Практика у нас давно уже пост-марксистская, а теория – либо марксистская, либо того хуже: архаично-домарксистское, клипово-бессвязное мышление зоологической твари (основная заслуга марксизма – он изложил социальные реалии связно, показал их всеобщую взаимосвязь и диалектику взаимодействий).
Но что же за реалии мы ощущаем всеми фибрами и всей кожей в жгучем дыхании пост-марксистской социальной реальности? Неужели мы снова откажемся от океанских плаваний ПОЛИТЭКОНОМИИ, чтобы снова барахтаться, как наши либералы, в лужицах микроэкономик и знахарских сборниках примет - «экономиксах»?
Мы попытаемся приоткрыть завесу ПОЛИТЭКОНОМИИ 22-го века, при условии, что мы верим в прогресс, верим, что 22-й век не будет веком шкур, дубин, каменных орудий и всестороннего регресса человечества.
+++
Мы в многочисленных аргументациях отвергли прежнюю материалистическую ограниченность приоритета средств производства, классовой теории и т.п.
Мы убедились, что человечество движется не от орудия к орудию, а от убеждения к убеждению.
Движение людей направляется сплочёнными группами единомышленников и никакой предопределённости (кроме, может быть, высшей, непостижимо-мистической) тут нет. Человечество вовсе не обязательно развивается.
Оно может развиваться. Может тысячи лет пребывать в застое всех форм быта, как современные племена Амазонки и африканских пустынь. Оно, наконец, может деградировать, и не только ситуационно (что признавал и Маркс) – но и стратегически, необратимо. То, что мы несколько веков последовательно восходили от примитивных форм техники к более совершенным – вовсе не закон, а случайность.
Если принять очевидность, что цивилизация – это определённое вероисповедание, а не нагромождение механизмов и памятников, то человечество движимо той группой единомышленников, которая окажется сильнее и убедительнее.
Людей могут увлечь большевики, зовущие к новым формам быта, могут увлечь ельциноиды, зовущие к старым формам быта, людей могут увлечь «изломисты» - мечтой о диком «халифате», наркоторговцы, зовущие в «страну грёз», прочь из этого мира и т.п.
Особенность христианской цивилизации в том, что много веков одна и та же группа единомышленников управляла людьми и вела их в определённом направлении. Говоря совсем кратко – от звериной стаи к апостольской общине (что породило, в том числе, и социалистическую идею, чуждую за пределами христианской цивилизации).
Потом в этой группе господствующих настроений начался кризис ценностей, кризис приоритетов, разного рода расколы (включая и гуманистический «атеизм» – подлинный атеизм не может быть гуманистическим, он отрицает человека, как ничто, как случайный пузырь на квашне).
Надлом идеологических ценностей произвёл и надлом социальных, экономических тенденций. Последовательное развитие сменилось рывками, кульбитами, кругами и нелепыми зигзагами, как у корабля, за руль которого борются несколько рулевых, отнимая управление друг у друга.
Объективно говоря, цивилизационным пиком был сталинизм – система предельного напряжения всех факторов прогресса науки, техники и социальности, в которой, однако, была червоточина атеизма. Далее червоточина расширяла прореху, практика неизбежно конвергировала с «символом веры» (а им был дарвинизм). В итоге мы получили обрушение многовековой цивилизационной конструкции (крах СССР – не только крах СССР, это крах веры в лучшие начала в человеке, апологетика худших, звериных качеств и свойств человеческой натуры: мол, «увы, как ни печально, человек не может жить по-людски, у него получается жить только по звериному»).
Неудивительно, что развенчав коммунистическую веру (как девиантную форму христианской) – либералы (торжествующие паразиты исторической ткани) без всякой паузы или остановки принялись крушить и собственно-христианский базовый ствол цивилизации.
Присмотревшись, мы увидим, что либералы отрицают в коммунизме НЕ ВСЁ. Они последовательно вычленяют из советского «символа веры» всё, связанное с православным наследием советского уклада, но бережно сохраняют всё, что было вкраплено «сверх и помимо»[1].
+++
Общая логика говорит: если распад есть расчленение, то созидание и творчество – есть синтез.
