Жестокость. Хорошим примером являются проведенные в 60-е годы в Йельском университете (США) «эксперименты Мильграма». Испытуемым предлагалось выполнять роль преподавателя, наказывающего ученика с целью добиться лучшего усвоения материала. Ученик находился в соседней комнате и отвечал на вопросы по телефону. При ошибке учитель наказывал его электрическим разрядом, увеличивая напряжение на 15 вольт при каждой последующей ошибке (перед учителем было 30 выключателей — от 15 до 450 в). Разумеется, «ученик» не получал никакого разряда и лишь имитировал стоны и крики. Цель эксперимента заключалась не в исследовании влияния наказания на запоминание, как говорилось испытуемым, — изучалось поведение «учителя», подчиняющегося столь бесчеловечным указаниям руководителя эксперимента. Сам учитель перед этим получал разряд в 60 в., чтобы знать, насколько это неприятно. При разряде уже в 75 в. учитель слышал стоны учеников, при 150 в. — крики и просьбы прекратить наказания, при 300 в. — отказ от продолжения эксперимента. При 330 в. крики становились нечленораздельными. При этом руководитель не угрожал сомневающимся «учителям», а лишь говорил безразличным тоном, что следует продолжать эксперимент. Результаты оказались поразительными. В действительности почти 80% испытуемых дошли до половины и более 60% нажали последнюю кнопку, приложив разряд в 450 в. То есть, вопреки всем прогнозам, огромное большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом «ученого» и наказывали ученика электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами. Большинство было готово замучить человека чуть не до смерти, буквально слепо подчиняясь совершенно эфемерной, фиктивной власти руководителя экспериментов. При этом каждый прекрасно понимал, что он делает. Включая рубильник, люди приходили в такое возбуждение, какого, по словам Мильграма, никогда не приходилось видеть в социально-психологических экспериментах. Дело доходило до конвульсий. После опытов все испытуемые в сильном эмоциональном возбуждении пытались объяснить, что они не садисты и что их истерический хохот не означал, будто им нравится пытать человека. Чиновники США проводят ежедневно в Интернете 20% своего рабочего времени: играют в игры, болтают с приятелями, делают покупки, просматривают порносайты. В Америке стала общепринятой особенно зверская форма оправдания социального порядка — социал-дарвинизм — под лозунгом Г. Спенсера «выживание наиболее способных». Закон эволюции был интерпретирован в том смысле, что победа более сильного является необходимым условием прогресса» (сам Дарвин, кстати, не был «социал-дарвинистом»). Выживание наиболее способных является для американцев моральным оправданием любых злодеяний, которые для них теперь не продукт больного общества, а закон природы. Можно сказать, что американцы подогнали природу под себя и поставили самих себя, как обычно, в центр мироздания. Каждый шестой клирик в США – гомосексуалист. По данным опроса, проведённого газетой "The Los Angelеs Times" среди священнослужителей Католической церкви США, 15% клириков считают себя либо гомосексуалистами, либо более склонны к гомосексуальным, чем к гетеросексуальным отношениям. Среди католических священников моложе 20-ти лет более 23% считают себя гомосексуалистами. Таким образом, число педерастов среди католических священнослужителей почти в четыре раза превышает средний уровень по США. Американцы - подопытные кролики правительства. В течение двух послевоенных десятилетий число экспериментов с использованием людей в США резко возросло. Так, Национальный институт здоровья США, созданный в 1930 году, в 1946 году получил 700 тыс. долларов из государственного бюджета, в 1955 году - уже 36 млн. долларов и в 1970-м - 1,5 млрд. долларов. Известно, что на эти деньги было выдано 11 тыс. грантов, около одной трети в том числе лабораториям, проводящим опыты с использованием людей. Клинический центр института якобы гарантировал добровольцам получение полной информации об этих опытах. Сейчас выясняется, что всё было совсем не так. В то время американские лаборатории использовали для своих опытов заключённых, которые не знали, что они принимают участие в экспериментах. Например, в тюрьме штата Орегон врачи изучали сперму заключённых, воздействуя