«Полмиллиона евро для следователя!» – сказала судья
Автор – Олег Лурье
Как вы думаете, взятка в полмиллиона евро следователю и судье – это серьёзное преступление? Конечно, по сравнению с сотнями миллионами долларов полковника Захарченко, полмиллиона евро – сумма небольшая, и, судя по статистке, для коррумпированных судей и следователей привычная, но всё же попадающая под суровую часть 6 статьи 290 УК РФ – от восьми до пятнадцати лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
И если снова вспомнить о статистике, то весьма часто происходят волшебные случаи, когда кто-то большой и главный начинает спасать высокопоставленных взяткополучателей, старательно давя на следствие и в дальнейшем на суд с целью изменить обвинение на более лёгкое. Даже когда обвиняемые были взяты с поличным и доказательств преступления под названием «взятка» выше крыши. Вот удивительная история, о полумиллионе евро, с которым задержали теперь уже бывшего следователя и судью. Они были взяты с поличным при получении денег, но каким-то странным образом оказываются все дальше и дальше от наказания, предусмотренного законом.
Итак, жила-была некая, неведомая широкой публике, компания «Орион» (ранее ООО «Специальные технологии») специализирующаяся поставках всевозможных средств спецсвязи и прочего технического оборудования. Одним из учредителей и главбухом являлась Лариса Кузнецова, которая умудрилась украсть у компании и своих партнёров 117 миллионов рублей и, разумеется, отправилась на нары на три с половиной года, где благополучно находится до настоящего времени.
Проверяя деятельность компании, аудиторы в прошлом году обнаружили, что находящаяся на нарах гражданка Кузнецова, по их мнению, умудрилась в бытность работы в компании украсть у ООО «Специальные технологии» (ныне «Орион») ещё четыре миллиона рублей, выведя их по фиктивным договорам на счета ООО «НС информ консалтинг», принадлежащему её подельнику некоему Александру Гайдукову. Кстати, именно Гайдуков долгое время находился в Киргизии, где, скорее всего, дабы убедить местные органы в преследовании себя, любимого, этот персонаж мог организовать на себя целых два покушения. В 2016 году и в 2018 году. Оба «покушения» не нанесли Гайдукову, практически, никаких травм, и, по мнению, местных правоохранительных органов, вполне могли быть имитацией со стороны самого Гайдукова. Так что, жулики ещё те… И самое интересное то, что после «покушения» розыск Гайдукова был сразу же отменен апелляционной инстанцией суда Санкт-Петербурга. Так что, имитация, похоже, сработала.
Александр Гайдуков – второе покушение
Как и полагается, когда выяснилось о возможной причастности к очередному хищению дуэта «Кузнецова – Гайдуков», было возбуждено ещё одно уголовное дело по части 4, статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере»). История, казалось бы, совершенно банальная и привычная – украл, выпил, в тюрьму. Если бы не последующие события…
Заместитель главы потерпевшей от хищений компании Алексей Алексеев, увидев, что уголовное дело едва дышит, обратился к старшему следователю Следственного управления УМВД по Московскому району Санкт-Петербурга майору Игорю Левченко с вопросом о причинах столь явной волокиты. Но в ответ Алексеев получил информацию от посредников (чьи имена назовём чуть позже) о том, для активизации уголовного дела нужно передать следствию 300 тысяч евро, в противном случае проблемы и неприятности начнутся у самого потерпевшего Алексеева.
Перепугавшись грядущих проблем «от следствия» и опасаясь за свою жизнь, Алексеев несмотря на свой статус потерпевшего, вынужден был передать майору Левченко искомые триста тысяч евро. Однако, аппетиты следователя и посредников росли. Похоже, что эти деятели решили через некоего Виталия Данилевича и бывшую судью (!!!, Авт.) судебного участка N 25 Нагатинского района города Москвы Светлану Самгину у потерпевшего Алексея Алексеева потребовать ещё полмиллиона евро (!!!), пообещав в противном случае ещё большие проблемы, а также максимальное затягивание уголовного дела Кузнецовой – Гайдукова в связи с отсутствием в стране последнего (хотя Гайдукова «почему-то» в это же время сняли с розыска).