Расчленяя – разрушаем, сочленяя – творим и совершенствуем.
Это – базовое правило, что в технике, что в философии, что в быту. Человек, который построил второй дом рядом с первым – имеет два дома, а человек, который разрушил свой дом, не имеет больше ни одного.
Мы имеем очевидно-плодотворные ветви цивилизации, которые дали величественные плоды: Христианство и СССР. Значит, совершенно очевидно, что будущее – за сочетанием этих ветвей.
Только тот, кто сумеет их сочетать в гармоническое и диалектическое единство – сможет восстановить цивилизацию, развитие и связать распавшуюся связь времён.
Приведу простой пример. Если хорошие результаты показал авиационный транспорт и водный транспорт – что разумнее? Создать единое для них министерство транспорта, которое будет рационально распределять между ними грузы? Или уничтожить одну из перспективных линий – потому что якобы это нужно второй (каким боком авиации нужно уничтожение пароходов?!).
+++
Сочетание тысячелетий христианского (и вообще, монотеистического) наследия с блистательными, но краткими годами советского наследия – как сочетание марафонского бега со спринтерским.
Нам нужны и скорость, и сохранность бегуна. Никого не порадует, если бегун выложится до смерти, и умрёт на финише. Однако и как черепаха плестись бегуну негоже…
Современное олимпийское движение без проблем включает в себя и бег на длинных дистанциях, и бег на коротких. Точно так же идеология 22-го века (если он будет веком прогресса) – обязана включить в себя христианское и советское наследие.
+++
Говоря проще: нужно взять советское наследие, марксизм, и при великом уважении к ним – почистить их от посторонних цивилизации ядовитых примесей. Если человек любит своих родителей – то он ненавидит рак, убивающих их изнутри.
Точно так же и советский патриот, и чуждый старообрядческого начётничества христианин обязаны ненавидеть внутренние опухоли своих учений.
+++
Но как? Что взять в 22-ой век, а что оставить музеям старины? Ответ нам даст ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, которая, изучая историю, находит во всех эпохах общие черты развития и общие черты деградации.
Конкретика меняется. Но основные узлы очевидны. Человек античности имел сходные с нами проблемы в области различения Добра и Зла.
+++
Вообще – на протяжении всех обозримых тысячелетий – у человека есть три мотивации. Только три. Не более, чем три. Они, конечно, косметически корректируются в каждую эпоху, но совершенно явственно выпирают отовсюду, что бы мы не изучали.
Первая мотивация: инфинная (заинтересованность вечными ценностями)
Вторая мотивация: локально-капсульная (замкнутость на своё личное время и пространство, игнорируя всё, что за их пределами)
Третья мотивация: патологическая. Это совершение бессмысленного безобразия, вредящего как вечным ценностям, так и локально-эгоистичным интересам человека.
Вот, собственно, и вся история. Есть люди, которые работают на всех, на всё человечество, увлечённые археологией, астрономией, составляющие послания далёким потомкам, чтящие давно ушедших предков. Вершина и средоточие всей это открытости бесконечности – идея Бога.
Такие люди – теоретически говоря, инфинные. А практически говоря – ХОРОШИЕ.
Любой хороший человек (это даже дети понимают) – думает не только о себе, и не только личный интерес преследует. Иначе его бы не назвали хорошим человеком. Он был бы плохим человеком по бытовому определению.
А по научному определению – человеком с деинфинизированной психикой. Изъяли идеи вечности и всеобщей взаимосвязи из головы – получили вместо человека хищного зверя (или травоядного барана).
Ну, и никуда не денешься от обилия сумасшедших, социопатов, маньяков. Их поведение не инфинно и не эгоистично, оно вообще за пределами логической последовательности.
+++
Итак, заострим внимание на пройденном: инфинитическая мотивация есть осознанная человеком линейная бесконечность перспективы, предполагающая актуально-бесконечное будущее.
Она предполагает последовательность и преемственность деятельности между людьми одного поколения и между людьми последовательно сменяющихся поколений. Каждое действие инфинного человека – это СТАДИЯ. Она наследует предыдущей стадии и передаёт свои наработки по наследству следующей стадии.
