Фрагмент иллюстрации из книги Н.Д. Буторина «Жизнь в любимом деле». Север часто ассоциируется с холодом, снегом и морозом,пишет портал о развитии Арктики. А можете ли вы представить, что «белые морозные узоры» не тают у огня, тёплые на ощупь и украшают ваш быт? Ответов на эту загадку может быть два: ажурная холмогорская резная кость и белоснежные вологодские кружева. Именно холмогорская резьба по кости является одним из самых узнаваемых видов народного творчества Архангельского Севера. Резные изделия из кости - это древнейший и наиболее распространенный в мире вид декоративно-прикладного искусства. Поскольку кость животных – это доступный материал как для народов-охотников, так и для народов, занимающихся разведением скота, предметы быта, орудия труда и украшения из этого материала изготавливали и в Африке, и на Востоке, и на Крайнем Севере. Художественная обработка кости промысловых и домашних животных в нашей стране получила особое распространение именно на севере. Исследователи выделяют три таких центра, имеющих свои уникальные особенности и традиции:
1. Холмогоры в Архангельской области – ажурная и рельефная резьба предметов быта и украшений; 2. Тобольск в Западной Сибири – миниатюрная скульптура из кости, изображающая людей и природу края; 3. Чукотка – скульптура животных и гравировка по кости на бытовые темы. На Русском Севере кость резали от Архангельска до Сольвычегодска, но центром, несомненно, являлись Холмогоры и окрестности. Именно здесь во второй половине XVII века складываются традиции и технологии промысла. Это было связано с обилием пригодного материала, который поморы добывали в северных морях. Особенно ценился мастерами «рыбий зуб», так здесь называли моржовые клыки. Этот материал был дешевле привозной слоновой кости и более удобен для обработки.
Кроме «рыбьего зуба» северные косторезы любили работать с «голубой костью» - это бивни мамонта. Ископаемую кость находили на берегах морей и рек промысловики, выкапывали на пастбищах ненцы-оленеводы. Зубы кашалота также использовался холмогорскими мастерами. В музейных экспозициях и на прилавках магазинов можно увидеть холмогорские изделия из «простой кости» (цевка). Северные косторезы за четырёхвековую историю промысла научились обрабатывать обычную кость домашних животных (чаще коровью) и рога лося так, что они выглядят не менее эффектно, чем морж, слон или мамонт. Кость - непростой для художественной обработки материал. Чтобы работать с ней, надо быть очень внимательным и терпеливым. Н.Д. Буторин (1934 — 2013), знаменитый косторез, заслуженный художник России, писал, что кость как материал имеет жёсткие рамки: её не вытянешь, не разогнёшь, а сделанное уже невозможно исправить. Знание этого ещё больше удивляет, когда рассматриваешь костяные кружева и узоры северных мастеров.
Буторин Н.Д. Ваза «Баллада о Севере» и кубок «Лесные мотивы». Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба. Штанг А.Е. Настольное украшение «Северные мотивы». Моржовый клык. Ажурная, рельефная резьба. XX в.
Уникальность холмогорской резьбы по кости связана с тем, что несмотря на свою красоту, декоративность и изящество, большинство изделий, созданных косторезами, – это предметы, имеющие конкретное практическое применение. Народные умельцы создавали из кости ларцы, табакерки, гребни, шкатулки, настольные туалетные комоды, игольники, кубки, вазы и даже мебель. Северные мастера по художественной обработке кости могли выполнить всё - от женского гребня до иконы, от мундштука до портрета императора.
Коробка для рукоделия. XVIII в. Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.
Гребень свадебный "Александр Македонский и индийский царь". Архангельская губерния. 1760–1780-е гг.
