ему не было и 48 лет), породила множество слухов и легенд. Невероятные рассказы о таганрогских событиях появились в начале 1826 года и в зарубежных газетах. В последствии среди многочисленных слухов более широкое распространение получила легенда о таинственном старце Федоре Кузьмиче, под именем которого якобы в течении долгих лет скрывался император Александр I.
Объясняется это, как видно, тем, что в то время тела почивших правителей всегда выставляли для прощания с народом в открытом гробу. По каким-то причинам тело покойного императора Александра I народу показано не было. Впрочем, все эти слухи и толки спустя пару лет поутихли и понемногу начали забываться.
1836 год, осень — в Кленовской волости Красноуфимского уезда задержали проезжавшего на лошади с телегой неизвестного человека. На допросе он сказал, что своего рода и происхождения не помнит, а зовут его Федор Кузьмич. Как не помнящего родства бродягу, суд приговорил его к ссылке в Сибирь на поселение. 12 октября Федор Кузьмич был наказан 20-ю ударами плетьми и на следующий день отправлен по этапу. 7 декабря он прибыл в Тюмень, откуда был направлен на поселение в Томскую губернию, где в безвестности проживал до 1849 года, пока не поселился около села Краснореченского.
С этого момента Федор Кузьмич и попал в центр внимания окрестных селений: народная молва почему-то сочла его то ли сосланным, то ли добровольно оставившим свой пост митрополитом. Федор Кузьмич был видным фигурой и ростом — плечист, с широкой грудью, серые глаза на чистом белом лице с кругловатым подбородком. Странно, однако, было то, что старец на исповедь не ходил и причастия не принимал, чем вызывал подозрение в сектантстве.
Тем не менее влияние Федора Кузьмича росло, потому как, переходя из деревни в деревню, старец производил впечатление хорошо образованного и даже вполне интеллигентного человека. Он оказывал помощь больным, учил грамоте крестьянских ребятишек. Со взрослыми он беседовал на религиозные темы, рассказывал о событиях из русской истории, в особенности о военных походах и сражениях. В рассказах об Отечественной войне 1812 года Федор Кузьмич незаметно для себя самого вдавался порой в такие подробности, что вызывал всеобщее недоумение.
Старец вел обширную переписку с различными людьми через странников-богомольцев и постоянно получал известия, хотя тщательно скрывал от постороннего глаза чернила и бумагу. Приводилось немало рассказов о благодеяниях и услугах Федора Кузьмича, оказанных сибирякам. Время от времени монаха посещали и довольно высокопоставленные сановники, с которыми он всем на удивление нередко говорил по-французски. Кроме того, очевидцы подчеркивали знание старцем высшего петербургского света и закулисной придворной жизни.
Существуют несколько рассказов, которые утверждают, что старец Федор Кузьмич и Александр одно и то же лицо. Все они сводятся к тому, что кто-либо из людей, служивших в свое время в Петербурге, увидав Федора Кузьмича, спрашивал: «Кто это?», а затем с криком: «Это царь наш батюшка Александр Павлович!» — бросался к старцу. Тот же просил их молчать или все отрицал.
За время пребывания в Сибири старец ни разу не открыл тайны своего происхождения. Есть, правда, рассказ некоего купца Хромова, у которого Федор Кузьмич доживал последние годы. Будто бы купец накануне смерти старца прямо спросил у него: «Молва носится, что ты, дедушка, не кто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» И старец ответил: «Чудны дела твои, Господи, нет тайны, которая бы не открылась». Также известно, что после смерти Федора Кузьмича Хромов, разбирая его вещи, якобы обнаружил свидетельство о бракосочетании Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны. Почерковедческий анализ подтвердил вероятность идентичности записок Федора Кузьмича и Александра.
С учетом этих данных, включая множество преданий о старце, можно сделать предварительное заключение: прямая осанка, манера держаться и говорить, доскональное знание военной жизни, образованность, осведомленность в государственных делах и прочие приметы дают возможность говорить о старце как о человеке, имевшем некогда отношение к светской жизни и государевому двору.
Интересна в связи с этим почти криминальная история с подменой тела фельдъегеря Маскова, поразительно похожего на императора и погибшего на глазах Александра незадолго до его смерти. 1902 год — энтузиастам удалось найти потомка Маскова Аполлона Курбатова, профессора химии. Он сообщил, что в их семье сохранилось предание, будто бы Масков похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо Александра I.
