Много тысяч лет назад, среди изумительных по своей красоте тропических долин, окружённых вечными снегами великих Гималаев и наполненных благоуханием цветов и пением птиц, на берегах чистейших горных рек, Парвати спрашивала своего возлюбленного Шиву: «О Шива! В чём заключается твоя подлинная сущность? Что есть эта наполненная чудесами Вселенная? Что составляет начало всего? Что есть центр колеса Вселенной? Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в неё полностью, вне пространства и времени, вне имён и описаний? Избавь меня от сомнений!» Шива отвечал на вопросы дочери царя Гималаев, и их диалоги легли впоследствии в основу текстов тантры.
Предмет и история индуистской тантры
Тантра не отвечает на вопрос «что есть истина?», она отвечает на вопрос «как можно постичь истину?». Являясь практической системой интенсивного духовного развития, тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Санскритское слово тантра происходит от двух слов: таноти и трайяти. Таноти означает «расширять», а трайяти — «освобождать»; при этом оба слова относятся к сознанию. Таким образом, слово тантра означает «освобождение посредством расширения», а точнее — «освобождение сознания посредством его расширения». Также слово тантра переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания. Один современный мастер тантры определил её так: «Тантра — это энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него». Словом «тантра» также называют священные тантрийские тексты, например, «Виджняна бхайрава тантра», «Саммохана тантра», «Тантрараджа тантра», «Куларнава тантра», «Маханирвана тантра» и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова «тантра» в своём названии, например, «Шива сутра», «Ананда лахари», «Тирумандирам» и др.
Как и любая религиозная система, индуистская тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Многие практики тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. (Поэтому тексты тантры иногда называют садхана шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику.)
В связи с этим тантру иногда называют тантрийской йогой; интересно, что почти вся индуистская йога является ответвлением тантры. Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Ещё одна особенность тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. Удивительно, но даже пороки и недостатки становятся мощным средством Освобождения! В тантре нет ни одной стороны жизни, которая не была бы преобразована в духовную практику.
История возникновения тантры теряется в глубине веков. Считается, что веды и тантрийские тексты возникли из одного общего источника: в «Тирумандираме» сказано, что веды и агамы (тантрийские тексты) различаются лишь в придании особого значения определённым практикам. А вот небольшое количество тантрийских текстов периода древней письменности объясняется вовсе не тем, что тантра тогда еще не существовала. Во-первых, в тантре знания всегда тщательно охранялись от непосвящённых во избежание их неверного применения. До определённого времени передача знаний осуществлялась только в индивидуальной устной форме от учителя к ученику. И только в более позднее время их стали записывать. Во-вторых, в тантре есть уникальное представление о том, что существует непрерывный процесс замены устаревающих текстов новыми. При этом актуальная сущность текстов сохраняется, но форма изложения и язык соответствуют новым времени, месту и обстоятельствам.
Причина этого в том, что тантра не является догматической и неизменной формальной системой. Тантра — это живая и непрерывно обновляющаяся система, постоянно совершенствующая свои методы. Поэтому возникновение тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие выдающиеся мастера. Пожалуй первым среди известных (хронологически и по значимости) считается Шива.
Шива
Согласно легендам, Шива жил около 5 — 7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение). Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Впоследствии Шиву и Парвати стали отождествлять с соответствующими божествами индуистского пантеона, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати. Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние «бессмертного золотого света». (В даосизме такое достижение называется «алмазным телом», в тибетском буддизме — «радужным телом», у коренных мистиков Африки — «телом света», в эзотерическом христианстве — «телом славы». Подобную трансформацию физического тела Дон Хуан Матус называл «сжиганием огнём изнутри».) В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги, посвящая их в различные тайные практики.
Другими знаменитыми мастерами прошлого были Нанди Девар, Агастьяр, Тирумулар, Боганатар, Матсьяндранат, Горакнат, Патанджали, Васугупта, Шри Канта, Накулиса, женщина Кудамбай, Валмики и другие, «разбившие скипетр смерти и странствующие во Вселенной». Все они внесли значительный вклад в формирование тантрийской йоги.
Устройство Вселенной. Три гуны
Согласно взглядам тантры, вся Вселенная состоит из непроявленной и проявленной частей. Непроявленная часть Вселенной — это океан вечного бесконечного Высшего Божественного Сознания, называемого Шивой. Проявленная часть Вселенной — от галактик до атомов — создана и поддерживается вечной бесконечной Божественной энергией, или Силой, называемой Шакти. Шива — это статический аспект Бога, Его Сознание, а Шакти — динамический аспект, Его творящая, исполнительная Сила. При этом «Шива имеет силу созидать только в соединении с Шакти» («Анандалахари»). Более того, «Шива без Шакти становится подобным трупу» («Дэви бхагавата пурана»). Шива находится в непрерывном соединении с Шакти. «Всюду пребывает Божественная Форма, всюду Шива-Шакти».
Согласно тантре, проявленная часть Вселенной, или Пракрити (Великая Природа), сотворённая силой Шакти, обладает тремя гунами, т.е. основными качествами или главными свойствами. Они таковы: саттва — принцип света, гармонии и уравновешенности; раджас — принцип активности, подвижности и беспокойства; тамас — принцип инертности, темноты и противодействия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нём как ясное восприятие и мудрость. Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Те, в ком наиболее силён раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это «воины» в широком смысле этого слова. Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения.