на них так называемым Х-лучом. В некоторых случаях врачи специально не вводили пенициллин больным, чтобы изучать альтернативные модели лечения. Известен случай, когда врачи пересадили раковые клетки 22 пациентам дома престарелых в Бруклине, чтобы изучать этиологию рака. К 1953 году ЦРУ ВМС США и американские химические войска, словно копируя нацистские методы, начали проводить эксперименты по наркогипнозу. Их "пациентами" стали заключенные тюрем, психические больные, незаконные иммигранты, представители этнических и сексуальных меньшинств. Лишь в середине 70-х годов общественность узнала о тридцатилетней истории этих страшных экспериментов которые проводились военными и разведывательными ведомствами США. Своей вечной погоней за деньгами американцы сами загоняют себя в тупик. Как показали исследования Университета Южной Калифорнии, богатство не делает счастливыми даже американцев. Ученые в течение почти тридцати лет - с 1972 по 2000 год - наблюдал за полуторами тысяч мужчин и женщин, многие из которых год от года уверенно повышали свое благосостояние. Ежегодно всех их просили ответить на один и тот же вопрос: могут ли они назвать себя очень счастливыми, просто счастливыми или несчастными. Результаты показывают, что никакой прямой зависимости между количеством заработанных денег и чувством счастья не наблюдается. Вот и получается, что после гонки за деньгами длиною в жизнь американцы обнаруживают, что счастливее не стали. Примерно три четверти американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом. 79% жителей США уверены в полезности распространения американских идей и моральных ценностей во всём мире. Надо подчеркнуть, что это именно национализм, а не патриотизм. Патриотизм проистекает от любви к национальному прошлому, что в случае с американцами не наблюдается. Именно национализм характеризуется тем, что своему народу, своей стране приписывают мессианские свойства. С самого начала Соединённые Штаты находились под влиянием многочисленных сект, бегущих из Европы. По-сути сектанты стали "отцами-основателями" американского народа. Так верования религиозных фанатиков превратились в доктрину народа, которым они поначалу управляли. У Соединенных Штатов нет национальной идеи. Но ведь без такой идеи общество не может нормально функционировать, поэтому пустующую нишу надо было чем-то заполнить. Это заполнение должно было быть таким, чтобы помочь американцам обрести единое для всех понятие родины, и в то же время не противоречить их индивидуалистическому антропоцентризму. Решение нашлось само собой. Поскольку при сделанном американским обществом выборе "родина есть то место, где мне хорошо", искру патриотизма из его сердца могла высечь только такая идея: "Как хорошо у нас в Америке, где никакое внешнее давление не ограничивает индивидуальной свободы и каждый может добиться всего своими собственными силами". В общем, раз уж мы бесповоротно встали на путь самости, то пускай единодушное исповедование самости будет средством ее преодоления в тех пределах, которые необходимы для выхода на уровень коллективного существования. А это равносильно такому принципу: мы должны образовать единую семью, поскольку нас роднит присущий каждому из нас эгоизм. Изготовленное по такому рецепту национальное кредо оказалось столь поверхностным и расплывчатым, что возникшая вокруг него идеология не могла не стать такой же легковесной и эклектической. Чувствуя, что в нем кроется внутреннее противоречие, американцы выработали в себе устойчивую аллергию ко всякому докапыванию до корней, к любому серьезному философствованию, так что о его метафизическом обосновании нет и речи. Убеждение, что Соединенные Штаты – страна с идеальным жизнеустройством и самым привлекательным на свете типом культуры, внушается населению в основном на уровне обыденного сознания и условных рефлексов, а уж если какое-то умственное построение, созвучное национальному кредо, имеет наукообразный вид, оно сразу обретает огромную популярность и распространяется по стране подобно эпидемии. Разумеется, вскоре выясняется, что теория была ошибочной и нанесла нации ущерб. В полной незащищенности от интеллектуальных подделок состоит большая беда Америки. Приведем один пример. Еще недавно в США издавались