А в конце XIX века в Сингапуре появился человек, назвавший себя сыном императора Александра I, прижитого им в Сибири. О дальнейшей судьбе самозванца сведений не сохранилось, но известно, что «повсюду его принимали как высокую особу».
Если все это так, то достойно только восхищения, что удалился Александр не в какой-то благостный и спокойный европейский уголок, «чтобы безмятежно наслаждаться добром, утвержденным в Отечестве», как мечтал он в юности, а в далекую, холодную, неприютную Сибирь, чтобы долгим тяжелым подвигом добровольного отшельничества искупить свой вольные и невольные прегрешения. Не случайно же он сказал после вторжения в Россию армии Наполеона: «Я отращу себе бороду и лучше соглашусь питаться хлебом в недрах Сибири, нежели подпишу стыд моего Отечества и добрых моих подданных».
Дополнение к версиям о возможности появления старца Федора Кузьмича изложил в статье «Одна из последних легенд», помещенной в саратовской газете «Волга» от 25 июля 1907 года, некий анонимный автор, который подписался инициалами Д. Д. «Из всего этого, — пишет хронист, — я вынес глубокое убеждение, что без признания легенды невозможно нарисовать себе духовный образ покойного императора Александра I. Именно ею объясняется и исчерпывается та двойственность личности, которая признана многими историками и которая бросалась в глаза всем современникам. Она толковалась вкривь и вкось всеми, кого поражала эта невообразимая смесь скрытности и искренности, величия и унижения, гордости и скромности, шума и тишины, вспышек характера и уступчивости, царственного величия и сознания ничтожности…»
Имеется и версия, основанная на дневниковой записи государя: «Моя биография может уложиться в три ночи, которые я не забуду никогда…» Первая из них, как установили историки, — убийство отца, невольной причиной и соучастником которого стал он сам.
Вторая ночь, повлиявшая на судьбу Александра, относится к первой интимной после бракосочетания. «Боже! Как она прекрасна! — записывает Александр через два дня после свадьбы. — Я никогда не смогу позабыть этой ночи, в которую не сумел, не смог прикоснуться к ее белоснежному атласному телу, слишком прекрасному, чтобы возбуждать тот огонь, что рождали во мне русские женщины одним своим видом».
А вот в последней ночи, как считают исследователи, кроется главная тайна смерти Александра. В его дневнике запись о ней — последняя. И, судя по всему, государь заранее знал обо всем еще до происшедших в последствии событий. Как иначе возможно оценить ситуацию, сложившуюся к сентябрю 1825 года, когда самодержец втайне от окружения подготовил все документы, необходимые для отречения от престола? Конверт с необходимыми бумагами был вручен московскому архиепископу Филарету лично Александром Павловичем со словами: «Хранить до моего личного востребования. В случае моего исчезновения вскрыть…»
Федор Кузьмич
Когда было объявлено о смерти государя, императрица засвидетельствовала этот факт. Тело, положенное в гроб, было сразу же закрыто крышкой, которую потом ни разу не вскрывали. Никаких следов больного монаха, прибывшего в Таганрог вместе с Александром, в доме венценосных супругов не обнаружили. По крайней мере, садовник Федор, исповедовавшись перед смертью (он скончался через 5 лет после «ухода» Александра) и рассказав известную только ему тайну этого «ухода», так и остался в полной уверенности, что император Александр Павлович за свои славные и святые дела был взят на небо живым…
Версия эта может показаться неправдоподобной, но ведь и без нее многие русские люди были убеждены, что государь не скончался, а отправился бродить по стране, называя себя старцем Федором Кузьмичом. Его якобы встречали в Сибири, на Урале, на Волге. Один «Александр» даже в кандалах был доставлен в Петербург.
И что любопытно, не казнили, не заключили в крепость, а тихо и незаметно вывезли, снабдив, между прочим, крупной суммой денег и зимней одеждой.
Впервые о том, что император и осевший в Сибири вблизи Томска старец Федор Кузьмич, вероятно, одно и то же лицо, рассказал в работе «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» Лев Толстой. Но в ней не приведено документальных данных, подтверждающих этот факт.
