Учение Аристотеля о космическом «уме», нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, то есть являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «нус» — интеллект.
У Анаксагора Нус есть движущий принцип мирового порядка, организующий элементы; движущая сила, участвующая в процессе образования мира. При этом Анаксагор отмечает, что Нус организует элементы в порядок из беспорядка: «Все вещи были вместе: затем пришел ум и привел их в порядок»; «…[Ум] вдруг начав действовать, связал воедино все, находившееся ранее в беспорядке».
«И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует Ум. И над всеобщим вращением господствует Ум, от которого это круговое движение и получило начало. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал Ум…».
Современных лабораторий у Анаксагора и Аристотеля не было, и они выводили свои теории логически. Они рассуждали примерно так: всякий материальный предмет делим на части, как бы ни был он мал. Но что тогда первоэлемент? Самый элементарный, исходный элемент, неделимый "атом" (не в современном смысле термина, а в античном - т.е. "неделимый" безусловно, неразделимый на части)?
Очевидно, что всякое число, даже бесконечно малое, может быть поделено.
То есть 0,000...N > 0,000...(1/2N), как бы N не было мало.
Но если это так, то первоэлементом - неделимым абсолютно - может быть только частица, имеющая в своём составе 0 вещества, материи. Ноль - единственное число, которое неделимо. Значит, первоэлемент, из которого складываются делимые на части предметы - содержит в себе ноль вещества, ноль материи. Никакого иного по настоящему неделимого первоначала математика вообразить не даёт.
В современной физике, которую жёстко прессуют материалисты и атеисты, эти проблемы отсутствия вещества у начала всего вещественного выражаются в спутанном и скомканном виде, но всё более громко.
"Существование объективной реальности вновь поставили под сомнение" - кричит заголовок современных СМИ. Почему так говорят? Да потому что в их понимании объективная реальность - только материальная, независимая от ума (нуса). Они запретили себе говорить, что - хотя бы теоретически - объективной реальностью может быть Бог, Абсолютная идея. Раз они потеряли материальную основу мира - то они потеряли и объективную природу мира (как они думают).
Суть же вот в чём: физикам из Канады, США и Швеции удалось запутать три фотона. Используя установку Национального института стандартов и технологий США, ученые смогли создавать до 660 троек запутанных фотонов в час и усомнились в существовании объективной реальности. По словам ученых, им впервые удалось добиться таких высоких скоростей генерации запутанных фотонов. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature Photonics.
В своих опытах ученые использовали спонтанное параметрическое рассеяние света. Они начинали эксперименты с фотона, состояние поляризации которого было заранее известно.
Этот фотон, пройдя через специальный кристалл, привел к испусканию двух дочерних фотонов, которые обладали энергией, равной половине энергии родительской частицы, и одинаковой поляризацией.
Затем один из пары фотонов был пропущен через другой кристалл, что привело к появлению еще двух частиц. Получившиеся в результате три фотона и реализовали запутанное состояние трех частиц.
Также физикам удалось наблюдать максимально возможное, по их словам, нарушение неравенства Светличного-Мермина-Клышко. Это соотношение белловского типа описывает запутанные состояния трех частиц в контексте справедливости гипотезы локального реализма.
Это не ново. Во всём мире физики ищут выходы за пределы Стандартной модели. Ученые не любят слушать разговоры о Боге, потому считается, то они не могут опытным путем проверить его существование. Но это ложь, связанная с умственной ограниченностью. Нематериальные начала мира не просто предполагаются праздным умом, но и даны нам в ощущениях, как и всякая физическая реальность.
Где материя в ноле? И где она в бесконечности - если половина бесконечности равна ей самой, длинна луча (половины прямой) - такая же бесконечность, как и длинна прямой, если бесконечный диаметр равен бесконечному радиусу и т.п.?
С появлением квантовой модели мира физика ещё более шагнула в сторону от материализма и атеизма. Наиболее яркое опровержение антирелигиозных доктрин связано с именем французского физика-теоретика Бернара д'Эспаньята, известного работами о природе реальности.
Ученый в своих трудах подробно изучает точки соприкосновения классической и квантовой моделей мира и объясняет несоответствия дуальной системы мироустройства[1]. Главная философская доктрина ученого заключается в концепции «гиперкосмического бога» — незримого царства вне пространства и времени, которое, несмотря на свою нематериальность, может быть постигнуто человеческим разумом.
При этом познание не может быть абсолютным, и за пределами научных горизонтов всегда будет оставаться «завуалированный мир». Термином «гиперкосмический бог» д'Эспаньят[2] объясняет важнейшие процессы квантовой физики, которые не могут быть описаны категориями науки. По философской теории французского физика присутствие этого Начала (или, как его еще называют, Независимой Реальности) будет вечным, как бы близко человек не подбирался к разгадкам мироздания.
Аналогично мнение о свидетельстве квантовой физики и Фримена Дайсона (Freeman Dyson), который заслужил мировую славу в научном мире своими грандиозными профессиональными достижениями[3]. Родившись в Англии, Дайсон прожил жизнь в Америке. Он стал сотрудником Принстонского университета, когда там еще работал Альберт Эйнштейн. Позже он плодотворно сотрудничал с Ричардом Фейнманом.