Каждая из трёх гун необходима, но на своём месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную грязь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается, как нечто грязное. В тантре очищение человека — это не выбрасывание «грязи», а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как «грязь», «порок» и «зло» становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего ещё выше — к Божественному, которое находится по ту сторону трёх гун…
Пять элементов
Три гуны дают рождение пяти элементам, или стихиям. Из саттвы, состоящей из ясности, возникает эфир, т.е. пространство. Из раджаса, состоящего из активности, возникает огонь. Из тамаса, состоящего из инертности, возникает земля. Между раджасом и тамасом возникает «прослойка», сочетающая в себе одновременно подвижность и инертность — вода. А между саттвой и раджасом возникает тонкий, но подвижный элемент — воздух. Эти махабхуты (великие элементарные элементы, или сущности) символизируют пять уровней плотности любой субстанции во Вселенной: материи, энергии и сознания. Например для материи они таковы: твёрдое (элемент земли), жидкое (элемент воды), газообразное (элемент воздуха), лучистое (элемент огня) и эфирное (элемент пространства). Так как всё создано творящей Божественной энергией Шакти и состоит из неё, то всё сущее является её различными формами; пять элементов являются чистыми модификациями Шакти. В сознании человека, его эмоциях и теле также проявлены эти пять элементов.
Символика и язык индуистской тантры. Лингам и йони
Тантру также называют кауладхарма или каула. Слово каула происходит от слов кула, что значит Шакти, и акула, что означает Шива. Каула есть единство Шивы и Шакти. Универсальный принцип единения Шивы и Шакти символически воплощён в лингаме, или шивалингаме (фаллический символ, олицетворяет Шиву) и йони (символ женских половых органов, олицетворяет Шакти). Лингам в йони символизирует сексуальное соединение. Лингам в йони — это модель любой вещи и даже всей Вселенной. В отношении человека этот символ означает следующее. Лингам — это атман, т.е. Божественное Сознание, присутствующее в человеке. Йони — это сам человек: его тело, его энергия, его ум. Лингам в йони значат, что в человеке Божественное Сознание присутствует так же естественно, сильно и органично, как мужчина в женщине в момент сексуального соединения.
Другая интерпретация этого символа такова: из лингама (из глубины пространства) в йони (в наш мир) льётся непрерывный поток энергии, которая является нектаром (судха-дхара-гамья-прадеша), проистекающим от совокупления (самарасья) Шивы и Шакти. Эта энергия оживотворяет существование нашего мира, наполняя его собой так же, как ветер наполняет паруса. Также лингам олицетворяет Пурушу, т.е. Изначальный Дух (Шиву), а йони — Пракрити, т.е. Великую Природу (Шакти). В Индии, например, многие горные вершины являются священным местом паломничества тантристов, так как они олицетворяют шивалингам (Шри Кайлаш, Ади Кайлаш, Шивалинг и др.) По некоторым сведениям, по всей Индии установлено свыше тридцати миллионов лингамов (в основном из камня)!
Почти все символика тантры сексуальна (а потому — красива, притягательна и обладает сильным воздействием на воспринимающего её). Даже конечная цель тантры описывается как сексуальное соединение с Божественной Истиной, которое даёт бесконечную свободу и сопровождается бесконечным блаженством. Многие тантрийские практики описываются как майтхуна садхана (практика сексуального соединения). В тантре майтхуна естественным и очевидным образом символизирует полное слияние двух разделённых частей в одно целое. Вот пример описания подобной практики из «Хатха йога прадипика» («Разъяснение хатха йоги») Сватмарамы:
«Между Гангой и Джамной (реки в Индии) находится молодая девственница. Нужно силой овладеть ею на царском троне.»
Невежественный человек, если он поймёт слова текста прямо и попытается их точно выполнить, окажется в затруднительном положении. Посвящённый же знает, что Ганга и Джамна — это ида и пингала (левый и правый энергетические каналы, проходящие вдоль позвоночника). Молодая девственница — это кундалини, или кундалини-Шакти, или кулакундалини (изначальная энергия, скрытая в области основания позвоночника). Царский трон — это сахасрара (верхняя чакра — важный энергетический центр, находящийся в районе макушки головы). Таким образом, данная техника описывает процесс подъёма скрытой внутренней энергии и её слияние с сознанием. Сознание, разбуженное этой энергией и впитавшее её силу, пробуждается от сна к познанию Божественной реальности. Это ведёт к самадхи (высшему состоянию Божественного Сознания) и овладению сиддхами (скрытыми сверхсилами).
Чакры, нади и кундалини
Согласно тантре, человек имеет сознание, энергию и тело. Тело — наиболее плотная, «материальная» часть. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. Живым его делает энергия, циркулирующая в особых энергоструктурах, которые называются чакрами и нади. Нади (букв. «потоки») — это каналы, по которым в организме движется энергия. Нади сходятся и пересекаются в семи чакрах (букв. «колёсах», или «вихрях»), расположенных вдоль оси тела, примерно соответствующей позвоночнику.
Чакры — это «ёмкости», в которых энергия накапливается, преобразуется и хранится. Энергия, чакры и нади находятся в пределах тела, но в иных (более «тонких») пространственных мерностях. Существуют тысячи нади (иногда называют точные числа — от 72.000 до 300.000), отходящих от сушумны — центрального канала, пролегающего внутри позвоночника. (Заменять всюду слово «энергия» термином «прана«, как это принято на Западе, неверно, так как на самом деле прана — только один из пятнадцати видов энергии.)
Чакры и нади под воздействием специальных практик помогают пробудить высшие духовные способности человека. Самая нижняя чакра — муладхара — расположена в основании корпуса. В ней пребывает энергия кундалини, предоставляющая потенциальную возможность достижения высших уровней сознания и слияния с Богом. В дремлющем состоянии муладхара представляет инстинктивную природу человека, центр как страстей, так и инерции, но будучи пробуждённой — его духовный потенциал и незыблемую основу. Свадхистана расположена над муладхарой, в области нижней части живота. В обычном состоянии эта чакра — сексуальный центр, центр подсознательного, хранилище всех переживаний и стремлений.