Потому историки в течении долгого времени расценивали этот сюжет как художественный вымысел великого писателя. Но в конце 1890-х гг. историк из Томска Виктор Федоров установил, что Лев Толстой в молодости посетил старца Федора Кузьмича и провел с ним без свидетелей целый день. Спустя несколько лет Толстой написал удивительную повесть с интереснейшим сюжетом — «Отец Сергий»… А в конце жизни попытается повторить подвиг старца, ограничив себя во всем, а затем и вовсе уйдя из дому…
Историк Шильдер; знаток эпохи правления Александра I, утверждал, что Федор Кузьмич ростом, сложением и наружностью был так похож на императора, что сосланные в Сибирь, видевшие царя ранее, попросту диву давались. Старец, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки. В его келье висел портрет Александра, к тому же старец имел привычку прикладывать к груди левую руку. Известно, что мир тесен — в сибирской глубинке оказался казак по фамилии Березин, когда-то служивший при дворе. Он прямо заявил, что прижимать к груди левую руку мог только царь-батюшка.
Согласно документам, цесаревич, будущий царь Николай ІІ, в 1891 году посетил места, где жил старец в последние годы. Но едва став императором, он приказал уничтожить образцы почерка своего двоюродного прадеда. И все же Федоров нашел в архивах фотокопии документов, подписанных Александром I. Сотрудники научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз в Москве и японские специалисты в Токио после экспертизы пришли к выводу, что почерк старца и государя принадлежит одному и тому же человеку.
«47 лет Александр провел в роскоши, соблазнах и грехах», — пишет Лев Толстой. Из них 24 года, с 1801-го — на троне. Стал царем после убийства заговорщиками его отца Павла 1 и всю жизнь казнил себя за то, что дал на это согласие. В то же время это был, пожалуй, самый либеральный царь. Он возвратил из ссылки А.Радищева. Больше того, он поручил ему разработать указ о раскрепощении крестьян. Запрещал ставить себе памятники, несмотря на свою огромную популярность, после победы над Наполеоном. При нем был отменен политический сыск, внедрено много прогрессивных реформ. Государя все время мучили угрызения совести за участие, пусть и невольное, в убийстве отца, за гибель сотен людей на войнах, которые он вел. Душевные муки привели к мысли об искуплении грехов.
В последние годы своего царствования он часто говорил и писал о том, что устал, что хотел бы отречься от престола и жить иначе. «Солдат 25 лет отслужил — и свободен, — часто говорил он. — Я тоже свой срок уже отслужил, пора и на покой». Императорские обязанности его тяготили, праздная жизнь угнетала, да и супружеская не приносила радости…
Были у императора и официальные двойники — упомянутый выше фельдъегерь Масков и унтер Струменский, любивший играть роль венценосной особы и разжалованный за это в солдаты. Смерть этих людей по странному стечению обстоятельств почти совпала с датой смерти самого государя. Масков неожиданно и удивительнейшим образом разбился о мостовую 3 ноября 1825 года, а Струменского 11 ноября прогнали сквозь строй в Таганроге по указанию Аракчеева, якобы за побег. Между прочим, Лев Толстой считал, что в гроб вместо императора был положен именно Струменской.
И все же следует отметить, что все версии о «перевоплощении» государя в старца основаны исключительно на слухах, зафиксированных мемуаристами. При этом игнорируются или без всякого основания ставятся под сомнение такие документальные материалы, как подробнейшие бюллетени о ходе болезни императора, акты вскрытия его тела, официальные донесения из Таганрога находившихся при умирающем императоре лиц, генералов царской свиты Волконского и Дибича. В конце концов, имеются письма императрицы Елизаветы Алексеевны, находившейся при муже до самой его смерти, а также письма придворных дам — княгини 3. Волконской и камер-фрейлины Е. Валуевой.
Значительная часть этих материалов опубликована в свое время историками Н.Шильдером и великим князем Николаем Михайловичем Романовым. Но с годами легенда не только не умерла, но и приобрела присущие всякому мифу дополнительные очертания и окуталась мистическим флером….
В полном соответствии с волей покойного старца Федора Кузьмича похоронили в мужском монастыре. Позднее, в 1904 году, на его могиле на частные пожертвования был воздвигнут каменный памятник-часовня. В советское время часовню снесли, а могила оказалась заброшенной. Только летом 1995 года семинаристами Томской духовной семинарии была проведена эксгумация могилы святого. Но тайна его так и осталась неразгаданной…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Гробница Александра пустая, ее вскрывали дважды: при Александре II и большевиках в 1921. Если не проводят генетическую экспертизу останков Федора Кузмича, значит вопросов у властей нет, это Александр.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]