Зулейхе поднимают веки — об одной русофобской пустышке
Мы хотим предостеречь наших читателей: если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот – то есть, от романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И от сериала тоже, который сейчас появился на Ютубе и идёт по телевидению. Слышите, не рискуйте! Мы побывали на этих болотах за вас и рапортуем об увиденном.
Во время карантина и самоизоляции долг каждого культурного человека – использовать появившееся свободное время с толком, то есть – пополнять запас прочитанных книг, просмотренных фильмов, прослушанной музыки. Конечно же, надо уточнить – ХОРОШИХ книг, фильмов и музыки. А как быть с плохими? Или нет, не так – как быть с тем, что почему-то громогласно объявляется хорошим, а по сути – лютый, чудовищный ужас?! Ужас, украшенный воткнутыми листочками лаврушкой (не лаврами!) – премиями, хвалебными рецензиями, восторженными отзывами – хоть и становится на глаз приятнее, но на вкус, увы, не меняется.
Так вот, мы хотим предостеречь наших читателей: если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот – то есть, от романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И от сериала тоже, который сейчас появился на Ютубе и идёт по телевидению. Слышите, не рискуйте! Мы побывали на этих болотах за вас и рапортуем об увиденном.
Роман переведён на 18 языков! Получил премии «Большая книга», «Книга года», «Ясная поляна» (какое надругательство над Львом Николаевичем!). Театрализован и оэкранен, и таки снова премирован как «Лучший спектакль». Чтение романа исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой исторгает у слушателей спазмы рыданий – «Чтение растянулось на 40 минут. За это время Хаматова успела прочитать по ролям и за автора, и за Юсуфа, и за Зулейху, и за Игнатова, и за Кузнеца. И ей действительно удалось то, что было задумано. С первых же минут, невзирая на яркое солнце, актриса перенастроила публику, которая только что громко хохотала, слушая предыдущие рассказы. В зале наступила звенящая тишина, и такая атмосфера держалась до конца монолога. Хаматова читала отрывки про материнскую любовь и самоотверженность настолько пронзительно, что у многих женщин невольно текли слезы, а некоторые просто рыдали».
Казалось бы, что может пойти не так?
Всё. Всё может пойти не так. Вообще всё!
Начнём со стиля, потом перейдём к сюжету, бегло пробежим по характерам и, наконец, обсудим идею. Слабонервных просьба крепко заварить пустырник!
Итак, каков стиль произведения, можно понять из таких шедевральных фрагментов: «Дневной свет ударяет в лицо как лопата», «Зулейха стоит перед огромной, во всю стену, картой, по которой распласталось гигантское алое пятно, похожее на беременного слизня, – Советский Союз» или, например, «пышная зелёная грудь левого берега круто вспучивалась». Знаете, если бы Гузель Яхина вышла на рэп-батл со Славой КПСС, размазавшим Оксимирона за его корявые обороты «худой отпечаток плеча» и «гандбольный мировой рекорд», она была бы стёрта в порошок, испепелена глаголом, дезинтегрирована! А критики — ничё, хвалят. Вот Павел Басинский считает, что «Манера Гузель Яхиной жесткая. Короткие фразы, минимум деталей, ничего лишнего». Ну вспучивается грудь, а чё такова?! Ничего лишнего!
Если коротко – стиль колеблется от шаблонно-плохого до ужасного.
Самое печальное, что сама автор не понимает, НАСКОЛЬКО плохо она пишет и тупо не видит, что её трагические сцены на самом деле способны вызвать непроизвольный смех: «Не вставая с колен, Муртаза кидается к Зулейхе. Та в страхе отшатывается. Алла сакласын… Могучим плечом Муртаза сдвигает сундуки – легко, словно картонные. Ногтями сковыривает постанывающую половицу. По локоть погружает руку в дышащую влажным холодом черную дыру – достает плоский железный ящик. Тускло звякает прихваченная морозом крышка. Муртаза торопливо всовывает в рот длинную загогулину конской колбасы, остервенело жует.
– Не отдам, – мычит с набитым ртом. – В этот раз – ничего не отдам. Я сильный».
Такое впечатление, что это писал скатившийся в деменцию Владимир Сорокин, а дальше будут типичные для него поедание фекалий, свальный грех и прочие блевотные кунштюки!
Сюжет… Ох, сюжет. Вот здесь мы переходим к чему-то более важному, что просто стилистическое дурновкусие.