Особым спросом костяные изделия пользовались в XVIII веке, они были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Русские цари почитали это старинное искусство. Пётр I не только покровительствовал холмогорским мастерам-резчикам, снабжал их образцами западного косторезного искусства, но и сам пробовал свои силы в этом ремесле. Изделия из кости пользовались большой популярностью у высшего дворянства. Ими украшались дома, их вручали важным особам в качестве памятных подарков и наград. В Оружейной палате в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге можно увидеть работы холмогорских косторезов, которыми пользовались русские правители. Известно, например, что Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Шахматы холмогорского резчика Осипа Дудина были приобретены для великого князя Павла Петровича. К концу XIX века в аристократической среде мода на костяные изделия постепенно проходит, а для других слоёв населения большинство этих изделий были слишком дороги. Чтобы иметь доход, мастера были вынуждены отказаться от крупных, дорогих и сложных в исполнении уникальных предметов. Зато на поток было поставлено изготовление более дешёвых небольших бытовых предметов, которые могли себе позволить мелкие дворяне и чиновники, разночинцы. Сегодня, путешествуя по России, даже в небольших музеях и музеях-усадьбах, имеющих историко-бытовую экспозицию XIX века, можно увидеть мундштуки, ножи для бумаги, дамские веера, брошки, маленькие коробочки, табакерки, рукоятки к зонтам и тростям, созданные северными косторезами. Негативно на промысел повлияло и то, что к концу XIX века резко сократилась добыча моржа в северных морях. Власти не заботились о сохранении косторезных традиций. Всё это привело к тому, что художественная обработка кости на Архангельском Севере почти перестала существовать. Холмогорские крестьяне, заботясь о благополучии своих детей и понимая, что косторезное ремесло их не прокормит, отказывались обучать их резному делу. О необходимости сохранения косторезного искусства в Холмогорах впервые заговорили ещё в конце XIX века. В 1885 году при Ломоносовском училище был открыт класс резьбы по кости. Но финансовые и организационные проблемы привели к тому, что в 1900 году класс был закрыт. За пятнадцать лет своего существования он не возродил косторезный промысел, но воспитал несколько талантливых резчиков. С приходом советской власти интерес к народному творчеству усилился и даже получил государственную поддержку. В 1929 году в Ломоносове был организован Холмогорский учебный пункт художественной резьбы по кости, реорганизованный в 1930 году в профессионально-техническую школу имени М.В. Ломоносова. Интересно, что благодаря этой школе художественной обработке кости впервые стали обучать не только юношей, но и девушек. Программа обучения предусматривала как теоретические занятия (история скульптуры и лепки, композиция, технология обработки кости), так и практическое обучение технике резьбы. Окончившие курс могли продолжить работу в организованной в 1933 году Холмогорской косторезной артели. С конца 30-х годов XX века холмогорская резьба по кости становится визитной карточкой декоративно-прикладного искусства СССР. Работы мастеров Холмогорской фабрики художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова неоднократно побеждали на всероссийских и международных конкурсах, пополняли музейные коллекции. Испытав серьёзные трудности в 90-е годы, фабрика продолжает работать и сегодня. Мастерам удалось сохранить уникальные традиции народного промысла. Сегодня в Холмогорах создают массовые изделия на продажу (серьги, броши, бусы, подвески, сувениры) и уникальные выставочные тематические произведения декоративно-прикладного искусства. Украшения холмогорских резчиков на прилавках магазинов Архангельска. Фото Загоскиной Е.Б.
Осипов Г.Ф. Коробочка-репка. 1995. Бивень мамонта. Ажурная резьба; Коробочка «Птица». 1995. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная, объёмная резьба; Туалетная коробочка «Птицы». 2001. Кость, моржовый клык. Ажурная резьба; Нож «Фантазия». 2003. Кость. Ажурная, рельефная резьба.
В холмогорской резьбе по кости мастера используют разные техники: ажурную резьбу, рельефную резьбу, цветную гравировку и окраску пластин. Выбор техники зависит от вида, цвета, формы, размера кости, а также от сюжета, задуманного автором. В зависимости от формы и размера изделия кость может склеиваться, прикрепляться к деревянной основе клеем или маленькими гвоздиками. В своей работе мастера используют токарные станки и бормашины. Именно борами различных размеров и формы создаётся ажурный костяной орнамент. Например, в XVII – XVIII веках при создании ларца, настольного комода или шкатулки кость распиливали на тонкие пластины, окрашивали их в зелёный или коричневый цвет и наклеивали на деревянную основу. Нарядность ларцам и шкатулкам придавали ажурные и резные вставки, белая кость могла украшаться цветной гравировкой. Для особой декоративности мастера под белую ажурную резьбу подкладывали цветную фольгу, благодаря чему изделие получало более богатый и праздничный вид. К концу XVIII века перестают окрашивать кость и орнаменты становятся менее яркими, а в начале XX века цветность уходит вообще, перестают использовать фольгу. Мастера в одной работе могут удивительно гармонично сочетать разные техники обработки кости: ажурную резьбу, рельеф и цветную гравировку.
Бюро-секретер. XVIII в. Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл, ажурная резьба, цветная гравировка, окрас, оклейка, обивка.