большими тиражами сочинения доктора Спока, который учил, что ребенку прямо с пеленок нужно предоставлять полную самостоятельность: пусть делает что хочет, нельзя насиловать его натуру. Конечно, это был типичный приспособленец, безошибочно вычисливший, что может понравиться американской публике. Как врач, он, вероятно, понимал, к каким уродствам приведет подобное "воспитание", сводящееся к отмене всякого воспитания, но желание приобрести славу и деньги перевесило, и он начал пропагандировать тезис о нормативности "естественного поведения" детей. А "научное обоснование" заключалось в ссылках на то, что в некоторых африканских племенах детям разрешается заходить в любое бунгало и съедать все припасы, которые они там обнаружат. Спок попал в самую точку: его сограждане пришли в восторг и перестали заниматься своими малышами, употребляя освободившееся время на свои собственные дела. И что же из этого вышло? Поколение, злоупотребляющее наркотиками и алкоголем, массовое распространение ранних беременностей, эпидемия самоубийств и изнасилований. Это постепенно стали осознавать его сограждане, и спрос на его опусы упал. Поощрение "самости" у детей под напором фактов признано неудачной затеей. Поощрение "самости" у взрослых остается краеугольным камнем американского мировоззрения и дает те же плоды. В Америке можно встретить самых разных людей, в том числе и очень ярких, самоотверженных, умеющих горячо и преданно любить и совершенно бескорыстных. Но это будут лишь частные детали, за которыми все время просвечивает общий фон, характеризуемый формулой: "обмирщенность, ограниченность, самодовольство". После того, как проходит возбуждение от знакомства с огромной и богатой страной и ее природными красотами, после того, как присмотришься к жизни американцев, которые в своем большинстве хорошие и добрые люди, их становится жалко. Начатый ими в семнадцатом веке эксперимент провалился! Устроить на принципе индивидуалистического антропоцентризма достойное венца мироздания бытие не удалось. Насаждаемый американцами идеал красоты неестественнен и вреден для здоровья. Не секрет, что женщины, имевшие в детстве "барби", чаще других подвержены психозам, комплексу неполноценности, депрессиям (может, как раз поэтому в Америке 80% женщин ежедневно принимает антидепрессанты). Чтение журналов мод с фотографиями худых манекенщиц может негативно отразиться на здоровье девушек: глядя на фотографии истощенных диетами моделей, девочки начинают переживать по поводу несовершенства своей фигуры; к преклонению перед журнальными красавицами зачастую примешиваются досада, неудовлетворенность, недовольство собой. В 1999 году специалисты опросили 550 американских девочек и девушек в возрасте от 10 до 18 лет. Как признали две трети из них, представление о том, что такое идеальная женская фигура, они составляют на основе журнальных иллюстраций. И около половины, насмотревшись подобных фотографий, начинают испытывать желание во что бы то ни стало похудеть. Между тем, подчеркивают специалисты, лишь 29% опрошенных действительно нуждались в этом, страдая от избыточного веса. Девочки, постоянно читающие журналы мод, в три раза чаще других подвергают себя всевозможным диетам и физическим нагрузкам с целью сбросить вес. Около 4 млн американцев больны хламидиозом, в основном женщины моложе 20 лет. Хламидиоз - это самое распространенное в США заболевание, передающееся половым путем. Как полагают американские врачи, заболеваемость хламидиозом приобрела уже характер эпидемии. Коварство хламидиоза проявляется в том, что в 9 из 10 случаев он протекает без всяких симптомов. Если его не лечить, то хламидиоз может стать причиной воспаления половых органов и внематочной беременности. Бактерии хламидии могут передаваться от матери к ребенку, вызывая у младенцев воспаление легких и глазные инфекции. Особенно высокий процент заболеваемости хламидиозом - бактериальной инфекцией, являющейся в США основной причиной бесплодия у женщин, отмечен среди 14-летних девочек. В некоторых районах Америки, напр. в Балтиморе, хламидозом больны уже треть девочек-подростков 12 - 19 лет. Феминизм. Разгулом феминизма американцы во многом обязаны своей же соотечественнице Белле Абцуг, помешавшейся на идее равноправия женщин. За атакующую