Пробуждение этой чакры связано с преображением всего подавленного и забытого, с трансформацией сексуальной энергии. На уровне верхней части живота находится манипура, представляющая волю и действие. Кроме того, обычно она отвечает также за выработку негативных эмоций типа гнева. Её пробуждение даёт новую постоянную основу для кундалини (которой раньше была муладхара) и укрепляет подвижника в духовной практике.
Анахата расположена на уровне сердца и грудной клетки и связана с любовью и состраданием, творческой силой и способностью преодолевать свою судьбу. Вишуддха находится в области горла и является центром различения, ориентации в жизненных ситуациях и приятия жизни во всех её проявлениях. Аджна расположена на уровне межбровья и связана с деятельностью сознания, в частности интеллектом и осознаванием. Сахасрара находится в области макушки головы и является венцом восходящего сознания, переходом к запредельному.
Пробуждённая кундалини, которой трудно управлять, отождествляется с богиней Кали, склонной к разрушению. Когда кундалини становится управляемой и приносит покой и блаженство, она превращается в Дургу, прекрасную богиню. На разных уровнях пробуждённая кундалини проявляет себя, как творческая энергия, и, сообразно с уровнем проявления, её отождествляют с Лакшми, Сарасвати, Парвати и другими проявлениями Шакти. Когда кундалини достигает сахасрары, это отождествляют с майтхуной (соединением) Шивы (сознания) и Парвати-Шакти (кундалини), раскрывающей в человеке высший уровень Божественного Сознания.
Школы и методы индуистской тантры
«Классическая» тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются шайвы (или шиваиты), шакты, вайшнавы, ганапатья, каумары (или сканды) и сауриты. Наиболее значительными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы, которые в свою очередь делятся на направления. Кроме того, существуют небольшие тантрийские группы, образовавшиеся вокруг одного гуру и отличающиеся своими собственными традициями. (Вообще разделение на направления и группы условно. Фактически, разделение интересует не тантристов-практиков, а сторонних так называемых «исследователей», обычно понимающих тантру не больше, чем ложка — вкус похлёбки.)
Как правило, тексты шайвов и шактов составлены в форме диалога между Шивой и его супругой Шакти. Такие тексты бывают двух видов: агамы и нигамы. В тексте «Агамадвайта нирвайя» говорится: «Агама называется так потому, что она исходит из уст Шивы и передается его супруге Шакти». При этом Шива является гуру (духовным учителем), а Шакти — шишья (учеником). Если дело обстоит наоборот (Шакти — учитель, Шива — ученик), как в тексте «Нигама калпадрума», то текст называется нигама. «Нигама называется так потому, что она исходит от Шакти, чтобы быть услышанной Шивой» («Агамадвайта нирвайя»). Тексты других школ обычно называются агамами, хотя они и не составлены в форме диалога между Шивой и Шакти.
Для шайвов главным божеством является Шива, олицетворяющий безграничное Божественное Сознание. Шайвы используют множество самых разнообразных упражнений; йога в своих многочисленных формах является сущностью практического шиваизма. Основными направлениями шиваизма являются кашмирский шиваизм, или северная адвайта, или трика (создана Васугуптой, Северная Индия), шиваитская сиддханта (создана Тирумуларом, Южная Индия), шиваизм лингаятов (Центральная Индия), пасупата (создана Накулисой, Гуджарат), сиддха сиддханта (создана Горакнатхом, Северная Индия), Шива-адвайта (создана Шри Кантой, Южная Индия). Другими шиваитскими группами являются агхоры (которые себя иногда причисляют к шактам), удасины, наги, данди, виракты, капалики, каламукхи и др., последователи которых в своём большинстве являются странствующими аскетами или отшельниками, применяющими интенсивные и порой весьма суровые методы практики.
К шайвам очень близки и шакты, порой настолько, что шайв одновременно может являться шактом и наоборот. Главным божеством шактов является Шакти, имеющая десятки различных форм. Отличие состоит в том, что у шайвов чаще применяют аскезу, а шакты больше используют в своих практиках то, что даёт наслаждение. «Рудраямала тантра» говорит: «Освобождение и наслаждение — между двух сложенных ладоней.» Поэтому тантру называют также бхуктимуктикараника, т.е. практика, использующая наслаждение для достижения освобождения.
Шива учит Парвати в «Виджняна бхайрава тантре»: «Делай всё, что доставляет тебе наслаждение, на чём бы оно не основывалось.» Но там же он предлагает и боль в качестве практики: «Пронзи булавкой какую-либо часть своей наполненной нектаром формы, мягко войди в это пронизывание и достигни внутренней чистоты.» Далее Шива разъясняет: «О возлюбленная, обращай внимание не на удовольствие и не на боль, а на то, что между этим.»
Для вайшнавов главным божеством является Вишну. Такие группы как нимбарки, мадхви, валабхи, рамананды, байраджи, или тьяги, расики, сакхи и др. принадлежат к вайшнавам. Например, некоторые мужчины расики для слияния внутренних мужского и женского начал (сознания и энергии) носят женскую одежду и отождествляют себя с женским божеством, а мужчины сакхи используют визуализацию (т.е. яркое представление) майтхуны с выбранным божеством, ощущая при этом себя его богиней-супругой. Для ганапатья главным божеством является Ганапати или Ганеша — старший сын Шивы и Парвати, имеющий голову слона. Ганапатья почти прекратила существование в качестве отдельной тантрийской школы и в основном слилась с индуизмом. Каумары поклоняются Кумару, младшему сыну Шивы и Парвати, известному также как Сканда, Субрамани, Картикейя и Муруган, изображаемому в виде молодого прекрасного аскета. Это направление распространено в Южной Индии. Сауриты почитают Сурью — бога солнца. В Индии малочисленные последователи этой традиции остались в основном в штатах Ассам, Орисса и Бенгал.