Представитель «Ориона» Алексеев наконец-то сообразив, что следователь Левченко, Виталий Данилевич и экс-судья Самгина, похоже, просто разводят его на гигантские деньги, обратился в службу собственной безопасности МВД РФ. И правоохранители, проведя проверку и прослушивая телефоны вымогателей, пришли к выводу о совершающемся преступлении. Надо было действовать.
И 14 декабря 2017 года в питерской гостинице «Индиго» оперативниками были задержаны сообщники при получении от Алексеева денег в сумме 500 тысяч евро. Конечно, настоящих денег было всего две тысячи евро, а остальная сумма представляла из себя «куклу», заранее подготовленную операми. Приняли их в ответственный момент получения взятки, основная часть которой причиталась следователю майору Левченко в качестве вознаграждения за то, что тот направит в суд уголовное дело, находящееся у него в производстве.
Данилевич, видимо, сразу же дал признательные показания о том же следователе Левченко, которому они должны были передать деньги, а бывшая судья Самгина заявила о своей неприкосновенности (все экс-судьи имеют неприкосновенность их задерживать возможно только по решению Квалификационной коллегии судей). В итоге, Данилевич и теперь уже бывший следователь Игорь Левченко оказались под стражей. Экс-следователю были предъявлены тяжкие обвинения по части 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере) а бывшую судью Самгину обвинили в части 5 статьи 291.1 (посредничество при получении взятки в особо крупном размере). И ту начали происходить такие чудеса, что на их фоне взятка следователя и экс-судьи в полмиллиона евро показалась детской игрушкой.
Так следователь Левченко был отправлен в СИЗО, а вот с бывшей судьёй Самгиной у оперативников и следователей СКР возникли проблемы. Её задержали на несколько часов. Позже экс-судья назовёт это провокацией со стороны сотрудников полиции и будет доказывать, что её просто «попросили приехать в Петербург и участвовать как представителя заинтересованной фирмы в переговорах с тем, кто и взял в итоге взятку. «Чтобы я просто урегулировала отношения между ним и следователем Левченко, который никак не направлял дело в суд, понимаете?! – кипятилась «разжалованная» судья в отставке. – А этот Д. [Данилевич] был… ну, мой знакомый». Самгина упирала на то, что в отношении неё около четырёх месяцев проводились не разрешённые судом оперативно-розыскные мероприятия. Что касается обстоятельств непосредственной передачи суммы в 500 000 евро следователю Левченко, то тут, по словам экс-судьи, она вообще ни при чем.
– Я ведь в стороне стояла, – сообщила Самгина на заседании Квалификационной комиссии судей. – На всех видеокамерах видно, что я постоянно шарахалась от этого пакета с деньгами! Не брала я его в руки! И кому деньги предназначались, не знаю. Но никто меня не слышит!
Тем не менее её услышали. Следователь, возбудивший дело, получил согласие на привлечение судьи по 291 статье УК (получение взятки в особо крупном размере) на основании ходатайства, подписанного самим Бастрыкиным, который после изучения процессуальных документов пришёл к выводу о наличии в действиях Самгиной именно 291 статьи. Квалификационная комиссия судей (ККС) Мосгорсуда, изучив представленные документы тоже пришла к такому выводу. Левченко был отстранён от работы и, как уже было сказано, помещён в СИЗО.
Вот лишь некоторые из зафиксированных переговоров дамы, голос которой очень похож на голос неприкосновенной экс-судьи Самгиной, которая якобы не при чем, с потерпевшим Алексеем Алексеевым:
Дама: Он вчера подтвердил мне, что встречался с Игорем (вероятно, следователь Игорь Левченко. Авт.) и его руководителем. Говорит, я вчера с ними встречался. Слова от них: по последнему результату включительно и суд, и выход из следствия ещё пятьсот (тысяч. Авт.) евро
Алексеев: Ещё пятьсот евро?