манеру ее прозвали "ураган Белла", "неистовая Белла". Будучи конгрессменом, она и ее сподвижницы попытались пробить поправки о гендерном равноправии к Конституции США. Однако поправки настолько подрывали фундаментальные положения нравственности и американской конституции, что у них ничего не получилось. Тогда они решили пойти другим путем и надавить на Президента и Конгресс США через международные организации. Для этой цели лучше всего подходила ООН. Ведь там уже во всю хозяйничала шведская феминистка Альва Мюрдаль, заместитель Генерального секретаря этой организации по социальным вопросам. В обязанности А. Мюрдаль входило курирование женских вопросов, прав человека. Это было как раз то, что надо, дабы превратить аппарат ООН в оружие распространения феминистских идей. Для изменения человеческого общества они пробили через ООН Конвенцию по правам ребенка и Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации женщин. Внешняя благозвучность этих документов весьма обманчива. Стоит только критически вдуматься в заложенные там идеи, как поневоле вспомнишь парадоксальную мудрость: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Возьмем хотя бы такую догму феминизма, как неполноценность женщины, занятой домашним трудом, семьей и воспитанием детей. Но ведь еще Уинстон Черчиль утверждал, что нет лучших вливаний в экономику, чем вливание молока матери в уста младенца. Или: "легче управлять нацией, чем воспитывать четырех детей". А уж он-то знал, о чем говорил! Истинность этих утверждений подтвердил и профессор Чикагского университета, экономист Гэри Беккер. Своими исследованиями он доказал, что мать, воспитывающая дома детей, вносит в экономику страны вклад более ценный, чем муж, работающий на производстве. Оценив всю важность и значимость этих исследований, мировое научное сообщество в 1992 году присудило ему свою самую престижную награду - Нобелевскую премию по экономике. И что важней всего, сами женщины главным приоритетом своей жизни называют семью и детей. По данным опроса американской компании Avon так считают без малого 70% представительниц слабого пола. Тем не менее, феминистки продолжают настаивать на своем. Правда, сейчас они свои установки, отвергаемые большинством нормальных женщин, пытаются протащить под вывеской "гендерного равенства". И поддавшимся этой пропаганде нашим современницам приходится либо вовсе отказываться от семьи, либо разрываться между семьей и работой, всячески ограничивая себя и по числу, и по срокам появления детей. В результате самой распространенной стала однодетная семья, и множится число бездетных. Более того, в Америке отказ от детей доведен до логического конца и оформился в целое движение "Childfree", то есть "свободные от детей". Тем самым подчеркивается, что приверженцы этого движения бездетны не в силу внешних, вынуждающих обстоятельств, а по своему свободному выбору и навсегда! Чтобы освободиться от "диктатуры семьи и царствующего в ней ребенка", эти люди даже добровольно стерилизуются! Никакие уговоры врачей остановиться, образумиться не помогают. Число таких "продвинутых" стремительно растет. Уже сегодня 14 миллионов американцев навсегда отказались быть родителями! Беспристрастная статистика свидетельствует: в странах победившего феминизма рождаемость падает ниже смертности. Родилась даже формула: феминизированные страны - вымирающие страны. Американский эксперимент в области отношений человека и общества, когда эта проблема была решена на основе концепции либерализма в пользу крайнего индивидуализма, тоже привел к неожиданным результатам. Американское общество, вкусившее плоды демократии и свободы, неспособно поддерживать внешнеполитические мероприятия своего правительства, если они будут связаны с человеческими жертвами и большими затратами. Отсюда проистекает и специфика военного строительства Америки, состоящая в том, что американцы могут вести лишь ту войну, которая для них удобна. В противном случае общественное мнение страны откажется воспринимать военный конфликт с патриотических позиций. Американцы, например, очень чувствительны к людским потерям. Вот почему американская армия в основном ориентирована на быстрые «точечные удары» за пределами собственной территории и не приспособлена к долговременным