Двое в центре столицы. История памятника Минину и Пожарскому
О малоизвестных фактах в отношении знаменитого монумента «АиФ» рассказали историки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Для тех, кто не силён в истории, напомним. В конце XVI — начале XVII веков в Московском царстве началась Смута, на престол ломились многочисленные самозванцы. В 1610 году бояре пригласили на трон польского королевича Владислава, и тут же Кремль заняли поляки. Первое народное ополчение по освобождению от интервентов, где находился и Козьма Минин, потерпело поражение. Однако второе войско из добровольцев, которое собрал Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский в 1612 году, изгнало польских захватчиков с русской земли.
С миру по нитке
Монумент народным героям появился в Москве в годы правления Александра I, через 200 лет после подвига Минина и Пожарского. В 1803 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» выступило с инициативой установить в Нижнем Новгороде (то есть там, где началось ополчение) памятник. Высочайшее одобрение получил проект скульптора Ивана Мартоса. С 1809 года начали сбор денег. Разослали гравюры с проектом по городам и весям. К 1811 году сумма пожертвований достигла 136 тыс. рублей. Огромные по тем временам деньги! Среди жертвователей был купец Василий Васильевич Злобин, подаривший на создание памятника 5 тыс. рублей. Чтобы все могли оценить размер суммы, заметим: за несколько сотен рублей тогда можно было купить неплохой домик в городе.
Почему всё-таки памятник поставили в Москве, а не в Нижнем, как задумывали, где и собиралось ополчение? Пока деньги искали, занимались организацией, наступили непростые времена — Отечественная война 1812 года. И когда, наконец, к 1815 году отлили монумент, ему придавали уже несколько другое значение. Он стал символизировать не только подвиг нижегородского ополчения начала XVII века, но и русскую освободительную силу. Поэтому справедливо решили, что лучшее место для него — в Москве.
Любопытно, что открывался памятник торжественно, с военным парадом. Такого не было в истории России больше никогда.
Кутузовский манёвр
Вообще памятник был установлен фактически на пепелище сожжённой Москвы. После пожара 1812 года Москва приукрасилась. Архитектор Осип Иванович Бове очень много работал над ансамблем площадей, в частности Красной площади. Под его руководством она была очищена от всех застроек и стала практически такой, какой мы её видим сегодня. После реконструкции очень хорошо стал виден и Покровский, и Казанский соборы. А Минин и Пожарский явились завершающей доминантой на площади, связывая воедино весь ансамбль.
Вот ещё факты. Красная площадь раньше называлась Пожар (деревянные постройки на ней часто горели) и только со второй половины XVII века стала Красной (красивой). Памятник — Пожарскому. Он происходил из княжеской фамилии, которая в XIV веке получила в удел погорелую волость под Суздалем.
Другой интересный вопрос: почему так расположены персонажи? Староста Минин стоит с командным указующим жестом, а князь сидит (даже почти полулежит) перед ним вроде как в подчинённой позе и держит щит. Получается, один призывает идти, а другой — нет, мы будем сидеть и ждать? А объясняется все просто. Князь был сильно ранен в первом ополчении, и когда его позвали возглавить второе, ещё не совсем оправился от ран. Поднятая рука Минина указывает на Кремль (это сейчас памятник расположен напротив храма Василия Блаженного, а первоначальное его место — прямо напротив Кремля, перед входом в нынешний ГУМ). По одной версии — с призывом к защите Кремля, по другой — к штурму. Пожарский ведь не штурмовал Кремль, он довел до того, что поляки сами вышли оттуда голодные и измученные.
К слову, известная надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому», без указания имён, очень не понравилось Пушкину, который весьма критически на этот счет высказывался. И тем не менее, когда в наше время, в 2005 году, Нижний Новгород получил памятник Церетели в виде уменьшенной копии московской, надпись была воспроизведена опять же безо всяких имен. А вот сочетание «гражданин» и «князь» взято неспроста. Это символ сословного единения людей из разных социальных слоёв. Ведь Кузьма Минин — не просто гражданин, а городской староста, достаточно богатый человек. Тем не менее, в надписи он не титулован. В отличие от Дмитрия Пожарского. Объединение тех и других таким образом ещё более показательно. Плюс к тому, памятник стоит на территории китайгородского района (что за стенами Кремля). А Китай-город всегда был районом торговым и в то же время близким к центру, где сидела власть, аристократия.
Частушка для Сталина
А вот интересная параллель, предлагаемая известным исследователем Москвы Рустамом Рахматулиным. Естественно, у второго ополчения и Пожарского было знамя. И на этом стяге изображен Иисус Навин, который после смерти Моисея возглавил поход на Ханаан. Вблизи города Иерихона ему явился архистратиг Михаил, и тот перед ним преклонил колена. Ну а князь возглавил, само собой, русский народ наподобие Иисуса Навина.
Кроме того, жест Минина в разные времена был предметов различных шуток и анекдотов. Сейчас, когда памятник стоит уже на современном месте, жест читается так: «А помнишь, князь, где мы раньше стояли?» Но дальше передвижений не пошло. Памятник не переплавили, как в своё время монумент Багратиону и ограду на месте его гибели на Бородинском поле в 1932 году — ради выполнения планов по сдаче металлолома. В отношении памятника Минину и Пожарскому даже попыток таких не было. И это тоже знаменательный факт — двигать двигали, но разрушить мысль в голову никому не пришла.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.