Иоанн Богослов занимает особое место в ряду апостолов. Он единственный не отрекся от Христа, когда Того схватили, последовав за Ним на Голгофу. Ему Христос поручил заботу о Своей Матери. Он отразил в событийной канве своего Евангелия духовное содержание жизни Учителя. Ему было явлено будущее для "Апокалипсиса". Сегодня — день его памяти.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Нет, наверное, никого, кто не знал бы первой фразы из процитированного отрывка, даже не понимая, о каком таинственном Слове идет речь, не зная, кто автор этих строк. Начало Евангелия от Иоанна звучит как музыка, как загадка, как совершенные стихи. Оно сразу настраивает на особый лад, мы ждем, что с нами будут говорить о Тайне и пропустят в мир Тайны, которая обернется радостью и светом богопознания, прикосновения к Личности Спасителя мира. Евангелие, о котором идет речь, отличается от трех других — от Марка, Луки и Матфея. Оно не зря называется "духовным". Нет, это не значит, что три Евангелия, называемые "синоптическими", хуже. Они просто другие.
"Уже и Марк, и Лука дали людям свои Евангелия, а Иоанн, говорят, все время проповедовал устно и только под конец взялся за писание вот по какой причине. Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он, говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди. И это верно. […] Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя". (Евсевий Кесарийский, Церковная история, Книга 3).
Но Евангелие от Иоанна не только добавило в сотканную апостолами картину жизнеописания Христа недостающие детали. Там, где другие евангелисты ограничиваются кратким описанием событий, Иоанн отображает их духовную наполненность, подробно пересказывая беседы и наставления Божественного Учителя. У трех евангелистов описание Тайной Вечери умещается в одну главу, Иоанн же отводит ей несколько, наиболее полно раскрывая суть последней проповеди Господа перед Гефсиманией. Именно здесь впервые звучит: "Да любите друг друга…"
Апостол Иоанн Богослов — такой же простой рыбак, как и другие первые ученики Христа. Между тем, его драгоценное духовное наследие поражает не только глубиной, но и силой, красотой изложения. Какие богословские университеты должен был окончить человек, создавший гимн Логосу, Богу-Слову, и текст Откровения? Кажется, ответ прост — не нужно было никаких университетов, ведь Иоанн был рядом с самим живым воплотившимся Богом. Но ведь точно так же рядом с Ним был и Иуда. Вот только отличие между двумя апостолами в том, что Иоанн впитывал в сердце слова Христа, как губка живую воду, жил лишь Христом и Его учением. И эта наполненная подвигами и проповедническими трудами жизнь была очень долгой.
В начале земного пути апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы видим пылкого юношу, ревностного, жаждущего всеми силами служить открывшейся ему Истине. Сам Христос называет Иоанна и его старшего брата Иакова — Боанергес, сыновья грома. В порывистости этих братьев, сыновей рыбаря Зеведея, еще много земного, ветхозаветного. О чем сам Господь сказал: "не знаете, какого вы духа", — когда братья предложили низвести огонь с Небес на самарянское селение, не принявшее Христа. Они же просили Иисуса дать им сесть в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Него, пока еще не понимая самой сути этого Царства, не зная пути, которым входят в него. Но в ответ на это Спаситель пророчествовал о грядущей апостолам чаше страданий.
Сыновья Зеведеевы дружили с апостолом Петром, и сочетание их имен — Петр, Иаков и Иоанн — в Евангелии встречается неоднократно. Они присутствовали при важнейших событиях — Преображении Господнем, Его молитве в Гефсиманском саду, они же были свидетелями чудесного воскрешения дочери Иаира. И все же апостол Иоанн выделяется особо даже из ближайших последователей Христа. Священномученик Дионисий Ареопагит называл его "сияющим среди апостолов, как солнце на небе".
Иоанн — ученик, которого любил Иисус, как евангелист сам себя неоднократно именует, при этом из скромности не называя свое имя. В глазах окружающих Иаков и Иоанн были племянниками Христа, их мать Саломия приходилась дочерью святому Иосифу Обручнику от первого брака. Видимо, юного апостола связывали с Христом теплые родственные чувства, во всяком случае один эпизод из описания Иоанном Тайной Вечери подтверждает это. "…Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту" (Ин 13: 21-26).
Иоанн возлежал у груди Спасителя; именно отсюда в русский язык пришло слово "наперсник", ведь грудь по-славянски — "перси". Именно он спрашивает у Христа то, что хотели, но почему-то не спросили другие апостолы. Постеснялись? Или каждый страшился, что ведающий самую глубину сердец Учитель укажет именно на него? Но Иоанну, похоже, были чужды всяческие страхи и сомнения. Он отдал Христу и Его учению всю свою душу и всю пылкость веры, его жизненный путь еще только начинался и юноша не был связан никакими житейскими узами. В отличие от других апостолов, Иоанн был девственником и навсегда сохранил целомудрие — именно как целостность своей личности, независимость ее ни от кого и ни от чего другого. Девственная душа в своей чистоте и целеустремленности может достичь не постижимой другими высоты богопознания. И святой апостол и евангелист Иоанн, автор самой таинственной библейской книги — "Апокалипсис" — ярчайший тому пример.