Дело в том, что какого-либо оригинального сюжета у романа нет! Есть лоскутное одеяло донельзя шаблонных сюжетных «кубиков-лего», которые просто и незатейливо сцепляются друг с другом готовыми выступами. Вот Зулейха – задавленная консервативным патриархатом женщина (привет десяткам и сотнями романов околофеминистической направленности!). Её гнобят, иногда бьют, всячески виктимблеймят и газлайтят. Вот коллективизация – и непременные отщепенцы, выбившиеся в начальство. Вот чекист Игнатов – донельзя уплощённый Давыдов из «Поднятой целины». Вот питерские интеллигенты, которые вздыхают об утраченном Париже. Вот уголовник Горелов, в духе рассказов Шаламова ставший командиром над прочими ссыльными. Вот начальник Игнатова, «раскрывающий заговор» среди ссыльных ради очередной звёздочки на погонах. Вот сцены охоты в тайге – как из Джека Лондона, с «последним патроном» и всем полагающимся. Кубики, кубики, кубики… Из Солженицына, Войновича, современного феминизма, «Дерсу Узала» (переделанного в жуткую пошлятину «туземного колорита» — «На реку смотреть надо, – ответил трескучим, как костер, голоском, не глядя на путанку снастей и крючков на полу, – слушать, говорить с ней. Потом – ждать. Даст – будет рыба. Не даст – не будет»), из самых заскорузлых мифов о «жирующем Жданове» («И тушенка, и сгущенное молоко, и сливочное масло – холодильник комендантского вагона был забит провизией. Все эти богатства предназначались для персонала: конвойного состава, двух кочегаров, машиниста. Ну и самого коменданта, конечно»). Господи, да из всего антисоветского, что было написано за последние сто лет! Вишенка на торте – стрельба в чаду кутежа двух пьяных чекистов по ссыльным, на этом мест окончательно «стало совестливо и рукопожатно». Однако не забыты даже такие мелочи, как обязательная «особость» Юсуфа, сына Зулейхи, в виде припадков в детстве – отдана дань даже моде на инвалидов.
А вот как герои говорят! Ведь давно известно, что речь персонажей – важнейшая характеристика качества романа!
« – Давай, – наконец соглашается Кузнец, поднимая стакан и глядя в упор на бледного Сумлинского, – за будущий колхоз. За то, чтобы расцвел он пышным социалистическим цветом – и как можно скорей».
Вот так прям живые люди и говорят – про пышный социалистический цвет, да. Особенно когда выпьют! Если серьёзно, то это ужас.
Ещё один ужас – «возгонка листажа», бессовестная и беспощадная. Целые страницы вообще не несут никакой смысловой нагрузки, представляя собой просто нагромождение тут же забываемых фраз: «Поэтому запоминал все приметы, шептал себе под нос, словно нитку разматывал – и теперь, на обратном пути, закручивал ее обратно в тугой клубок: с утеса спускаться по каменистой тропке меж валунов, то розоватых, то бело-зеленых от мягкого кудрявого мха, – до светлой, будто облысевшей прогалины; дальше – через редкий сосняк, шагающий по огромным и плоским, крытым редкой травой камням, – к пологому спуску; через рыжие свечи сосен и черные щетки елей – вниз, долго вниз, до небольшой круглой поляны, на которой раскорячилась некогда огромная, а теперь выжженная молнией береза; от нее – вдоль холодного и звонкого ручья – спускаться дальше, к Ангаре; у большого, как спящий медведь, валуна – перебраться через ручей и углубиться в лес».
Вот зачем читатель все эти пустые строки должен укладывать себе в память?! Это тест на Дашу-путешественницу? Никак больше эти места и приметы в дальнейшем тексте не сыграют и нигде не появятся. Зато так получаются почти 600 страниц текста, который превращается теперь в солидный, толстый и недешёвый том.
Дадим слово автору, самой Яхиной. Что она хотела написать, что задумывала?
«Это роман об освобождении женщины, об обретении личности. Он так и задумывался в первую очередь — как роман о женщине. Не о татарке в тридцатые годы в деревне, а именно роман о женщине, которая перемещается из прошлого в настоящее. Из архаичного мира переходит в мир современный. Ее путешествие — и географическое, и ментальное. Сначала она — полуребенок-полуженщина. А в конце уже настоящая личность».
Не хочется никого разочаровывать, хотя куда уж дальше, но никакой реальной эволюции героини НЕ ПРОИСХОДИТ! Да Киса Воробьянинов к концу «12 стульев» больше трансформировался, чем Зулейха! «Настоящая личность» в конце романа всё так же забита, зависима и несамостоятельна, как и в начале.
Так в чём же, в конце концов, тайна «Зулейхи», которая так и не открыла глаз, но сумела настолько прославиться? А очень просто: это – роман-пароль, роман-«шиболет», роман-тест на корпоративную спайку и мировоззрение. Если ты считаешь карту СССР – беременным слизнем, а красноармейцев – «красноордынцами», то тебя не смутят никакие «вспучивающиеся груди» и сотни страниц заведомой белиберды! Напротив, в тебе заговорит оруэловский «самостоп» и перед глазами сама собой возникнет нужная призма, через которую эту графомания превратится в шекспировскую трагедию, написанную бунинским языком. Как выяснилось, нужная призма нашлась у очень большого количества людей. Некоторые, как мы помним, даже рыдали. Вот она, волшебная сила… нет, не искусства, а промытых десятилетиями пропаганды мозгов.
