Гордость может быть добродетелью, но она должна быть правильной
Да, она находится под номером 1 в списке семи смертных грехов. Тем не менее, гордость в действительности может привести нас к нашим целям — и к лучшему поведению — согласно профессору психологии Дэвиду Дестено.
Благодарность и сострадание повсеместно рассматриваются как положительные чувства. Благодаря тому, что наш разум ценит будущее, эти две эмоции делают нас более терпеливыми, более стойкими перед лицом проблем и более устойчивыми к искушениям, которые отвлекают нас от наших целей.
Какие ещё эмоции способны делать то же самое? Гордость.
Да, гордость.
Это может показаться вам удивительным или просто неправильным. Если вы подумаете о людях, которых называют гордыми, вполне вероятно, что многие из них являются эгоистами или тупицами. Гордость, по мнению многих, включает в себя долю высокомерия. И, как все мы знаем, она входит в список семи смертных грехов. Как говорится в Библии: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность».
Но я бы сказал, что эта картина слишком упрощённая — гордость также может быть добродетелью. Я не говорю, что гордость не является проблемой в некоторых отношениях или ситуациях. Однако в своей самой полезной форме гордость, по сути, является социальной и может помочь нам достигать своих целей.
В связи с тем, что гордость играет определённую роль в воспитании преданности и самоотверженности, может возникнуть несколько проблем. Люди могут гордиться своими способностями, но, возможно, они практикуются, учатся или работают упорно просто потому, что находят задачу стоящей; гордость второстепенна. Не так ли?
Профессор психологии Университета Нового Южного Уэльса Лиза Уильямс и я решили разработать эксперимент, чтобы показать, что гордость может заставить людей упорствовать в чём-то, нравится им это или нет. Нам нужно было сделать так, чтобы люди гордились способностью, о существовании которой они не знали, и не имели никакого интереса в преследовании. Мы должны были убедить людей, что у них хорошо получается то, что ценят другие, и что они могут гордиться этим. Только в таком случае мы могли бы определить, приводит ли гордость к ещё большему усердию в оттачивании данной способности. Поскольку нам также нужно было убедиться, что людям не нравится работа, она должна была вызывать лёгкое раздражение.
С этой целью мы привели людей в нашу лабораторию под предлогом изучения их «зрительно-пространственных» способностей. Ни у кого из них не было никакого представления о том, где они находятся с точки зрения зрительно-пространственных навыков или даже что это значит. В начале эксперимента у нас была группа относительно неинтересных, немотивированных участников, которые хотели как можно скорее покончить со всем этим.
В ходе эксперимента мы сказали людям, что оценим их зрительно-пространственные способности, используя компьютеризированную задачу, а затем попросили их поработать над второй, связанной с ней мерой зрительно-пространственных способностей, которая позволила бы им развивать свои навыки, измеряя их улучшение. Первое задание было относительно безболезненным. На экране появлялись на короткое время массивы цветных точек, после чего люди сообщали о том, сколько из них были красными. Этот тест был достаточно сложным, однако люди верили, что он был выполнимым, и они не имели особого представления о том, как они справлялись с ним.
Второе задание было связано с ментальной ротацией, которую большинство людей сочли обременительной. В ходе каждого испытания на экране появлялись трёхмерные фигуры, и участникам необходимо было выбрать один из трёх вариантов: (1) форма справа была перевёрнутой формой фигуры слева, (2) форма справа не была перевёрнутой формой фигуры слева, или (3) я бросаю. Мы сказали людям, что они должны работать над вторым заданием столько, сколько хотят, потому что мы хотели знать, как долго они готовы продержаться, чтобы построить и протестировать свои навыки.
Единственной оставшейся проблемой было то, как заставить людей гордиться своими зрительно-пространственными способностями, поэтому мы добавили ещё один элемент в эксперимент. После того как каждый участник доводил до конца первый зрительно-пространственный тест, его отводили в другую комнату, чтобы встретиться с экспериментатором. В нейтральном (или контрольном) состоянии он подписывал форму, а затем приступал к выполнению задачи ментальной ротации. Испытуемого, пребывающего в состоянии гордости, приветствовал экспериментатор, который предоставлял оценочный лист, указывающий на зрительно-пространственные способности в 94-м процентиле (то есть лучше, чем 94% от общей численности населения). Экспериментатор улыбался, выглядел впечатлённым и говорил что-то вроде «Вау! Это удивительный результат», прежде чем отправить участника для завершения задачи ментальной ротации.
На данный момент у нас было два типа участников. Одни гордились собой, что подтверждалось последующим отчётом об их эмоциональном состоянии, а другие чувствовали себя так, как обычно. Но была ещё одна последняя возможность, которую мы должны были учесть: могут ли люди работать дольше не потому, что чувствуют гордость, а потому, что думают, что способны добиться успеха? Чтобы исключить самоэффективность как источник мотивации, финальная группа участников получила обратную связь по своим результатам, но безо всякой похвалы. Когда они вошли в комнату экспериментатора, им вручили ту же самую оценку (в 94-м процентиле), что и гордым людям, однако им не предоставили никаких вербальных или невербальных выражений восхищения.