Это и есть линейное развитие, устремлённое в бесконечность.
Если отказаться от бесконечности, от постоянной злободневности вечных ценностей(перечитайте ещё раз, тут нет противоречия) – то бесконечную перспективу придётся замкнуть. Не оттого, что по злобе, а просто само собой, автоматически так получится.
Сказать – «я смертный, кратко-живущий, меня не интересуют наследие предков, археология, астрономия, далёкие потомки и вообще всё, что связано с взглядом в бесконечность».
Отсюда возникает ЛОКАЛЬНО-КАПСУЛЬНАЯ ЗАМКНУТОСТЬ человеческих мотивов и мыслей, всего, что диктует поступки. Локально-капсульная замкнутость останавливает прогресс. Начинается максимально-комфортное расположение человека в кратком времени и на маленьком пятачке пространства. Такая позиция, что очевидно теоретически и ярко иллюстрировано практикой, иссушает и истощает социальную среду.
Эгоист, думающий только о своём личном пространстве и личном времени, отпущенном лично ему – заколачивает двери в бесконечность Вселенной и обрезает Время с двух сторон: датой своего рождения и предполагаемыми сроками своей смерти.
Для такого человека нет ничего до него и нет ничего после него – в самом прямом и грубом смысле слова.
Нетрудно понять, что речь идёт о двух разных Вселенных: одна бесконечна во времени и пространстве, моделируемая в геометрии прямой линией, лучом, разомкнутой системой координат и т.п. Вторая вселенная - локально-капсульная, как гроб или бочка.
Между человеком инфинным, который является единственной движущей силой прогресса и цивилизации, и человеком локально-капсульным, являющимся паразитом на теле цивилизации (он ест то, что есть, и не создаёт того, чего нет) историк без труда обнаружит третий тип.
Третий тип, обильно представленный историческими материалами – социальный безумец, человек со сломавшимся аппаратом рацио.
Он не порождает метафизического социализма, вложенного в осевую суть прогресса, как инфинный человек (связанный с самоотречением во имя Вечного[2]). Он не порождает и метафизического капитализма (эгоцентричного рвачества).
Социальный безумец – это не восходящая бесконечная линия бегуна, и не замкнутый круг, по циклу вечно возвращающий человека к началу бега. Социальный безумец – это мутные, сумрачные мозги, заставляющие человека хаотически метаться по непредсказуемой ломаной траектории, которая, в общем итоге – и никуда не ведёт, и никуда не возвращается.
Привяжите карандаш к пятке сумасшедшего, который бегает зигзагами, разными углами, то взад, то вперёд, это и будет историческая траектория СОЦИОПАТОВ.
+++
С чем это связано? Есть только две логики, создающие аппарат рассудка, то, что называется у юристов «быть в здравом уме и твёрдой памяти». Одна логическая система – оформившийся окончательно в Средневековой философии РЕАЛИЗМ, вторая – противостоящий ему НОМИНАЛИЗМ.
Реализм, признавая общие понятия (универсалии) – признаёт и главное из обобщений – Всеобщность. Он в процессе классификации восходит от множеств к Единому (Богу), а отсюда – постигает актуальность Вечности и Бесконечности.
Только это и ничего кроме этого делает крысу человеком, направляет его по бесконечной последовательно-преемственной лестнице прогресса, выстраивает парадокс долгоживущей цивилизации у краткоживущих людей.
В самом деле, как же может цивилизация существовать, скажем, 2 тыс. лет, если точно известно, что НИКТО, начинавший путь 2 тыс. лет назад до наших дней не дожил?! Ведь это же парадокс (доя номиналиста)! Объяснение парадокса – в преемственности, последовательности, стадийности прогресса: люди передают потомкам себя в виде наследия, и каждое поколение, обогатив это наследие своим даром, направляет его дальше.
Только так и можно объяснить парадокс – что ВСЕ первые носители цивилизации вымерли, а цивилизация (состоящая из них) жива-здоровёхонька, да ещё и развиваться изволит!
Номинализм – учение о ложности всяческих обобщений – «не нуждается в гипотезе Бога»[3].