Дама: Это окончательно. Больше просить не будут… Да, и он готов… И я говорю: ты готов? На следующей неделе приедем. И он говорит: да мы готовы вчетвером сесть за стол. Это обсуждать. Сядем за стол и тогда будем говорить. Там у них, как он мне сказал, двести идут в одном направлении, триста идут уже в суд.
Алексеев: Я понял… Хорошо, Светлана Михайловна, я…
Дама: так что звоните на следующей неделе, будем думать.
Высшая квалификационная коллегия судей
Так 18 сентября 2018 года вышестоящая квалификационная коллегия судей совершенно неожиданно отменила решение коллегии Мосгорсуда, санкционировавшей привлечение Самгиной к уголовной ответственности за посредничество в даче крупной взятки. Как? А просто так – взяла и отменила. Теперь бывшую судью привлечь к уголовной ответственности нельзя. Причём, самое удивительное было то, что главный аргумент Самгиной, который весьма сильно подействовал на судей, заключался примерно в следующем:
– Да, я нарушила закон, познакомила людей, – заламывали руки в коллегии Самгина, – На записи видно, как этот человек с деньгами в чёрном пакете шёл прямо на меня, а я отстранялась… Так что же, с любым судьёй можно так вот все делать, что хочешь? Поверила человеку… Поехала в этот Питер… Но они-то все виноваты больше меня! Делайте всё, что хотите с судьёй! Поверьте, все это завтра же будет у всех на устах и с судьями можно будет творить все!
И представьте себе, судьи настолько прониклись к бывшей судье Самгиной, чьё участие в получении взятки следователем было очевидно, что отменили согласие на привлечение её к уголовной ответственности по статье «Посредничество в получении взятки в особо крупном размере». То есть, про слова Дамы на записи объявлявшей потерпевшему, что «надо 500 тысяч евро… двести пойдут в одном направлении, а 300 – в суд», теперь решили забыть?
И тут ещё, по странному совпадению, подсуетились и следователи, ведущие дело по взятке, – вдруг обвинение в адрес Самгиной по-видимому собираются переквалифицировать с посредничества в получении взятки в особо крупном размере» на весьма скромную «попытку мошенничества». Соответственно, и размеры наказания на порядок уменьшаются. Только вот не очень понятно, как возможна такая переквалификация – составы преступлений совершенно разные. В итоге Светлана Самгина отпущена на свободу до получения нового согласия коллегии судей на привлечение её к уголовной ответственности. Теперь уже по более лёгкой статье.
И это ещё не всё. Тот самый бывший следователь МВД Игорь Левченко, которому и предназначались невероятные суммы, после нескольких месяцев в СИЗО, вдруг по воле гуманного следствия оказался… под домашним арестом. А особо тяжкое преступление «Взятку в особо крупном размере» почему-то очень быстро переквалифицировали на лёгкую 1-ю часть статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», предусматривающую наказание до четырёх лет лишения свободы. Неплохо, правда же – с пятнадцати лет за взятку следствие вдруг съехало на скромные четыре года.
Александр Гайдуков
И, как и было сказано, выше, в качестве очередной преференции всем участникам, розыск Александра Гайдукова был не менее загадочно отменен апелляционной инстанцией суда Санкт-Петербурга. То есть судебная власть, по сути, запретил розыск мошенника? Соответственно, товарища уже никто не ищет.
А само дело по обвинению в очередном эпизоде крупного мошенничества Ларисы Кузнецовой, отбывающей наказание по предыдущему дело о мошенничестве, также «вдруг» уехало из Московского районного суда Санкт-Петербурга в Смольненский районный суд. Почему? Наверное, там есть возможность «решать вопросы» для скорейшего освобождения гражданки Кузнецовой, чьи миллионы долларов, вероятно, сумели даже вывести из-под дела о взятках бывших следователя и судью? А как иначе объяснить все вышеописанные чудеса?
Получается, что: граждане следователи и судьи, если у вас есть непреодолимое желание взять взятку в размере полумиллиона евро и при этом имеется возможность «решать вопросы», то берите, не стесняйтесь? В крайнем случае, отделаетесь лёгким испугом…
Пятая колонна – почему она сегодня так сильна в России?