«Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям». Томас
Уважаемый читатель, как вы относитесь к утверждению, что мысль материальна?
Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что это абсурд, чепуха, вымысел и фантазии. А кто-то твердо уверен в том, что это реальность. Большинство психологов считает, что мысль материальна.
Эффект Пигмалиона – психологический эффект, состоящий в том, что если человек твердо убежден в верности, истинности некоторой информации, если он абсолютно уверен, что произойдет некое событие, то неосознанно будет вести себя так, что с большой долей вероятности через некоторое время его желание материализуется, и это событие станет реальностью. Иными словами, чем больше уверенность человека в достоверности некоторой информации, тем больше шансов, что она подтвердится. А свое название данное явление получило в честь героя древнегреческого мифа Пигмалиона. Согласно этому мифу, некогда Кипром правил царь Пигмалион. Он не был женат, так как каждой из женщин находил множество недостатков и изъянов. Будучи талантливым скульптором, Пигмалион решил создать статую идеальной женщины, которая бы обладала всеми достоинствами, которые только можно вообразить. Из драгоценной слоновой кости он высек статую девушки изумительной красоты, которую назвал Галатеей. Статую была так прекрасна, что казалось живой. Дни и ночи проводил Пигмалион, созерцая свое творение. Он приписывал статуе многочисленные достоинства, разговаривал с ней, словом, относился к Галатее, как к живой женщине. И чем дольше смотрел Пигмалион на статую, тем более совершенной она ему казалась. Влюбленный в Галатею Пигмалион обратился к богине любви Афродите с мольбой дать ему жену такую же божественно прекрасную, как созданная им статуя. Афродита снизошла к его мольбам влюбленного скульптора и вдохнула жизнь в его творение. Прекрасная статуя ожила и стала женой Пигмалиона и царицей Кипра.
Эффект Пигмалиона иначе называют еще эффектом Розенталя по имени психолога Роберта Розенталя, которым совместно с Леонорой Якобсон в 1968 году было проведено исследование, убедительно подтвердившее существование данного феномена.
Суть эксперимента Розенталя заключалась в следующем: вместе со своей помощницей Розенталь в начале учебного года пришел в одну из школ якобы для определения уровня интеллекта учеников. В каждом классе психологи выделили несколько учащихся, которые, как было сказано учителям, по результатам тестирования обладают исключительными интеллектуальными способностями. Многие педагоги были в недоумении, так как по их мнению отобранные дети ничем не выделялись среди своих одноклассников.
«Если эти ученики пока никак не проявили себя, через некоторое время это обязательно произойдет.» – заверили психологи недоумевающих преподавателей. А повод для недоумения был, так как якобы талантливые ученики на самом деле были обычными «середнячками», не более того. И отобрали их экспериментаторы без видимой причины, методом случайного отбора. Что примечательно: когда через несколько месяцев Розенталь и Якобсон вновь пришли в эту школу для того, чтобы заново проверить уровень интеллекта учащихся, оказалось, что уровень IQ отобранных в начале года учеников действительно значительно повысился.
Почему это произошло? А вот почему. Вера педагогов в то, что отобранные ученики обладают исключительными способностями, безотчетно передалась этим ученикам, а те, в свою очередь, не обманули ожиданий преподавателей и в конце года показали замечательные результаты.
Вот основные принципы того, как работает эффект Пигмалиона: общаясь с тем или иным человеком, мы, зачастую неосознанно, ожидаем от него определенного поведения, определенных поступков. Наши ожидания невольно будут проявляться в нашем поведении – словах, интонациях, жестах, поступках, что будет вызывать безотчетный отклик и действия человека, с которым связаны наши ожидания. А это, в свою очередь, может повлечь за собой осуществление пророчества.
Эффект Пигмалиона очень ярко проявляется в отношениях детей и родителей. Если родитель искренне верит в своего ребенка, он будет всячески помогать ему и развивать его сильные стороны. Если же постоянно обращать внимание только на недостатки ребенка, унижать его и говорить, что он бездарь, лентяй, что от него нет никакого толку и пр., не удивительно, что ребенок так и будет себя вести. Не случайно существует поговорка:
«Если человеку все время говорить, что он свинья, то он в конце концов захрюкает.»
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами."
Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".
Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."
"Я недавно прочитала эту историю, и задумалась: как много означает для человека самооценка, и то, каким он себя ощущает. Как правильный настрой может заставить человека свернуть горы. Или наоборот - замереть и никуда не двигаться, если сказать какие-то парализующие слова? А если бы он действительно был умственно отсталым? (А может быть он и был в какой-нибудь форме "другим", просто с той формой тогда никто не умел обращаться, а он всего лишь нуждался в особом подходе?) Ну даже если бы он был действительно умственно отсталым - как было бы лучше? Говорить аккуратно ребенку, что он "медленный"? Или лучше вот так - говорить, что он просто гений, и поэтому никто его не понимает? Безусловно - непризнанный гений, это тоже страшно, и общество таких не любит и обижает. Но сам человек - как ему лучше ощущать себя?
С другой стороны, я знавала людей, которым вот так с детства говорили, что они гении, и всю жизнь им сломали. Потому что они были прекрасными людьми, просто обычными. Но они не смогли просто счастливо жить нормальной жизнью. Потому что им привили вот этот комплекс, что они гении, и мир, во главе с мамой, ожидают от них великих подвигов. А когда ничего особо великого не происходит, растут комплексы, чувство вины, и ощущение, что "не оправдал, не выполнил, а ведь мог!" Ведь мама сказала, что гений - значит мог?
В общем - история про Эдисона - чудесная. Но когда я начала посерьезнее о ней думать, испугалась. Такими фразами и покалечить можно. И не понятно, какой путь выбирать - потому что не понятно, в каком направлении оно может неожиданно перекоситься, и принести ребенку еще больше неприятностей. Так что будем считать. что отчасти им обоим повезло - и сыну, и маме. Что все пошло именно так." ************
Я так понял, что это любовь творит чудеса.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]