позиционным конфликтам. Более того, американцы не смогут выдержать в силу своего крайнего индивидуализма боевых действий на своей собственной территории. Можно с большой долей вероятности утверждать, что в случае военного нападения на Америку вряд ли найдутся патриоты, вставшие по зову сердца на ее защиту, как это присуще русским, немцам, японцам и др. Это объясняет следующий парадокс, связанный с вьетнамской войной: "Вьетнамскую войну выиграли, если судить по стратегическим итогам, американцы. Однако хошиминовцы перебили столько янки, что американское общественное мнение просто сломалось, не пережив таких потерь. Никого уже не интересовало, что потери вьетнамцев были в десять раз больше, и они не захватили ни клочка территории". Почти 2/3 американских семей испытывают финансовые затруднения, с трудом дотягивая до получки. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного социологической службой Марист-колледжа. 62% опрошенных заявили, что они периодически с трудом сводят концы с концами, а 25% признали, что постоянно опасаются, что им не удастся вовремя оплатить все счета. "Люди оказываются по-настоящему в тяжелой ситуации, и это несмотря на небольшой уровень инфляции, низкие учетные ставки и невысокий уровень безработицы, - заявил один из организаторов опроса, Ли Мирингофф. - Мы слышим от политиков радостные сообщения о состоянии экономики, но это ничуть не примиряет нас с тем фактом, что в повседневной жизни людям приходится бороться". Чтобы оставаться на плаву, 72% респондентов вынуждены воздерживаться от крупных покупок, 54% - работать сверхурочно, 52% - тратить сбережения, а 36% опрошенных приходится ограничивать себя в покупках продовольствия и одежды. Те же, кто решает не экономить, все больше и больше влезают в долги. Пустота, утрата смысла жизни присуща многим американцам в силу влияния конформизма, вещизма, праздности в потребительском обществе, неразрывно связаны с ощущением скуки, пресыщением, нигилизмом, праздностью, а так же с фрустрацией существования. Каждая культура по-своему формирует смысл жизни, т.е. те ценности, которые культивируются в одних странах, в других могут, наоборот, приводить к смыслоутрате жизни. В Америке смысл жизни усматривается в комфорте, которого можно достигнуть благодаря деньгам. "Америка все меряет деньгами", – отмечает известный кинорежиссер и фотограф Р. Франк, "В Америке за все платят. И только в 50, 60 лет начинают задумываться – сколько же стоит сама жизнь?" Именно присущие американской цивилизации бизнеса массовый вещизм и жажда приобретения, уподобления кому-то и чему-то не только подстегивают спрос и оживляют экономику, но и не дают уйти в поиск иных ценностей, иного смысла жизни, ведут к утрате самого смысла жизни. Американец – это частичная, отчужденная личность, ориентированная на такую наивысшую в его глазах ценность, как деньги (и успех, который тоже приносит дивиденды). Ведь в американском обществе он за деньги может иметь все, что является товаром – любовь, дружбу, внимание, заботу и пр., которые по своей сути неподлинны, эрзацы. Не случайно западные исследователи (Э. Фромм, Г. Маркузе и др.) отмечают при характеристике современного американца его внутреннюю упрощенность и зачастую опустошенность. В своей известной книге "Иметь или быть" Э. Фромм показал, что Америка (и Запад) проблему "быть или иметь" решила в пользу "иметь", одновременно отождествив его с "быть". Отсюда и синтетический, обесчеловеченный характер современного американца (его еще квалифицируют как "одномерного человека"), хотя в нем не исчезли окончательно и чисто человеческие качества. Дефицит обычной человечности, теплоты в межчеловеческих отношениях повлекли за собою обычные для миллионов американцев душевную депрессию, одиночество, чувство ненужности и т.д. В современной научной литературе такое состояние внутреннего мира индивида получило название "психическая смерть" – в силу механизма обратной связи происходит самоуничтожение качеств психической жизни человека, разрушение "Я" как источника его силы. Все это находит свою компенсацию в участии американца в преступных организациях, в массовых движениях, в распространении наркомании, алкоголизма.
Оцените материал:
ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
|