Хатха-йога, пранаяма, дхьяна и тапасья
Древние мастера тантры разработали огромное количество превосходных методов духовного развития. Среди них хатха-йога — практика, восходящая к Шиве, Патанджали и Горакнатху. В хатха-йоге применяется удержание и расслабление тела в определённых позах (асанах). Каждая асана действует, во-первых, на тело практикующего, развивая его, оздоравливая, укрепляя и омолаживая. Во-вторых, каждая асана изменяет распределение внутренней энергии, приводя её в движение по определённым нади, тем самым развивая и очищая их, а также те или иные чакры. В-третьих, каждой асане соответствует особое состояние сознания, своя медитация (санскр. дхьяна). (От слова «дхьяна» произошло китайское «чаньна», вошедшее в название чань-буддизма; добравшись до Японии, слово «чань» превратилось в «дзэн».)
Медитация является основным методом многочисленных практик тантры и йоги. В классической восьмиступенчатой йоге Патанджали дхьяне соответствует предпоследняя седьмая ступень. Медитация — это состояние, при котором сознание полностью слито с объектом наблюдения, т.е. наблюдатель тождественен самому объекту и находится в состоянии полного осознавания происходящего. Если объектом медитации, например, является цветок, то медитирующий реально ощущает себя именно цветком: он непрерывно чувствует свои лепестки, течение соков в стебле, то, как в нём движется энергия, как он питается силой солнца и земли.
В этот момент его сознание — это сознание цветка, т.е. медитирующий и есть цветок. Чаще всего объектами медитации являются само сознание или Бог. В тантрийской йоге считается, что настоящее познание чего-либо возможно только через медитацию, т.е. через полное переживание истины, а не с помощью одного лишь интеллекта. Интеллектуальное познание — это попытка понять истину умом, а медитация — ощущение её всем собой, где ум является лишь малой частью.
Другой эффективной практикой работы с телом, энергией и сознанием являются пранаямы (прана — входящая энергия, яма — контроль). Начальные пранаямы используют связь между дыханием и состоянием внутренней энергии человека. Как и асаны, пранаямы очищают и развивают чакры и нади, успокаивают ум, изменяют состояние сознания. Высшие пранаямы не связаны с физическим дыханием, они могут менять качество человеческого тела и сознания, насыщая их Богом и делая их бессмертными: «Если ты дышишь, … восходящий вверх огонь проявляет себя в качестве гуру, который проявляется как суть Истины; это рассеивает тьму ночи. …Если энергия циркулирует, недолговечное физическое тело проявит мощь десяти миллионов солнц.» Эти слова принадлежат бессмертному тамильскому сиддху Боганатару, который, согласно легендам, посещал с духовной миссией Китай под именем Лао-цзы, приняв облик китайца. (Точнее, войдя сознанием в тело только что умершего китайца и оживив его своей энергией. Поэтому-то в Китае Лао-цзы называют «родившимся стариком».)
Тантрические методы аскетов, которых в одной только Индии около четырёх-пяти миллионов человек ), реализуются в многочисленных тапасьях (практиках) предназначенных для того, чтобы трансформировать огонь сексуальной энергии в духовный огонь. Для непосвящённых такие тапасьи выглядят непонятно и зачастую шокирующе. Однако за экзотической внешней формой скрывается глубокий внутренний смысл. Вот некоторые тапасьи, которые встречаются до настоящего времени.
Мауна — молчание. Кхарешвара — непрерывное стояние в течении, как минимум, двенадцати лет. При этом нельзя нагибаться, садиться или ложиться даже во время сна. Для отдыха используют специальную подпорку, на которую можно только слегка облокачиваться. Эк-баху — непрерывное держание правой руки поднятой в течение двенадцати или более лет. Такая тапасья непременно должна быть завершена опусканием руки. В тапасье панч-агни (пять огней), одной из самых древних, практикующий окружает себя четырьмя кострами и созерцает солнце, как пятый, высший огонь. Полная панч-агни длится восемнадцать лет, при этом интенсивность костров постепенно увеличивается так, что со временем тантрист оказывается поглощённым кольцом пламени. Каждый из пяти огней олицетворяет пламя, преображающее пять элементов тела, энергии и сознания в Божественные элементы.
Мантры
Во многих практиках тантры используются мантры. Слово мантра происходит от слов манас — ум или обусловленное сознание — и трайяти— освобождать. Мантрами называются звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. С помощью мантр очищают внутреннее пространство для того, чтобы в него вошёл Бог. Мантры также могут исцелять, влиять на работу внутренних органов, очищать энергетические каналы, активизировать чакры, преобразовывать внутреннюю энергию, вызывать нужные эмоции, успокаивать или концентрировать ум, очищать сознание и погружать его в состояние медитации.
Биджа-мантры (семя-мантры) — это непереводимые однослоговые мантры, каждая из которых является звуковым воплощением (проявлением) энергии определённого типа. Каждая биджа-мантра соответствует какому-либо действию (расширение, сжатие и т.п.), точке организма, элементу или какому-либо аспекту Бога. Например биджа-мантра «лам» связана с элементом земли и чакрой муладхарой, «вам» — с элементом воды и свадхистаной, «рам» — с элементом огня и манипурой, «йам» — с элементом воздуха и анахатой, «хам» — с элементом пространства и вишуддхой. Одной из практик тантры является переживание любого звука как мантры. Все буквы санскритского алфавита являются биджа-мантрами.