В номинализме нет прямого отрицания Бога, в нём – недоказуемость Бога средствами разума. То есть, может быть, Бог есть, а может, его и нет, но «он сам по себе, а я сам по себе».
При такой позиции замыкание номиналиста в локально-капсульную вселенную становится практически неизбежным. В силу определённых инерций воспитания оно может случиться не сразу – но по прошествии определённого срока обязательно случится. Всё высшее, связанное с Вечностью, будет умом отринуто. И не как «плохое», а просто как «неистинное» и «недоказуемое».
На выходе получаем Чубайса и «приватизацию»…
«Я не то, чтобы враг каким-то там вечным египетским пирамидам, но я должен прежде всего позаботиться о себе, о своих личных интересах».
«Потом – когда у меня всё будет тип-топ, я может быть, позабочусь и о пирамидах, и о фундаментальной физике, и о космических исследованиях…»
Это – распространённый самообман. Такого, чтобы «всё» у человека было «тип-топ» не бывает.
Нельзя включить инфинитику («всё» – значит, всеобъемлющее) в локально-капсульные пространство-время («я» не есть «мы», «они»).
Постоянно будут довлеть ЛИЧНЫЕ проблемы – или с личными деньгами, или с личной безопасностью, сменяя друг друга.
+++
Но к чему это я всё так подробно излагаю? Чтобы подчеркнуть: крыса не безумна. Она может показаться вам противной, неприятной, отвратительной, но она не безумна (если, конечно, не сошла с ума, что и с крысами бывает).
У крысы своя логика, достаточно стройная, позволяющая этой альтернативной человеку форме жизни выживать миллионолетиями.
Разум, в который попала инфинная составляющая – превращается в человеческий. Разум, из которого изъяли инфинные интересы – превращается в крысиный.
Крысиный разум не обязательно слабее человеческого. Если сравнить разум человека-младенца и разум взрослой опытной крысы, то крыса с отрывом будет лидировать. Доказано, что мышление взрослой вороны находится на уровне интеллекта 5-летнего ребёнка, то есть 4-летний малыш интеллектуально слабее вороны.
Теоретически крысиный разум может вмещать в себя любое количество знаний, эрудиции. Другое дело, что в крысиной модели интеллекта все знания замыкаются на «я» - служат личной сиюминутной выгоде или выбраковываются, как бесполезные.
Не количество знаний, не объём памяти делает человека человеком. Человека человеком делает способность к инфинным мыслям – способность понимать и принимать категории вечности и бесконечности.
+++
Локально-капсульная модель вселенной в голове прекращает прогресс, останавливает историю, замыкает смену поколений в безликий цикл бесконечных и бессмысленных повторов.
Локально-капсульная модель вселенной (гроба или бочки мироздания) ликвидирует человека-Творца и формирует человека-крысу (через конвергенцию с психическими процессами у крысы).
Но локально-капсульная модель вселенной в общем и целом РАЦИОНАЛЬНА, в ней сохраняется адекватность понимания причинно-следственных реакций. Здесь нет очевидной суицидальности социопатологий, вытесняющих в свихнувшемся мозге идеологии[4].
Что касается социального безумия, то оно напрочь лишено рассудочных начал, способности к анализу и объективным измерениям.
Анатомически социопатология (идеология вымирания) складывается из похотей животных, неосмысленных инстинктов и каких-либо утративших логику обломков жизнеспособной идеологии.
Например, самоубийство жителей острова Пасхи складывалось из животной жажды вождей доминировать – и идеологической фабулы строить огромные статуи-головы. Зоологическая жажда доминирования не могла ни остановить, не объяснить процесс этого строительства, погубившего в итоге всю растительность острова.
+++
Отсюда базовое понимание трёх состояний социопсихики – коллективного разума, который создаёт общество и всякое дело в обществе:
-Линейное, бесконечно-разомкнутое, преодолевающее преграды в движении, преемственное и последовательное движение в избранном направлении.
-Круговое, цикличное движение по оболочке замкнутой в пространстве и времени капсулы, отрицающей и вечность времени и бесконечность пространства, и единоначалие Вселенной, и вечную жизнь (соразмерное с вечным небытием вечное бытие).