Известность среди широкой публики ему принесли книги, затрагивающие ключевые вопросы о происхождении человека и Вселенной, мышления и генетики.Он стремился к изучению сущности Бога и души. Именно он, например, рассчитал, как мышление влияет на молекулы.
Дайсону принадлежит знаменитая фраза: «Бог — это разум, переросший границы нашего понимания». И это не просто звонкий афоризм или красивая фраза. За ней скрывается основная проблематика взаимоотношений науки и религии, т.е. взаимоотношений потенциально познаваемого в мире и принципиально непознаваемого, принципиально, несмотря ни на какие ухищрения, непостижимого в том же самом мире...
Если корифеи говорят уже о Боге в открытую - то для середнячков в науке это ещё опасно: заклюют. Поэтому физики описывают свои новейшие опыты осторожными эвфемизмами, вроде "сомнений в объективной реальности" (то есть материальной первоосновы реальности) и т.п.
Под локальным реализмом современными физиками понимается существование объективных характеристик микрочастицы перед проведением измерения. Опыты ученых доказывают, что таких характеристик нет (по крайней мере, в контексте копенгагенской интерпретации квантовой механики).
Однако сама концепция реализма в квантовой механике зависит от интерпретации теории. Кроме того, остается открытым вопрос, поднимаемый некоторыми авторами, о связи сознания и квантовых явлений.
В дальнейшем ученые собираются провести эксперименты с образованием четырех или большего числа запутанных фотонов. Как отмечают исследователи, их работа может способствовать прогрессу в квантовой криптографии.
Нам квантовая криптография интересна совсем не так остро, как интересно нам преображение социального поведения человека, из головы которого вытащат занозу убеждения в бессмысленной и мёртвой, случайно возникшей Вселенной. Пока человек убеждён, что всё случайно и бессмысленно - он сползает к социальному свинству по плоскости неизбежности. Может быть, не сразу становится выродком - но, безусловно, движется в эту сторону, теряя смысл в социальной упорядоченности.
Если в головах школьников появилось хотя бы сомнение в оголтелом материализме (вещизме) и социал-дарвинизме, сомнение в безусловной бессмысленности космической мертвечины - цивилизация получила бы шанс выжить и развиваться.
Этот процесс мы называет инфинизацией сознания: приоритетом вечного и бесконечного над временным и локальным в уме человека. Без инфинизированных умов нет и цивилизации: она устремляется к звериным стандартам личного поведения, личных мотиваций, и стабилизироваться может только на уровне первобытных джунглей (как ныне на Украине происходит).
Не все ещё осознали очевидное: отсутствие идеи Бога в головах обессмысливает судебно-правовую систему, научный поиск, культуру и сверх-зоологические бытовые практики. Для того, чтобы жить, как живут звери, нужно только одно: не веровать в высший Смысл. Звери же не веруют. Потому и не создали цивилизаций...
__________________________________________
[1] «Ученый получил миллион за открытие Бога», «Правда.Ру», март 2009 года.
[2] Бернар д'Эспаньят стоял у самых истоков квантовой физики, когда это направление только начинало формироваться. В 1951-52 гг. он работал в научной лаборатории Энрико Ферми в Чикаго, а 1953-54 гг. – участвовал в исследовательском проекте Копенгагенского института под руководством Нильса Бора. Кроме того, ученый почти 30 лет возглавлял Научный факультет Сорбонского университета. К заслугам д'Эспаньята можно отнести экспериментальные доказательства квантовых Теорем Белла, сформулированных великим ирландским физиком в середине 1960-х гг., а также активное участие в создании международных организаций, занимающихся моральным и этическим аудитом научной деятельности. Награждая д'Эспаньят главным призом, Фонд имени Джона Темплетона отмечает заслуги ученого в популяризации науки и в разрешении сложных вопросов взаимосвязи классической модели мира и квантовой физики. Официальный пресс-релиз фонда, посвященный объявлению лауреата, без прикрас называет д'Эспаньята тем человеком, чья способность описать квантовый мир позволила современной науке добиться сегодняшних свершений. Именно его открытие в начале 1980-ых «нелокального квантового спутывания», легло в основу всей квантовой системы вычислений и послужило первоосновой теории о «квантовых компьютерах».
[3] Дайсон внес выдающийся вклад в науку, во многом определивший развитие физики и астрофизики. Он является автором основополагающих трудов по квантовой электродинамике, работ по теории магнетизма (формализм спиновых волн Дайсона), теории энергетического спектра ядер (распределение Дайсона), по проблеме внеземных цивилизаций (знаменитая «сфера Дайсона»), космологии поздней Вселенной и многих других. Фримен Дайсон не был удостоен Нобелевской премии по физике только потому, что Альфред Нобель заложил в нее не больше трех ученых по одной научной дисциплине. А квантовую электродинамику создавали четверо. Один из них — Фримен Дайсон.
Александр БЕРБЕРОВ, научный обозреватель; 19 апреля 2018