Название предмета или явления на санскрите (и некоторых других древних языках) таково, что сочетание биджа-мантр, из которых состоит соответствующее слово, выражает именно ту энергию, которая содержится в данном предмете или явлении. (Названия всему создавали так. Подобно тому, как луч света, пройдя через призму, разлагается в спектр, т.е. на те лучи, из которых он состоит, так же и энергия, присущая какой-либо вещи, «раскладывалась» просветлённым сознанием мастера на элементарные составляющие, а они вербализовались соответствующими биджа-мантрами. Конечно, весь этот процесс не был результатом интеллектуального анализа.) Поэтому в тантре считается очень важным говорить истину: если слова не соответствуют действительности, то также и пробуждаемая ими энергия не соответствует энергии реальности.
Энергия, рождённая ложью, не находит себе места в реальном мире и в конце концов обращается против того, кто её произнёс. Напротив, если реализованный мастер говорит то, чего нет, то его слова материализуются: энергия, которую он пробуждает словами, столь сильна, что изменяет реальность.
В тантре считают, что сущность человека проявляется в его речи и, так как звук тесно связан с энергией, то под словом «речь» часто понимают не только «обычную» речь, но всю внутреннюю энергию человека и даже порой заменяют термин «энергия» на «речь».
Многие мантры обладают комплексным воздействием, влияя сразу на три сферы существования человека: тело, энергию и сознание. Например, такое свойство имеет одна из главных мантр шайвов «Ом намаа Шивайя». Перевести её можно так: «Ом. Славлю имя Господа (Шивы)». Её внутренний и тайный смыслы таковы. «Ом» является слитным произношением биджа-мантры » аум «. В тантре есть представление о том, что всё Творение порождено мантрой «аум», которая является биджа-мантрой Вселенной. В «аум» звук «а» относится к проявленному миру, физической Вселенной. Звук «у» связан с миром энергии. Звук «м» олицетворяет Высшее Сознание.
Для человека же звук «а» связан с его телом и обычным состоянием сознания. Звук «у» связан с внутренней энергией человека и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний. Звук «м» связан с сознанием в состоянии сна без сновидений. («Мандукья упанишад»). «Намаа» символизирует направление куда-либо или соединение с чем-либо. «Шивайя» символизирует океан Высшего Божественного Сознания. Таким образом, произнесение «Ом намаа Шивайя» означает: «Я весь — телом, энергией и всеми состояниями сознания — соединяюсь с Богом». (Интересно, что слово «Аллах» для суфиев имеет точно такое же значение. Так, звук «а» — буква «алиф» — символизирует человека. Двойное «лл» — две буквы «лям» — устремление к чему-либо, преклонение перед ним. «Ах» символизирует переход к Запредельному… Действительно, «Истину можно уподобить фонтану, который бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места» (Инайят Хан).)
Мантры повторяют не только вслух (джапа), но и про себя (аджапа джапа). Также их повторяют, концентрируясь в какой-либо чакре и добиваясь ощущения того, что мантра звучит внутри чакры. Есть практики, при которых мантрой насыщают каждую клетку тела так, чтобы весь организм превратился в вибрирующую мантру. Часто повторение мантр сочетают с дыхательными упражнениями. Например в мантре «со хам», означающей «я есть То (т.е. Бог)» на вдохе произносят «со», а на выдохе — «хам».
Янтры
Также в практике тантры используются янтры, которые тесно связаны с мантрами. Янтра (дословно — машина, работающее устройство) — это рисунок в виде диаграммы, который, подобно мантре, обладает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Мантра является звуковым воплощением энергии, а янтра — её зрительным воплощением. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. Сложные янтры называют мандалами. Янтры рисуются на шёлке, коре определённых деревьев, меди, золоте или теле; процесс создания янтры сам по себе является особым ритуалом.
Для медитации янтру созерцают так, чтобы она «затянула» сознание в себя. Зачастую, чтобы усилить эффект, янтру созерцают, произнося соответствующую ей мантру; изображения многих янтр содержат вписанную мантру. Янтры не только созерцают, их также визуализируют внутри своего тела. Некоторые янтры имеют большие размеры и нарисованы на земле. Такие янтры используют для проведения внутри них специальных пудж (ритуалов поклонения); при этом янтра работает, как устройство, проявляющее Божественную энергию. Дхуни (яма для ритуального возжигания священного огня) также является янтрой. В тантре все предметы и явления рассматривают, как своеобразные янтры; даже вся Вселенная — это бесконечная космическая янтра. Самой же лучшей янтрой считается тело человека. Так, асаны (позы) хатха-йоги — это не что иное, как янтры, сформированные из тела. Каждая такая «телесная янтра» создаёт присущую только ей энергию, которая и «работает» в данной асане. Особую роль имеет практика, при которой индивидуальное сознание воспринимается как янтра, позволяющая выйти за его собственные пределы.
Пуджи — ритуалы поклонения
В тантре используют большое количество разнообразных пудж, наполненных глубоким внутренним смыслом. В пудже божество, которому поклоняются, олицетворяет собой какой-либо аспект Божественного Сознания или Его творящей энергии. В тантре ритуал поклонения подразумевает слияние поклоняющегося и объекта поклонения. Совершая пуджу Шиве или Ганеше, Кали или Дурге, практикующий соединяется с тем, что находится за пределами формы. Божество является вратами, через которые тантрист шагает в Вечность.