Северные резчики одинаково любили орнаменты и сюжетные композиции. Орнаменты помогают мастеру передать движение: порывы ветра, снежную бурю, морские волны, гнущиеся ветви деревьев. Рельефные изображения северных животных и птиц, портреты исторических лиц и святых вплетались в ажурный растительный узор. Дополняя сюжетные изображения, орнаменты создают настроение, помогают раскрыть смысл творческого замысла художника. Во второй половине XIX века популярными у холмогорских резчиков становятся сюжеты быта ненцев: чумы, оленьи упряжки, собаки, сцены охоты. В работах мастеров советского периода, помимо традиционных сюжетов, в окружении ажурного костяного кружева появились изображения символов новой жизни: трактора, самолёты, танки и поезда, московские высотки. Народные мастера во все времена в поиске сюжетов обращались к природе, истории, литературе и окружающей их реальности. Выбор сюжета мог зависеть от господствующего художественного стиля, практического назначения изделия и творческого воображения художника. Композиционно работы северорусских косторезов отличаются, по мнению Н.Д. Буторина, симметричностью, ритмичностью, ощущением движения, взаимодействием орнамента и сюжета.
Буторин Н.Д. Ваза «Океан». 1983. Бивень мамонта. Ажурная и рельефная резьба.
В каждом веке костарезного искусства были свои выдающиеся мастера. Осип Христофорович Дудин (1714 -1785), уроженец деревни Денисовка, был крупнейшим мастером XVIII века. Его изделиями пользовались члены императорской семьи. Резные кружки его работы с портретами русских князей и царей представлены в экспозициях Оружейной палаты и Эрмитажа. В творчестве О.Х. Дудина резьба по кости перестала быть просто ремеслом, а стала настоящим искусством.
Мастерская Дудина О.Х. Кубок с портретом императрицы Елизаветы, Санкт-Петербург,1759-1760. Бивень мамонта. Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Фёдоровны и императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург, 1776. Бивень мамонта.
Особую роль в культуре Русского Севера сыграла семья косторезов Шубных. Братья Шубные с детства занимались резьбой по кости, и если Яков остался на родине, то Федот, подобно своему знаменитому земляку, ушёл с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. При содействии М.В. Ломоносов поступил в Императорскую Академию художеств. Закончив её, Федот Иванович Шубин (1740–1805) продолжил обучение в Италии и Франции. Он был избран почётным членом Болонской академии художеств. По возвращении на родину Федот Шубин приобрёл всероссийскую известность как выдающийся скульптор, создавший галерею портретов наиболее видных представителей дворянства и знаменитых людей своего времени: Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, И. И. Шувалова.
Николай Степанович Верещагин (1770 - 1813) – знаменитый мастер-косторез, на творчество которого оказал влияние классицизм. Изделия Верещагина более торжественны и графичны, орнаменты более строгие. Н.С. Верещагин - один из первых, кто стал украшать свои произведения резной скульптурой, в том числе и миниатюрными копиями знаменитых памятников: Петра I работы Фальконе и М.В. Ломоносова работы Мартоса.
Мастерская Верещагина. Ваза «Времена года». 1790. Слоновая кость, дерево, шёлк.
Известными мастерами XIX века были соломбальские резчики Доронины, семьи Бобрецовых и Лопаткиных из Холмогорского уезда. В советский период традиции холмогорской художественной резьбы по кости сохраняли В.П.Гурьев, Г.Е.Петровский, М.И.Перепелкин, В.Т.Узиков, М.Д.Раков, М.А. Христофоров, П.П.Черникович, А.Е.Штанг, А.В.Леонтьева, А.С. Гурьев, Н.Д.Буторин, Г.Ф.Осипов и многие другие. Бобрецов М.Н. Икона «Распятие с предстоящими». Архангельская губерния. Вторая пол. XIX в. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага, рельефная, ажурная резьба, гравировка.
Лучшие образцы изделий из кости, выполненные холмогорскими мастерами начиная с 1960-х годов XX века, представлены в экспозиции ГМО «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске. 19 января 2018 года в селе Ломоносове в Холмогорском районе Архангельской области открылось новое здание художественного профессионального училища №27 имени Н.Д. Буторина, рассчитанное на 40 учащихся. Для демонстрации работ выпускников при училище создан музей. Открытие нового современного здания позволяет надеяться, что у старинного промысла художественной обработки кости есть будущее. Виртуозное мастерство северных косторезов и сегодня не кажется устаревшим. Холмогорским мастерам удалось не только сохранить народные традиции, но и привнести в старинный промысел новые идеи и приёмы. Преемственность традиций, творческий подход и любовь к своему делу - залог дальнейшего развития этого красивого северного промысла.
Автор: Е.Ю. Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения ВШСГНиМК, САФУ им. М.В.Ломоносова.
Литература: 1. Буторин Н.Д. Жизнь в любимом деле. – Архангельск, 2011. 2. Быстрова Е. Холмогорская резьба по кости // Народное творчество. 2007. № 3. С. 60-65. 3. Митлянская Т.Б. Холмогорская резная кость. – Архангельск, 1991. 4. Рехачев М. Холмогорская резьба по кости. – Архангельск, 1949.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|