Когда наши пламенные войны, бесчувственные комментарии в Facebook и грубые тексты каталогизируются в Интернете на неопределённый срок, можем ли мы всё ещё надеяться на прощение и забывание?
Я знаю, каково это – таить обиду. Я до сих пор помню по именам одноклассников, которые обижали меня в пятом классе, профессора, который кричал на меня во время семинара в аспирантуре, и клиента, который проигнорировал оплату счёта десять лет назад. Я могу точно сказать вам, кто, что, когда и где сказал и почему, и, самое главное, я могу предоставить вам список (неосуществлённых) планов мести, которые я придумала для каждого из своих обидчиков.
В зависимости от ваших философских взглядов, это может показаться талантом, умением или недугом. Всё, что я знаю – это то, что ни терапия, ни медитации, ни десятки книг по самосовершенствованию не смогли избавиться меня от этой конкретной привычки.
Тем не менее, я ввела одно личное правило, которое позволяет мне держать обиду под контролем: как только я забываю о деталях первоначального оскорбления, я строго-настрого запрещаю себе держать обиду. Возможно, я не очень хорошо умею прощать и забывать, но как только я забываю, я требую от себя прощения.
Однако, благодаря Интернету, я боюсь, что забывание больше не является духовным пропуском. Насколько готовым простить может быть любой из нас сегодня, когда Интернет регистрирует все наши онлайн-проступки навсегда?
Я говорю не только о пламенных войнах или бесчувственных комментариях в Facebook; я говорю о постоянно растущем количестве конфликтов и неудач, которые навсегда увековечиваются в Интернете. Вы знаете, что я имею в виду: сообщение «Я буду на месте через пять минут!», которое свидетельствует о вашей неспособности приходить на встречи вовремя. Видео на YouTube, на котором запечатлена драматичная истерика ребёнка или взрослого. Книгу, которая не смогла оправдать ваш вклад, прежде чем исчезнуть из печати и появиться в архивах Google. Как мы можем оставить прошлое в прошлом, если мы больше не можем рассчитывать на то, что оно пройдёт?
Так и хочется добавить Google в свой список обид и обвинить её в нашей уменьшающейся способности к прощению. Но покопайтесь немного глубже в отношениях между технологиями, памятью и прощением, и вы поймёте, что не так ясно, на самом ли деле дни прощения остались позади.
Интернет иногда забывает
С другой стороны, оказывается, что способность Интернета помнить всё несколько завышена. Как написала Венди Хуэй Кен Чун в своей статье «Вечное эфемерное, или Будущее – это память»: «Цифровые медиа есть не всегда. Мы страдаем от ежедневных разочарований цифровыми источниками, которые просто исчезают. Цифровые медиа являются дегенеративными, забывчивыми, стираемыми».
Действительно, цифровые медиа настолько подвержены исчезновению, что у нас есть Internet Archive’s Wayback Machine (IWM), веб-сайт, специально предназначенный для архивирования постоянно исчезающего Интернета.
То, что Чун называет Internet’s Wayback Machine (IWM), «предлагает нам “машину”, которая позволяет контролировать наше движение между прошлым и будущим, регенерируя Интернет в большом масштабе. Поскольку веб-страницы ссылаются на изображения, которые могут быть расположены где угодно, и поскольку ссылки всегда меняются, IWM сохраняет только скелет страницы, заполненный битыми – рендированными – ссылками и изображениями».
К несовершенству медиа-хранилища и пробелам в Wayback Machine, позвольте мне добавить ещё один источник забывания: возникновение законного «права быть забытым». В частности в Европейском Союзе развивающееся прецедентное право и политика привели нас к миру, в котором теоретическая способность технологий запоминать всё смягчается явной приверженностью силе забывания.
В статье «Право быть забытым» Мег Лета Амброуз и Джеф Ауслус отмечают, что это право возникло из прямой реакции на судебные дела, которые отражают вполне реальные способы того, как вечная онлайн-память влияет на нашу жизнь: «В эпоху, когда “Вы являетесь тем, что говорит Google”, от родителей ожидают того, что они будут искать проспективные имена, чтобы помочь своим детям получить лучшие результаты поиска. Лишь немногие родители надеются, что их дети могут “потеряться в виртуальной толпе”, даже в свете давления, которое приходит с принятым понятием, что “Жизнь, кажется, начинается не с рождения, а с онлайн-зачатия… и имя ребёнка – это ссылка на эту постоянную запись”. Короче говоря, результаты поиска по имени человека имеют значительные последствия. Цифровая история может повлиять на предлагаемые возможности, репутацию и воплощение самого себя».
«Эффект Google» делает нас более забывчивыми
И, конечно же, цифровая история может также повлиять на то, готовы ли люди простить вас за ваши проступки – особенно если эти люди включают хронических обиженных вроде меня. Но Google приносит нам и хорошие новости, потому что оказывается, что мир с Google – это мир, в котором люди не очень хорошо запоминают всё.