Кроме того, конкретное божество олицетворяет один из аспектов единого Бога и поэтому символизирует определённое эталонное состояние внутренней энергии или сознания. Отождествляясь с божеством во время ритуала, тантрист достигает этого состояния. Так, Кали олицетворяет силу, управляющую энергией и трансформирующую её из одной формы в другую, Ганеша — силу прояснения, в том числе уничтожающую препятствия и помехи на духовном пути, Сарасвати — силу мудрости и творчества, Лакшми — удачу и процветание и т.д. Например, если тантрист обнаруживает в себе какой-либо порок, то он может регулярно практиковать специальную пуджу, в ходе которой необходимо визуализировать (т.е. ярко представить) себя в виде Кали, срубающей голову соответствующему демону, воплощающему данный порок. Некоторые тайные ритуалы связаны с представлением сексуального соединения с божеством (майтхуна). При этом используют образ двух божеств (например Шивы и Шакти), соединяющихся друг с другом; тантрист должен полностью отождествиться с одним из них. Ощущая себя божеством, практикующий сливается с божеством-партнёром, и они растворяются друг в друге. Это даёт погружение в искомое состояние.
Раствориться в Шиве можно, слившись с Шакти, которая находится с ним в непрерывном соединении. Для этого необходимо очистить собственные пять элементов. Для такого очищения, называемого бхута шуддхи (т.е. очищение элементов) в тантре существует множество практических методов, среди которых пуджи занимают очень важное место. Простейшая пуджа внешне может выглядеть как предложение изображению или скульптуре божества различных даров, среди которых обязательны: цветы, благовония, пища, сандаловая паста и огонь в лампаде.
При этом цветы соответствуют элементу пространства, благовония — элементу воздуха, лампада — элементу огня, пища — элементу воды, сандаловая паста — элементу земли. Осознанно предлагая эти дары и реализуя мистический смысл происходящего, практикующий таким образом соединяет соответствующие элементы своего тела, энергии и сознания с изначальным источником Божественного, тем самым очищая их.
Панча макара. Сексуальная тантра
Одна и та же техника или пуджа на разных ступенях тантры выполняется по-разному. То, что на первых ступенях тантры может выглядеть, как внешний ритуал поклонения, на более продвинутом этапе практики становится работой с внутренней энергией, а затем — с сознанием. Это происходит естественным образом: по мере продвижения тантриста, его внутренний опыт становится всё более глубоким — практикующий начинает реально ощущать самого себя не только телом, но и энергией, и сознанием.
В качестве примера можно рассмотреть известную тантрийскую практику очищения панча макара садхана (практика пяти «м»). На начальном этапе при его выполнении употребляют немного мяса (м анса), рыбы (м атсья), зерна (м удра), вина (м адира) и практикуют сексуальное соединение с партнёром (м айтхуна). Зерно соответствует земле, рыба — воде, вино — огню, мясо — воздуху, секс — чистому пространству. Практикующий этот ритуал осознанно использует каждое из первых четырёх «м» для пробуждения и активации соответствующих собственных энергии и элемента. С их помощью намеренно активируется сексуальная энергия. В следующем затем сексуальном соединении тантрист отождествляет себя и партнёра с двумя божествами (как правило, это Шива и Шакти). Визуализация (представление) этого должна быть настолько сильной, чтобы практикующий реально увидел и почувствовал себя и партнёра, как соответствующие божества.
Возникающее состояние возбуждения используется для открытия осознаванию тех глубин сознания, которые обычно недоступны. При этом сексуальная энергия, отделённая от сопутствующих ей обычно эмоций и желаний, пополняет оджас — тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас — огонь сознания, который усиливает медхагни — огонь ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и медхагни осуществляется «внутренняя майтхуна» — внутренняя Шакти (т.е. кундалини) сливается с внутренним Шивой (т.е. сознанием). Сознание, освобождённое силой Шакти из плена материального мира устремляется к Несравненному, вечному Центру, океану единственной Реальности, Божественному.
Не всякий практикующий тантру способен правильно выполнить такую панча макару. Что же касается людей несведущих, то, услышав о подобном ритуале, и, дополняя своё незнание бурными фантазиями, они составляют чудовищно-искажённое мнение о тантре, как о пьяном разврате. Из-за человеческой склонности всё интерпретировать, обычно, узнав лишь малую часть, её достраивают до целого в силу собственных представлений о нём. В этом одна из причин того, почему тантра всегда сохранялась в тайне.
В тантре сексуальное соединение рассматривается как Божественный дар, возвышенная молитва, возможность соприкосновения с Господом. Древние учителя тантры осознавали, что подобное понимание исходно присуще очень немногим людям, и потому разработали систему посвящений, которая защищает знания от невежественного истолкования. В этом отношении очень интересен символический смысл многих древних тантрийских храмов Индии, например знаменитого комплекса в Кхаджурахо (которому, кстати, в 1999 г. исполнилось 1000 лет). Фасады таких храмов украшены сотнями эротических фигур в самых немыслимых позах. Но внутри храмов нет ничего, кроме одного-единственного символа Божественного Сознания и его творящей Энергии. Если человек остаётся снаружи храма, то он видит лишь эти бесчисленные эротические фигуры. Войдя же внутрь, он находит только Божественное.
Во внутренней панча макаре пять «м» приобретают иное значение: зерно — это асаны (позы), способствующие свободному движению энергии, в т.ч. кундалини, рыба — это пранаямы (особое дыхание), очищающие энергетические каналы, вино — это амрита (нектар бессмертия, особая энергия), рождающаяся в голове и опускающаяся из неё в тело, мясо — это речь, представляющая энергию всего организма, секс — это «внутренняя майтхуна», т.е. соединение кундалини с сознанием в сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с Божественным.