Устремленность к единой цели, свобода от земных попечений, молодая пылкость придали Иоанну бесстрашие во время самых трагичных евангельских событий. Когда по приказанию первосвященников Спаситель был схвачен, Иоанн без страха последовал за Ним до двора первосвященника, в то время как другие ученики, кроме Петра, в страхе разбежались. Но и Петр дрогнул и отрекся. Иоанн остался один из всех, только он поборол в себе "страх иудейский" и присутствовал на Голгофе при крестных Страданиях Спасителя. Здесь он удостаивается великой чести. Господь, не желая оставлять Свою Пречистую Мать одну в этой земной жизни, с Креста завещает любимому ученику взять Ее к себе и заботиться о Ней, говоря: "се, Матерь твоя!" Словами, обращенными к Богородице: "Жено! се сын Твой", Господь усыновляет апостола Иоанна Деве Марии (Ин 19: 26-27).
В день Воскресения Христова святая Мария Магдалина, не обнаружив в гробе тела Учителя, в смятении поспешила к апостолам. Иоанн сразу же побежал вместе с апостолом Петром ко гробу, увидел там лежащие пелены и плат, свитый отдельно, и, как он сам свидетельствует, уверовал в Воскресение Господа. Никаких колебаний. Никаких сомнений — только горячая вера и радость, живая, чистейшая радость души, обретшей Воскресшего Бога.
В день Пятидесятницы на Иоанна, как и на других апостолов, снизошел Дух Святой. Но проповедовать Христово учение в иные земли он отправился только после кончины Пресвятой Богородицы, Которую, выполняя волю Спасителя, взял к себе и заботился о Ней, как о матери. Местом евангельской проповеди апостола Иоанна стал Ефес и другие малоазийские города.
И снова — единственному из апостолов, Иоанну не суждено принять смерть от руки палача во время гонений на христиан, он умрет своей смертью, тихой и мирной, причем в весьма преклонном возрасте. И не потому, что он как-то постарался избежать преследования. Нет, Иоанн также был схвачен и приговорен к смертной казни при императоре Домициане. Но Господь чудесным образом сохранил ему жизнь.
На острове Патмос, куда Иоанн был затем отправлен в ссылку, в строгом посте, погруженный в молитву и богосозерцание, он становится тайнозрителем судеб Божиих. Так явилась миру непостижимая до конца книга Библии — "Апокалипсис", книга Откровения, образно возвещающая о приходе антихриста, кончине мира, втором пришествии Господа Иисуса Христа, раскрывающая судьбу Вселенской Православной Церкви.
По смерти Доминициана единственный из оставшихся в живых Господень апостол после многих лет ссылки возвратился в Ефес. Здесь он познакомился с тремя текстами Евангелия — от Матфея, Марка и Луки, одобрил их, однако счел необходимым дополнить и полнее раскрыть духовную суть Евангелия, так как в это время уже распространились секты, иные из которых даже отрицали Божественную природу Спасителя. Евангелие от Иоанна, написанное святым старцем в возрасте 95-ти лет, начинается богомыслием, рассуждением о таинственной, непостижимой человеческому уму сущности Божества, о таинстве Боговоплощения, о творении мира.
Иоанна Богослова называют Апостолом любви. В последние годы жизни он постоянно повторял своим ученикам: "Дети, любите друг друга. Это самая необходимая заповедь, если ее исполните, то весь Христов закон исполните". Именно Иоанн дал в своем первом апостольском послании изумительное по лаконичности, внутренней мощи и красоте определение Бога Нового Завета. Бог есть любовь. В этих трех словах — вся суть христианства, все его отличие от других религий, все богословие мира, сжатое до одной ярчайшей точки. "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас". Эта же мысль — главная тема трех посланий Иоанна, вошедших в состав Нового Завета. "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1Ин 4: 20-21). "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1Ин 4:18).
И именно Евангелие от Иоанна передает нам слова Христа: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13: 34-35).
Иоанну Богослову было 105 лет, когда он скончался. В предчувствии кончины апостол велел ученикам приготовить для него крестообразную могилу и сам лег в нее, приказал засыпать себя землей. На следующий день ученики, не присутствовавшие при этом, раскопали могилу, но она неожиданно оказалась пустой. Каждый год 8 (21) мая из могилы апостола Иоанна выступал тонкий прах, от которого проистекали исцеления, поэтому память его празднуется, кроме 26 сентября (9 октября), и в этот день.
Апостол, который на иконах изображается с орлом — символом высокого парения его богословской мысли, своим богодухновенным словом и наши души освобождает, пусть даже ненадолго, от земной тяжести и помогает приподняться вверх — к Свету, к Истине, к Богу.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
Не только словом пользовался ап.Иоанн, но также числом. В Новом Духовном Учении из России (после скоротечной Мировой Войны III оно заменит все ныне существующие религиозные секты) объяснены все числа из Апокалипсиса. Введение в НДУ (2стр): http://esocenter.ru/_fr/13/7277319.pdf , в конце которого дана ссылка на само НДУ (13стр).
Иоанн заботился о матери Иисуса и в последствии его учение стало называться Богословием,потом его учение приняли Русские и потому Богородица стала Защитницей Земли Русской)Любимый ученик Христа ,единственный кто умер своей смертью и кому явился сам Христос на острове Патмос ,после чего Иоанн и написал книгу под названием"Откровение Иоанна Богослова"последняя книга библии,Ну если кто незнал
Как хорошо изложил автор (чувствуется, что православный) историю апостола Иоанна. Вот только, говоря о книге "Откровение" (Апокалипсис по-гречески), скромно забыл упомянуть, что эта книга НИКОГДА не читается или цитируется в православных храмах. Почему? Кто внимательно прочитает, тот поймёт, что она противоречит многим православным доктринам, привнесённым в христианство в послеапостольские времена. И, в частности, учению о бессмертной душе, а значит и о рае и об аде, куда, якобы, всех сортируют сразу после смерти.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]