В статье «Как Google меняет ваш мозг» Даниэль М. Вегнер и Адриан Ф. Уорд называют это «Эффектом Google» и пишут: «Возможно, Интернет служит не только внешним источником памяти, но и определяющим фактором наших когнитивных способностей. Интернет может не только устранить необходимость в партнёре, с которым можно обмениваться информацией, но и подорвать импульс к тому, чтобы убеждаться, что некоторые важные, только что изученные факты останутся в нашей биологической памяти».
В то время как Эффект Google не стёр мои воспоминания об оскорблениях, нанесённых мне до появления Интернета, возможно, что наши умы будут реже записывать и лелеять обиды теперь, когда мы привыкаем перекладывать функции памяти на облако. Как отмечают Бетси Спарроу, Дженни Лиу и Даниель Уэгнер в статье «Как Эффект Google влияет на память: когнитивные последствия хранения информации под рукой»: «… мы сливаемся с нашими компьютерными инструментами, превращаясь во взаимосвязанные системы, которые запоминают меньше, зная, что нужную информацию можно получить в любой момент». Если на каком-то уровне мы доверяем Google в плане того, чтобы напоминать нам, почему мы обижаемся на кого-то, мы можем позволить себе освободить этот разум от наших собственных мыслей.
Разница между «простить» и «забыть»
Чтобы вы не думали, что Эффект Google является паспортом прощения, стоит поразмышлять над фундаментальной взаимосвязью между забыванием и прощением. Как пишет Оливер Халлиш в статье «Можно ли растворить парадокс прощения?»: «Прощение является одним из многих способов реагирования на проступки. Часто его определяют как “отказ на моральных основаниях от негативных эмоций, которые были вызваны обидой”, где термин “негативные эмоции” относится к широкому спектру эмоций, таких как раздражение, разочарование, обида, гнев, отвращение, презрение, негодование и ненависть... Поскольку прощение подразумевает “преодоление негативных эмоций”, оно, в отличие от забывания, является тем, что мы делаем, а не тем, что с нами происходит. Оно требует, чтобы прощающий отрёкся от обиды, и это делается не просто так».
К сожалению, не существует приложения прощения. Ни один сервис не может взять на себя тяжёлую работу по прощению, несмотря на то, что Google может научить нас забывать. Прощение – это тяжёлый труд. Человек должен работать над тем, чтобы сознательно отказаться от обиды и негативных эмоций, которые её сопровождают.
Искусство онлайн-изменений
Но, возможно, есть способ, при помощи которого технологии могут помочь нам справиться с большинством наших задач. Как пишут Карен Серуло и Джанет Руане в статье «Извинения богатых и знаменитых: культурные, когнитивные и социальные объяснения того, почему мы заботимся и почему мы прощаем», извинения оказывают огромное влияние на способность к прощению, по крайней мере, когда речь идёт о прегрешениях знаменитостей: «Извинения становятся способом примирения и восстановления важных социальных отношений, убеждения аудитории в том, что нужно прощать и забывать».
Но не все извинения одинаково эффективны: согласно Серуло и Руане, извинения, которые, скорее всего, приведут к прощению, являются «умерщвлением» извинений, при которых «обидчики однозначно признают стыд и вину и действительно просят прощения у общественности».
В мире, предшествующем Интернету, только политики и знаменитости должны были приносить такого рода публичные извинения за свои проступки. Но в то время, когда любой из нас может сделать бездумное замечание, которое навсегда впишется в историю Google, каждый должен учиться приносить извинения.
Мы можем делать это так, как пишут Серуло и Руане. Согласно их семантическому анализу публичных извинений, извинения, скорее всего, приведут к прощению, если они будут сосредоточены на жертве, а не обидчике, если в центре внимания будет оставаться её опыт.
В мире, где каждый оставляет вечные записи, нам всем нужно учиться искусству публичных извинений, которые сочетают выражение раскаяния, что позволяет фокусировать внимание на жертве. Мы можем и должны использовать эту формулу, когда совершаем ошибку в Интернете, например, отправляем враждебное электронное письмо или публикуем что-то бесчувственное в Facebook или Twitter. Но мы можем и должны держать его про запас для неизбежных и многочисленных ситуаций, в которых мы делаем больно или оскорбляем людей оффлайн, когда Google может предотвратить забывание.
Будущее прощения
Возможность того, что Интернет может фактически поддерживать взаимосвязанные процессы извинений, прощения и забывания, является полезным ответом на постоянное беспокойство о перманентности наших цифровых следов. Правда, мы больше не можем рассчитывать на то, что наши прошлые проступки исчезнут из поля зрения, будь то онлайн или оффлайн. Но именно эта непредсказуемость создает как необходимость, так и возможность истинного прощения, заставляя нас культивировать не только умение извиняться, но и умение отпускать.
И если вы не совсем готовы использовать потенциал Интернета для развития этих самых человеческих навыков, всё в порядке. Я прощаю вас.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|