Что случилось? Люди, которые гордились своими способностями, существенно увеличили свои усилия при выполнении трудной задачи ментальной ротации: они на 40% больше времени уделяли развитию собственных навыков, по сравнению с теми, кто не гордился собой. Интересно, что самоэффективность, похоже, не играла никакой роли. Те, кто считал, что обладает способностью к успеху — люди, которые получили положительную обратную связь без какого-либо социального признания — упорствовали не больше, чем те, кто не получил никакой обратной связи вообще.
Если мы переместимся за пределы лаборатории, мы сможем увидеть, как гордость проявляется на рабочем месте. Например, чувство гордости увеличивает усилия и успех продавцов. Возможно, одним из наилучших доказательств положительного аспекта гордости является эксперимент, проведённый немецким психологом Вильгельмом Гофманом. В ходе исследования участникам семь раз в день на смартфоны приходили вопросы о том, испытывали ли они недавно искушения, которых пытались избежать: прокрастинация, переедание, алкоголь, наркотики, сон и так далее. Если они отвечали утвердительно, их спрашивали об эмоциональном состоянии и о том, были ли эффективным их попытки самоконтроля. Хофманн обнаружил, что гордость повышала самоконтроль: случаи, когда люди сообщали, что чувствуют больше гордости, непосредственно соответствовали тем, в которых они сопротивлялись соблазнительному и приятному поведению, которое могло бы в противном случае отвлечь их от целей. В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что гордыня побуждает ум ценить будущее. Таким образом, гордыня не предшествует падению; она способствует усердию и самоотверженности.
Тем не менее, мудрое использование гордости требует твёрдого понимания того, когда и почему она может пойти не так. Она особенно восприимчива к гало-эффекту, типу предвзятости подтверждения, согласно которому, если мы верим, что человек обладает превосходными характеристиками в одной области, мы считаем, что он настолько же хорош и в остальных. Например, супервайзеры думают, что сотрудник, который проявляет энтузиазм, также компетентен.
Эта предвзятость имеет значение для гордости, потому что люди обладают способностью быть своей собственной аудиторией. Как следствие, мы также склонны поддаваться гало-эффекту как при оценке собственных качеств, так и при оценке качеств других людей. И тут начинается скользкий путь к высокомерию. В то время как подлинная гордость — гордость, проистекающая из доказанного обладания ценной способностью — часто является узко определённой, надменная гордость прямо противоположна. Это грандиозное убеждение в том, что кто-то ценит качества, которыми на самом деле не обладает.
Эти различные типы гордости — подлинная и надменная — дают разные результаты. В ходе исследования при участии 1000 человек психолог из Университета Майами Чарльз Кавер обнаружил, что те, кто обычно испытывает подлинную гордость, обладают большим самоконтролем и настойчивостью. Однако те, кто часто испытывает надменную гордость, как правило, более импульсивны, их мотивируют исключительно денежные и связанные с ними внешние награды.
Тем не менее, различия между подлинной и надменной гордостью не заканчиваются мотивацией. Надменная гордость также имеет тенденцию ассоциироваться с хрупким эго, тревожностью и агрессивными тенденциями, поскольку люди стремятся поддерживать иллюзию компетентности и контроля. Подлинная гордость, в свою очередь, связана с увеличением социальной поддержки, снижением тревожности и большим желанием помогать другим, делясь собственным опытом. Мы можем наблюдать похожие модели на нейробиологическом уровне. В то время как надменное поведение часто сопровождается повышенным тестостероном, поведение, связанное с подлинной гордостью (например, наставничество и социально-ориентированные программы), сопровождается пониженным тестостероном и, что более важно, более высоким уровнем серотонина, что вызвано сближением и социальной поддержкой, а также ощущением благополучия.
Чтобы гордость работала, она должна сочетаться со смирением — осознанием того, что, независимо от нашего набора навыков, все мы зависим от того, что могут предложить другие. Поскольку никто из нас не может быть экспертом во всех областях, мы должны быть достаточно смиренными, чтобы признать, что мы не можем быть великими во всём; временами нам нужно полагаться на других. Люди, которые следуют этому совету — те, для кого гордость, равно как благодарность и сострадание, становятся добродетелью, а не пороком.
Одна из стратегий использования гордости в нашей собственной жизни — вести журнал, чтобы отслеживать успехи и стремления. Если мы упускаем цель, мы должны проявлять сочувствие по отношению к самим себе. Аналогичным образом, мы должны гордиться собой, когда успешно продвигаемся к цели. Это мотивирует. Однако также важно помнить, что прогресс в достижении целей не всегда следует линейной траектории. Самое важное — видеть, что вы двигаетесь по восходящей траектории.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.