Группа ТРИВА — это фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком металлургическом комбинате (КМК). Впрочем, хроники работы завода среди их снимков — в абсолютном меньшинстве.
Однажды их выгнали с основного места работы за очернение социалистического образа жизни, им пришлось уничтожить часть архивов, и они стали свободно заниматься фотографией.
«Мы брали в руки фотоаппарат и в свободном режиме шли по улице, называя это "свободной охотой” и не имея никакой конечной цели. Только в этом режиме я приходил с полной пленкой материала», — рассказывает Владимир Соколаев — один из участников группы.
«Cнег на коксовой батарее», Коксохим КМК, 27 ноября 1979 года.
«Праздник Масленицы у шахтеров», Новокузнецк, 1984 год.
«Заливка льда на стадионе "Металлург”», Новокузнецк, 11 февраля 1984 года.
Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.
Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.
«Торжественная регистрация новорожденного», ЗАГС Центрального района, 1 октября 1983 года.
«Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике», школа №62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года.
Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») разыграны перед камерой.
«В СССР 90% газетной фотографии снимались как кино, начиная с подбора реквизита, — комментирует куратор Евгений Иванов. — Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях».
Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70–80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». Отвечая на вопросы новосибирской публики, приехавший на открытие участник ТРИВА Владимир Соколаев рассказал, что «Зенитом» и другими советскими камерами многое из показанного снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.
«Электрослесарь на коксовой батарее», КМК, Новокузнецк, 1980 год.
Это фото — слегка абсурдистское и сюрреалистичное — выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, — и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.
«Опала куриной тушки».
Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.
«Поход джентльменов в гости», Новокузнецк, 1980 год.
ТРИВА не гнались за яркими внешними эффектами. Многие фотографы хорошо понимают, как сразу впечатлить зрителя, и превращают фотографию в цирк — кто выше залезет. У ТРИВА же простые истории простым языком. Но эта простота, как у Чехова, — внешняя простота, за которой скрывается глубина и чистота и емкость языка, которой нужно учиться годами.
«Счастье, проходящее мимо», Новокузнецк, 1 мая 1983 года.
Эти фотографии — шедевры, потому что они не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия. Вот, например, «Счастье, проходящее мимо» — рядовая ситуация на демонстрации оборачивается целой притчей. И чисто технически эта притча передана ясно и четко, тут нет ничего лишнего, все работает на одну идею.
«Коридор роддома. Кефир после родов», 1-й клинический роддом, Новокузнецк, Сибирь, 29 июня 1981 года.
«Книжный магазин. Отдел букинистической литературы», улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года.
Кроме художественной значимости, датированные с точностью до дня, фото ТРИВА ценны и как исторический документ: «Для нас уличная фотография — это единственный способ свободно снимать. Мы фактически фиксировали историю своего города. Другого способа не было. Нас никуда не пускали, никуда не приглашали. Наша мотивация была — съемка нашей истории, что происходит, чем дышит город», — говорит В. Соколаев.
«Венок для собаки». Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами.
На фотографиях «Манифеста ТРИВА» действительно много того, что захлестывает социальные сети волной ностальгии под лозунгами «у нас было настоящее счастливое детство без айфонов, но с глубокими лужами, песочницами и совочками».
«Игры в «резинку», двор на улице в Тольятти, 9 мая 1985 года.
Фотографии позволяют нырнуть в эту лужу (или песочницу) детства с головой: если вы застали те времена хоть в полумладенчестве, пара сотен фотографий удивительным образом активизируют какие-то вроде бы запечатанные и убранные в архив пласты памяти.
«Один в ванной». Пока надевают сухие штаны на одного ребенка, другой дожидается своей очереди в ванной. Дом ребенка №2, Новокузнецк, 29 мая 1981 года.
С другой стороны, многое на этих фотографиях способно слегка отрезвить ностальгирующих. Кто-то заметил, что такие снимки могли бы служить обвинительными документами на гипотетическом процессе против государства под названием СССР.
«Перекур на газовом баллоне», такая русская забава.
Но в целом фотографии группы не воспринимаются как «чернуха» — скорее вдохновляют и вызывают нежность к людям.
А главное — работают как машина времени: зритель словно гуляет по сибирскому городу тридцатилетней давности — иногда он подглядывает бытовую сценку незамеченным, иногда сталкивается с обитателями прошлого лоб в лоб, и те смотрят на путешественника во времени подозрительно и с любопытством.
«Люди в очереди», Новокузнецк, 1982 год.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Это очень и очень жизненные фотографии нашей прошлой,но теперь,как выясняется,дорогой для нас жизни.В них открытая,расхристанная душа наших советских людей из нашей с вами жизни.Да,мы жили не так роскошно,как сейчас.Мноиге не имели того,что есть сейчас. Но мы жили всё же более счастливо.потому что у нас была уверенность в завтрашнем дне.Больше верили государству,а именно тем,от кого зачастую зависила наша жизнь - чиновникам,потому что те же чинуши боялись за свои кресла.
