В 1898 году англичанин Эбенизер Говард выступил с заведомо утопической идеей, которая имела большой резонанс во всём мире. Она вошла в фонд мировой культуры под названием «Города-сады будущего». Именно так Говард назвал свою книгу, которая была переведена на многие языки. Там описывался идеальный тип небольшого посёлка, сочетающего элементы городской застройки с садово-парковыми ансамблями, без трущоб и заводских труб.
Автора оригинальной идеи поддержал издатель Дж. Лоу Стрейчи. Он издавал «Журнал сельского джентльмена», на страницах которого прокомментировал идею Говарда. Стрейчи считал, что города-сады должны состоять из коттеджей сельскохозяйственных рабочих. Он назвал сумму в 150 фунтов максимальной, которую могут выплатить рабочие за коттеджи из своих заработков. Говард предлагал создать рациональное сочетание города и сада, основанное на принципе гармоничного единства природы и архитектуры. Одно должно было закономерно перетекать в другое, но имелись в виду отнюдь не пригороды крупных населённых пунктов. Идея города-сада предполагала, что он не является спутником мегаполиса, а сам обеспечивает себя провизией и многими промышленными товарами.
Представление об идеальном коттеджном городе подкреплялось художественными открытиями символизма. Интерес к мифологии, идеализированной природе был очень высок. Художник Эжен Грассе (1843-1917 годы) изображал живущих за городом как обитателей земного рая. Цикл его работ «12 месяцев», в котором фигурировала прекрасная садовница, убеждал в том, что жизнь на природе прекрасна в любой сезон. Именно такой — яркой и романтичной — представлялась повседневность городов-садов всем почитателям Говарда. Жителям будущих населённых пунктов, в которых переплетались природа и культура, предстояло не только обживать этот рай, но и активно участвовать в его создании.
Попытки практического осуществления
Первым примером реализации идей Говарда стали посёлки Лечворт и Велвин. Лечворт стал символом градостроительного новаторства начала XX века. В его проектировании принимали участие зодчие нескольких стран, в том числе России. Оба посёлка в плане были круглыми. По внешнему кольцу были расположены производственные предприятия и склады топлива. Существовал в посёлке и зелёный пояс. В крытой галерее располагались клубы и выставочные залы. Транспортные пути были устроены так, что топливо перевозили только по прямым магистралям без единого поворота. Дома располагались на внушительном расстоянии друг от друга и утопали в садах.
Идея понравилась зодчим многих стран, однако Говард разрабатывал свои планы для реализации в Англии и только там. Но так уж распорядилась судьба, что разные страны пробовали создавать города-сады. И получалось это далеко не у всех. В некоторых странах созданию гармоничных посёлков помешала уже сложившаяся архитектурная среда, а кое-где просто не нашлось талантливых зодчих для воплощения новаторских идей.
Вклад Антонио Гауди
Испанский зодчий Антонио Гауди (1852-1926 годы) также приложил руку к осуществлению проекта города-сада. Он по праву считается одним из величайших зодчих XX века. В эпоху, когда модерн становился рационалистическим, Гауди выдвинул эстетику извивающихся линий в архитектуре. Постоянно думая о возвышенном, великий каталонец многим казался отрешённым от жизни — «внежизненным» человеком. Он так и не создал своей семьи, был нелюдимым, да и умер нелепо, попав под трамвай, ибо шёл по улице в задумчивости.
Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в семье кузнеца. Он рос сентиментальным мальчиком, много рисовал и с юных лет хотел стать архитектором. Проучившись пять лет на архитектурном факультете Барселонского универститета, он уже к 30 годам начал заключать выгодные контракты. Важнейшим заказом, полученным им, было руководство строительством собора Святого Семейства — Саграда Фамилия. Зодчему был тогда всего 31 год.
Строительство храма шло полным ходом, когда Гауди встретил своего крупнейшего заказчика — графа Эусеби Гуэля, для которого он построил роскошную виллу — дом Гуэля. Кроме того, Гауди построил частные дома Мила и Бальо. Именно тогда архитектор заразился идеей города-сада. Спроектированный Гауди район состоял из семи домов и такого же числа парковых участков. Будучи бизнесменом, Гуэль решил продать все семь участков будущим домовладельцам. Однако далеко не все они были куплены жителями Барселоны, и со временем парк стал муниципальным. Таким образом, проект был реализован лишь частично, но многие представления Гауди о городе-саде нашли адекватное воплощение в этом архитектурном произведении.