-Хаотически-изломанное движение из ниоткуда в никуда, вдохновляемое и мотивируемое социальным безумием, утратой логического аппарата и способности к самоанализу, метода поставновки целей и объективной оценки достижения целей.
+++
Только нам выбирать: быть ли наследниками Сергия Радонежского и Юрия Гагарина? Но для этого нужно верить в бесконечность, и стремится в бесконечность (православная вера и космический полёт).
Или же нам быть наследниками племени людоедов «ням-ням»[5] - в котором ничего нового на протяжении тысяч лет не происходит, а просто каждый стремится хапнуть лично себе побольше, порой для этого сожрав соседа?
Нетрудно увидеть даже скептикам, что чубайсова приватизация столкнула нас на уровень «ням-ням» и их психологии в самом прямом и буквальном смысле слова. Так что в словах автора нет преувеличения.
Или же – ТРЕТИЙ ВАРИАНТ, который в современном мире наиболее вероятен – угробить человечество, воплотив в его последние годы всемирный дурдом, с разнонаправленным, хаотичным движением (свобода в либерализме), бессмысленными метаниями психопатов из стороны в сторону, всеядностью «толерантности» и «мультикульурализма», равноправия овец с волками?
Выбирать, повторяю, только нам.
Мифические марксовы «производственные отношения» никуда нас из ямы не выведут, как не вывели они ни в какой капитализм племена дикарей Амазонки. Никакой борьбы классов нет, и никогда не было – а есть борьба идей и настроений.
Мы – группа единомышленников, исповедующих… ЧТО?
Ответ на этот вопрос, читатель, и будет ответом на вопрос о будущем человеческой цивилизации…
[1] Например, ультра-либеральный теоретик распада А.Никонов открыто пишет: «единственное, что было в советской практике хорошего – то, что гоняли попов». От этого наследия Никонов не отрекается, как и другой разложенец-теоретик, А. Невзоров, призывающий взять из советской борьбы с религией всё эффективное, что в ней было.
[2] В педагогике классическим афоризмом для учителей на все времена стал призыв поэта Н. А. Некрасова из стихотворения «Сеятелям» (1877), обращенного к «сеятелям знанья на ниву народную»: «Сейте разумное, доброе, вечное». Нетрудно доказать, что определения «разумное» и «доброе» в данном случае – синонимы определения «вечное». В самом деле, если мы говорим о временном, о том, что уйдёт в никуда без следа – то оно может быть приятным, комфортным для человека, но разумным или добрым – нет. Основное свойство Разума – противостояние Смерти, бесследному исчезновению – для чего Разум не только принял религию, но и изобрёл письменность, мумификацию и т.п. Добро же обращено ко всем, значит, в бесконечность поколений. Если Добро обращено не ко всем – тогда оно есть локальная, частная выгода, а не Добро в философском смысле термина.
[3] Тезис взят из знаменитого диалог Наполеона с Лапласом. Наполеон: Великий Ньютон всё время ссылается на Бога, а Вы написали такую огромную книгу о системе мира и ни разу не упомянули о Боге! Лаплас: Сир, я не нуждался в этой гипотезе. Два великих учёных, но один РЕАЛИСТ, а другой НОМИНАЛИСТ. То есть они оба не безумцы, у них есть своя логика – у каждого. Развивая логику Лапласа номиналист наших дней Сергей Капица говорит о религии и Патриархе: «Бог? Я, как и Лаплас, не нуждаюсь в этой гипотезе. Я могу рассуждать о Боге как о явлении культуры, но считаю, что наше непонимание тех или иных вещей не означает наличие Бога».
[4] Идеология – логия, утверждающая жизнь и жизнелюбие в той или иной форме. Социопатология – идеология смерти, или логия, отрицающая жизнь и жизнелюбие в той или иной форме.
[5] НЬЯМ-НЬЯМ – не выдумка сатириков, а реальное первобытное дикое негрское племя в Африке, на границе гос. Конго; людоеды. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910).
А. Леонидов-Филиппов.; 28 августа 2017