Не верю. И потом фото за 1984ый не очень похоже.. Да и за масленицу в 1984м! Уже был Горбачев - никто бы не выгнал. Не разбираюсь про снег на коксовой батарее - эти типа разморозили? Там тоже не остужают печи? Обычные фото, таких в то время было полно. Одни Аргументы - полная чернуха, и ничего.
Да не-е-е-т,очереди такого типа были и люди в них были не очень счастливые.Надо было стоятьб долго, чтобы купить что-то хорошее.Помню это.А началось такое безобразие во время той самой горбачёвской перестройки,когда этот Иуда начал саботажничать!!! А фотки всё же показывали настоящее,без прикрас. Где-то это выглядело красиво,ухоженно,а где-то вот так - грязно,уныло.Я помню такие места.Они обычно были в шахтёрских городах.В столице такое встретить было сложно.А глубинка была богата на такие "перлы".
Мдя, откуда же у нас дома взялась куча фотографий из того самого советского времени? Ведь на ней нет ничего подобного - веселые, красивые, молодые, нарядные. Пусть жили небогато, но с такими ужасными лицами по улицам не ходили. В саду на грядках уставали, но радовались урожаю. на природу выезжали, но далеко не каждый ради пьянки в хлам. В детских садиках играли, веселились и отнюдь не походили на оборвышей, хотя сейчас ничего кроме улыбки не вызовут эти фото со штанами с начесом. Новорожденных регистрировали, но не с лицами, как в чумном бараке - может, тут конкретно что-то произошло трагическое? Роддомы были ужасными, но мамы счастливыми и дети большей частью здоровыми. И, кстати, действительно наша страна была читающей, и читали отнюдь не алкаши - школьные, заводские, районные библиотеки всегда были полны посетителей. Так отчего же авторы фото выбрали какого-то алкаша над книгой? Да, куры были тощими, но бульон наваристым, янтарным - та кура больных на ноги ставила. А вот с с выкидом мусора тогда было в сто раз хуже, но его и на улицах валялось в разы меньше. я бы тоже таких "жизненных" фотокорреспондентов отправила бы искать счастья в средние века. А я вот храню фотку, где мама с папой молодые после окончания института в Алимбетовке на лавочке под окошком саманного домика, куда их послали по распределению - оба в валенках, в смешных пальто, и сами такие веселые. Ни вывоза мусора тебе, ни водопровода, ни ванной, ни центрального отопления, а почему-то вся страна была на таком подъеме, работа была праздником.
вспомнилось еще вот что по поводу таких вот кадров "без прикрас" - как они делаются и как из них потом раздувают сенсации. Еще во время чеченской войны накануне 1 сентября в одну семью нашего города пришла похоронка. На другой день мальчик из этой семьи должен был идти на первую в своей жизни школьную линейку - в первый класс. надо думать, ребенок пришел заплаканным - школьный праздник, которого он ждал, для него был уже не праздник. И тут на это событие прилетела съемочная группа местного ТВ и взяли ребенка в оборот - лезли с микрофоном чуть ли не ему в рот, все допытывались что он чувствует в такой день из-за смерти папы. Мальчик плачет, мама его отмахивается тоже со слезами от мастеров реалити-шоу, народ уже начал возмущаться. Но боевитой барышне-репортеру все было нипочем, долбит свое: ну скажи, что ты чувствуешь, вот что ты чувствуешь? Жалко папу, да? Ей прямо в кадре говорят: отвалите от ребенка. А она теребит его и подсовывает микрофон: ну скажи, что ты чувствуешь? Что она хотела сказать подобным омерзительным репортажем? что война это такая дрянь? А получилось, что просто упивалась своим выступлением. Мне это напомнила та фотка с регистрацией младенца. Это фото уже не раз выкладывали в разных антисоветских статьях: вот-де, смотрите, какие советские женщины несчастные. Только это не жена, а , скорее мать того молодого парня - ей далеко за сорок. Наверно, роженица больна или хуже того, скончалась. Да, роженицы, случается, умирают. И в той же Америке еще как умирают. И вот именно это фото должно представлять нашу страну как страну, где семья, рождение ребенка, детство выглядят, как пребывание в Освенциме?
Особенно впечатлила "Торжественная регистрация новорождённого"... "Счастливые" родители так и "лучатся счастьем"... Отца же мне вообще, искренне жаль с такой "красавицей" женой.. Наверняка спился мужик.. Эти фото--самая настоящая чернуха.. Лица людей тусклы, в глазах безнадёга и уныние.. правильно что разогнали таких "фотохудожников"...