Город-сад Гауди был насыщен очень странными по тем временам домами. Гауди едва ли не первым стал компоновать объекты разной высоты в сочетании со свободным выбором стилей разных эпох. Такого смелого сочетания форм и стилистических особенностей каталонская архитектура ещё не знала, но даже участие такого новатора, как Гауди, не обеспечило идеям Говарда будущее в Испании. Идея города-сада оказалась осуществимой далеко не везде. Столицы Европы оказались неспособными принять в свою сверхурбанизированную среду большие фрагменты садово-парковых ландшафтов. Но предложенные Гауди алгоритмы размещения в парках скульптур и фонтанов причудливой формы стали частью мировой культуры.
На российской почве
В России идеями Говарда заинтересовались ещё в начале XX века. Первой в России попыткой осуществить идею города-сада стал подмосковный посёлок Кратово (сейчас Раменский район Московской области). Его строительство началось вскоре после того, как Россия вступила в Международную ассоциацию городов-садов и городской планировки, после чего начались смелые эксперименты в области строительства посёлков.
В 1911 году книга Говарда была переведена на русский язык. Переводчик книги Я.Н. Блох отмечал в предисловии, что предшественником Говарда может быть назван выдающийся русский революционер Пётр Кропоткин. Для него идея города, окружённого садами, была важна как коллективная форма владения землёй.
Но и помимо Кропоткина в России у Говарда было достаточно последователей. Одним из первых был талантливый архитектор Владимир Семёнов (1874-1960 годы), который спроектировал Кратово. У этого человека была поистине легендарная биография. Семёнов был очень образованным человеком. Ему довелось участвовать в Англо-бурской войне, во время которой он познакомился с молодым журналистом Уинстоном Черчиллем.
С 1908 по 1912 год Семёнов работал в Англии и участвовал в проектировании посёлка Лечворт. В 1912 году из-под его пера вышла книга «Благоустройство городов», в которой автор развил идеи Говарда. А в 1913-м начало свою работу Русское общество городов-садов, которое было создано в Петербурге. Вот что писал В.Н. Семёнов: «Несмотря на удачный пример Лечворта, постройка города-сада, его возможности и практичность все ещё остаются под сомнением. Но что новые города — города строящиеся, города естественно развивающиеся — должны быть городами-садами, в этом ни у кого сомнений быть не может».
Однако царское правительство всегда помнило, что города-сады были связаны с идеей общинного самоуправления, и это вызывало беспокойство у чиновников. Существовало опасение, что города будут чуть ли не миниатюрными республиками, ломающими вертикаль власти. Но в 1917 году большевики подняли эту идею на щит, так как они обещали народу идею рая на земле, и город-сад стал очень удачной моделью такого рая. Советская власть хотела механически перенести все блага города-сада на российскую почву.
Самое таинственное событие, связанное с воплощением идеи Говарда в России, произошло в 1922 году. Города-сады вообще перестали упоминать и стали называть их рабочими посёлками социалистического типа. В рабочих посёлках ни о каком местном самоуправлении не было и речи. Не говорили и о буржуазных удобствах. И по сей день остаётся тайной, от кого именно исходил этот запрет.
Обещание Маяковского
Долгие годы идея города-сада усваивалась учащимися через стихотворение Владимира Маяковского «Баллада о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», которое изучали в школе. Маяковский интересовался образом будущего и сам воспевал его в своих стихах. Поэтому он вполне мог быть знаком с идеями Говарда не понаслышке, хотя и не читал специальных книг по архитектуре. Стихотворение, в котором поэт прославил строителей города, было совершенным по форме. На фоне трудностей сурового времени клятва создать город-сад звучала ритмично, чеканно и очень современно. Не оставалось никакого сомнения, что автор прославляет советскую идею, а не английскую.
Но потом новаторский замысел, оставшись только в стихах Маяковского, был предан забвению более чем на 40 лет. Лишь на рубеже 1950-1960-х годов, когда широко обсуждался образ будущего (тогда оно было коммунистическим), в русском языке появилось понятие «город-спутник». А упоминания о Говарде вновь появились в нашей литературе лишь в 1980-х годах.
Идея города-сада оказала большое влияние на садово-парковую скульптуру, кино XX века и изобразительное искусство. Гармоничное сочетание архитектуры и природы вдохновляло как живописцев, так и мастеров рекламы. А на плакатах, рекламировавших путешествия, появились картины настоящего земного рая.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.