Слово "батик", родом из Индонезии, означает расписанную от руки ткань: "ба" - хлопчатобумажная ткань, а "tik" - точка или капля. Зарождался он одновременно в Китае, Индии, Яве, поэтому точного местоположения не скажут даже историки. Батик — это конкретная технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску, на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Под батиком также подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, и жгутовую, и многоцветную высокохудожественную роспись по шелку. И все это батик — древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие.
Технологии индийского батика.
Обычно окраска ткани осуществлялась двумя способами — с помощью печати штампами - каламкари (их вытачивали из дерева) или роспись вручную кистями, что считалось более трудоемким и длительным процессом. Зато такой батик был более близок к искусству, нежели к ремеслу.
Еще одной ручной техникой считается метод узелковой окраски ткани - бандхана. Узор на материи похож на мелкие неровные пятнышки. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Другая древняя технология - лахерия - распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Она похожа на бандхану, но здесь иной метод резервирования.
Технология, соответствующая батику, каламкари - сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Спрос на такие вещи особенно возрос в XVII веке, в связи с колонизацией Индии англичанами. Подробнее о каламкари здесь: https://vk.com/wall-81527592_45132
Распространение метода набивки, или набойки явилось важным усовершенствованием . Индийские ситцы (голландское chintz от хинди 'чхинт') пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набивки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае. Иcточник: http://batikon.ru/2
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.