Высшая ступень этой практики называется адхидайвика (т.е. запредельная) панча макара и связана с полным очищением пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до изначального состояния сияющего света, из которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшие преобразования реализуют «тело золотого света» — высшее состояние Божественного бессмертия.
Тело золотого света
На пути к реализации тела золотого света, человек преодолевает пять барьеров: нарай (седину), тирай (замутнённое видение), муппу(старость), ной (болезнь) и маранам (смерть).
В ходе этого процесса проявляются восемь сверхъестественных сил или сиддх. Вот как тантрийские святые описывают реализацию тела золотого света. «Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри него. И тогда я осознал, что тело — храм Господа, и стал относиться к нему с огромной заботой.» «Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно поселился во мне.» «Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, сияющими и излучающими свет.» «Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то … морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым». «Тот, кто обладает знанием … может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного» (Тирумулар).
«Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно… Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело… О люди, ищите убежища в моём Отце — властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Растворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело.» Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 года в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света.
К сожалению, традиционное восприятие индуистской тантры на Западе поразительно примитивно и поверхностно. Подавляющее большинство видит лишь «экзотическое искусство любви» в сияющем великолепии этого пути достижения Божественного Совершенства…
Значение слова «Бог»
Здесь всюду слово «Бог» (и его производная «Божественный») употребляется не в антропоморфном, т.е. наделённом какими-либо человеческими качествами смысле. Наиболее часто антропоморфного Бога наделяют качествами «Самого Главного Начальника» — надзирателя, судьи, карателя, поощрителя, у которого можно себе что-нибудь выпросить. Как говорил Ксенофан (6-5 в.в. до н.э.): «Все создают себе богов по своему подобию: если бы быки и лошади умели ваять, они изобрели бы своих богов быками и лошадьми». Антропоморфные представления о Боге — продукт страхов и надежд ограниченного человеческого ума. Поистине, такая «религия — это вздох угнетённой твари», как метко сказал Карл, основатель марксизма.
В действительности же, никакие человеческие представления не соответствуют той Реальности, которую называют Богом. Буддисты говорят об этом, как о невозможности понять сансарическим (т.е. обусловленным) умом Нирвану. Ища Бога, некоторые индуисты практикуют мантру «нети, нети» («не то, не то»). Каждый раз с её помощью они отбрасывают то, что обнаруживают в результате своих поисков. Исихасты (мистики православия) познают апофатический опыт, отрицая какие-либо представления о Боге для того, чтобы ощутить Его в непосредственном переживании. Дон Хуан говорил Карлосу Кастанеде, что «человек отдан на милость сил, которые в высшей степени иррациональны, хотя и кажутся на первый взгляд совершенно разумными».
Значения слов «Шива» и «Шакти»
Слово Шива имеет несколько значений. Вот некоторые из них. Шива — это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог. Шива — это один из трёх главных богов индуистского пантеона (два других — Вишну и Брахман). Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства — аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман — Божественную мудрость).
Шива — это Сила, разрушающая (точнее — растворяющая) Вселенную в конце её существования (при этом Брахман — это Сила, создающая Вселенную, а Вишну — Сила, поддерживающая её существование). Шива — это космический мужской принцип. Шива — это высшее сознание человека. Шива — это сила, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования. Шива — это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы. Шива — это название высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг. Есть и другие значения слова Шива. Вот некоторые значения слова Шакти. Шакти — это великая вселенская бесконечная Божественная энергия, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности. Шакти — это Божественная Мать. Шакти — это проявленный мир. Шакти — это Мать-Природа. Шакти — это богиня индуистского пантеона, супруга бога Шивы. Шакти — это внутренняя энергия человека. Шакти — это космический женский принцип. Шакти — это женское начало человека, его женская половина. Шакти — это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу.
Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура, Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари — являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.
О Шиве и Шакти
…Пребывающие в неведении по глупости своей заявляют, что Шива и Любовь — две разные вещи, и не знают, что только Любовь есть Шива. Если человек познает, что Любовь и Шива — одно, то он навсегда становится Любовью, как и Шива. Всюду пребывает Божественная Форма, Всюду — Шива-Шакти… Всюду — Божественный Танец. Как Шива пребывает всюду, так и Милость Шивы вездесуща. Всё, всё является Его Божественной игрой… (из «Тирумандирама») …О Шакти! Ты — солнце, освещающее внутреннюю тьму неведения, Ты — источник сладости осознавания, текущий для неведения, …ради которого стоило погружаться в океан рождений и смертей… Ты — единственная, кто даёт свободу от страха и исполняет желания… О Хранительница миров! Ты способна подарить больше, чем мы способны пожелать… Поистине счастливы те, кто поклоняются Тебе, волне сознания и блаженства, чья обитель — то ложе, на котором пребывает Высший Шива… О Божественная, пронзившая землю в муладхаре, воду в свадхистане, огонь в манипуре, воздух в сердце, эфир над сердцем и сознание меж очей и так идущая вверх — в тайном лотосе сахасрары ты наслаждаешься со своим повелителем Высшим Шивой… (из «Ананда лахари»)
Обретение тела и соединение с пороками
Если тантрист совершает майтхуну садхану со своим телом, то он получает тело и становится его господином. Вот что это означает. Соединиться с телом — значит соединить с телом своё сознание, т.е. начать осознавать тело. Осознавание символизируется, как сексуальное проникновение внимания в тело — в каждую его клетку — и соединение их в одно целое. Тантра говорит, что человек по-настоящему получает тело только тогда, когда начинает осознавать его. Осознавание приводит тело в порядок, даёт тантристу исчерпывающее знание всех его функций и умение управлять ими. В результате практикующий сам становится господином своего тела, и теперь оно подчиняется ему, а не наоборот. Если тантрист совершает майтхуну (соединяется) со своими пороками, то пороки преобразуются в добродетели. Происходит это так.
Тантра рассматривает все качества человека, как проявления его внутренней энергии. Отрицательное качество — это проявление загрязнённой энергии. То, что воспринимается как загрязнение энергии, на самом деле является нарушением её правильного течения. Это могут быть завихрения потока или заторы на его пути. Именно они проявляются как пороки, изъяны, несовершенства, недостатки. Сама энергия чиста и безупречна, это Шакти, изначальная Божественная энергия. Всё, что нужно сделать — это освободить энергию. Для этого соединяют сознание и энергию, т.е. начинают осознавать течение энергии. Так же как и в случае с телом, это символизируется как сексуальное соединение внимания и энергии. То, что происходит от такого соединения, похоже на распутывание узлов. Осознавание «выпрямляет кривое и расширяет узкое». Освобождённая энергия начинает двигаться свободно и естественно. Такое течение Шакти проявляется либо как положительное качество (добродетель), либо как сиддхи.
В тантре нет понятия греха. Есть невежество — незнание себя, неумение чувствовать и преобразовывать «дурные» энергии в «хорошие». Если бы человек знал все последствия своего поступка, он бы никогда его не совершал. Такой подход очень конструктивен: вместо угнетающего и разрушающего чувства вины человеку предлагают изучить и изменить себя, т.е. стать совершенней.
Всё является проявлением изначальной энергии, или Шакти. Шакти находится в непрерывном соединении с Шивой, или Высшим Сознанием. Соединиться с этим Божественным Сознанием можно, слившись с Шакти. В арсенале тантры имеются методы, позволяющие слиться непосредственно с Шакти, например в форме кундалини. Есть методы, позволяющие освободить Шакти в одном из её проявлений, которым может быть порок или добродетель. В этом случае Шакти можно распознать, обнаружить во всём — надо лишь «за волнами увидеть саму воду».
Для этого надо слиться с самой формой, с проявлением. Простой пример объясняет, почему именно слияние с проявлением позволяет обнаружить содержание. Представьте, что вы находитесь в волнующемся море. Если вы сопротивляетесь волнам, они будут бросать вас из стороны в сторону, бить в лицо, мешая смотреть. Если же вы колышетесь на волнах, то вы неподвижны относительно них. В этом случае перед вашим взором — поверхность спокойной воды, волны не мешают её видеть; фактически, волн для вас нет. Волны — это проявления (пороки, добродетели, боль, наслаждение и т.п.); вода, т.е. «строительный материал», из которого состоят волны- это Шакти.
Индуизм и тантра
Влияние, которое тантра оказала на формирование традиционного индуизма, весьма значительно, но малоизвестно или подчас игнорируется. Фактически, современный индуизм во многом основан на тантре; он не основан на одних только ведах, как думают многие. Основными божествами вед являются Праджапати, Агни, Индра, Варуна и др., но в настоящее время в Индии практически не осталось храмов, посвящённых этим богам. В современном индуизме почитаются Шива, Вишну, Кали, Дурга, Сарасвати, а ведь все они — тантрийские божества.
Некоторые техники из «Виджняны бхайравы тантры»
С неосязаемым дыханием в центре лба, когда в момент засыпания оно достигнет сердца, обретай власть над сновидениями и самой смертью. Сосредоточься на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока не сгорит дотла тело — но не ты. Находясь среди мирской суеты, направляй внимание между двумя дыханиями. Практикуя так несколько дней, будешь рождена заново. Доведи сознание до предельной тонкости — сверху, снизу и в своём сердце. Милая Дэви, войди в соприкосновение с присутствием эфира, проникающего далеко за пределы твоей формы и вверх и вниз. Произноси нараспев «аум». Медленно, как звук входит в полнозвучье, так же делай и ты. …Рассматривай свою сущность, как лучи света, поднимающиеся от чакры к чакре по позвоночнику — так поднимается в тебе жизненная сила. В тот момент, когда сон ещё не наступил, а бодрствование исчезло — в этот момент раскрывается истинное бытие. Играй, благословенная. Вселенная — пустая оболочка, где твой разум резвится беспредельно. Возлюбленная, медитируй над знанием и незнанием, существованием и несуществованием. Затем оставь и то, и другое в стороне и будь сама собой. Смотри с любовью на какой-нибудь предмет. Не переходи к иному предмету. Здесь, внутри этого предмета — благословение. Ощущай космос как прозрачное вечноживущее присутствие. Когда ешь или пьёшь, стань вкусом пищи или питья, и будь наполнена этим. Летом, когда ты видишь всё небо бесконечно чистым — войди в эту чистоту. Бодрствуя, спя, мечтая, осознавай себя как свет. Когда какое-либо желание приходит, осознай его, затем внезапно оставь его. Эта так называемая Вселенная появилась случайно — как фокус. Чтобы быть счастливой, воспринимай её так. Предположи, что ты постепенно лишаешься силы или знания; в момент лишения переступи за пределы себя. Будь той же самой как с другом, так и с чужим, при уважении и при неуважении. Я существую. Это моё. Я есть это. О возлюбленная, в таком знании — беспредельность. Почувствуй сознание каждого человека, как своё собственное. Так, отбрасывая беспокойство за себя, стань каждым существом. Это сознание есть путеводный дух каждого. Будь им…
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Каждый понимает в меру своей испорченности. Что внутри, то и снаружи. И кругом одни трактовки. Неужели реально кто-то считает, что ШИВА, ВИШНУ обладают физическими телами? А еще говорят, что у людей есть образное мышление. Было бы, не собирали бы ерунды.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]