Но мы, к счастью, ничем не обязаны этой пропаганде и можем называть вещи своими именами. Имена же тут все сплошь нецензурные. Поберегите себя и своё время, а заодно – уважайте наш труд: мы нырнули в канализацию, чтобы вы не лезли туда самостоятельно.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.
А мне фильм понравился. И ничего русофобского я в нем не увидел. Время тогда было такое, что коллективизация была необходимым инструментом для выживания страны. А перехлесты в выполнении задания всегда случаются, даже в наше время. Те минусы, о которых пишет автор статьи, это мелочи. Они общего впечатления от картины не меняют. По крупному же автор ничего так и не привел.
я фильм смотреть не буду - не люблю переживательные. Мое мнение - зря они выбрали персонаж забитой деревенской татарки. ну с кубани или с украины куда бы ни шло.
Татарки с башкирками, мордовками да чувашками значит в сие время монистами трясли...? А их дети с голоду не пухли... https://chronograph.livejournal.com/255794.html Потом еще была одна волна в начале тридцатых. Почти один в один.
Это просто фильм. И видение автора на проблему. Если вот тож создам свое видение на современные проблемы в худиздате, то меня точно по головке не погладят ни здесь ни там и объявят врагом мирового сообщества.
...Не любит она переживательные...Может вам познавательное надобно? Страус тож не любит в таку позу вставать, втыкнув голову в местный песок...Кто интересно запустил про страуса ложь? Он свирепей чем лев, в случае опасности.
А хотите, я вам расскажу, что у нас в стране происходит? На конкретном примере. Весьма показательном.
А кино у нас снимают. Сериал. Исторический. О нашем с вами прошлом, о нашей стране! Эти фотографии я честно натырил в сети. Это Казань. Центр города. Знаменитый Казанский Университет – один из старейших университетов России. Весьма узнаваемое место. Это я неказанцам объясняю. Здесь обязательно нужно объяснить, что происходит.
Нет, у нас в Казани не грязно! Улица возле университета нормальная, асфальтированная и чистая. Всю эту грязь привезли сюда и раскидали специально для съемок фильма. Называется «Зулейха открывает глаза». По одноименному роману Гузель Яхиной. Режиссер Егор Анашкин. В ролях: Чуплан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Александр Баширов...
Я не читал романа – надеюсь, книга замечательная. Какие сцены снимаются здесь возле университета, также не знаю. Почему люди в одежде времен Революции и гражданской войны соседствуют с автомобилями конца 30-х и времен Великой Отечественной, мне непонятно. Надеюсь, режиссер и всевозможные консультанты-специалисты это как-то утрясут. И сериал тоже получится замечательный!
ВАЖНО ДРУГОЕ:
Вот этой грязи тут не было. В те самые времена – не было! Еще в XIX веке улица имела мощение. Здесь было чисто. И во время Революции было чисто. И трамвай по улице бегал. И в 30-е годы, и в военное время – было чисто. И когда Гагарин полетел – было чисто. И позже. Но вот наступил XXI век – век высоких технологий! И сюда привезли грязь. И размазали по улице, и сами перемазались. Специально, чтобы снимать исторический сериал-эпопею, правду жизни. Про свое прошлое, где грязи не было. Понимаете? Не было вот тут грязи! А в фильме – будет. Не было, но будет, понимаете? Конечно, после съемок все это уберут и вновь наведут чистоту. Но фильм-то останется. В фильме - кто уберет? Люди станут смотреть, сочувствовать героям, вздыхать, делиться впечатлениями. Вот она какая, Правда жизни! Грязь там, где ее не было.
Скажете, фильм не про грязь – фильм о людях, о судьбах? Но, извините, если они врут уже в малом, в декорациях – то что же они сделают с теми людьми, с теми судьбами?! Зачем они делают это? Тогда не было грязи. Теперь будет.
Скажете, это собирательный образ, были и другие улицы кроме этой, и где-то действительно грязь была… А что значит, «собирательный»? Почему нужно собирать там, где грязь, а не там, где чисто? Почему не наоборот? Кто-нибудь пробовал наоборот?
Скажете, художник так видит? Да в том-то и беда, что он ТАК видит! И никак иначе. Ни уважаемая писательница Гузель Яхина, ни уважаемый режиссер Егор Анашкин, ни исторические консультанты не жили в том времени. Но почему-то видят жизнь именно ТАК. Им так нравится. И людям, которые будут смотреть фильм – тоже наверняка понравится. Вот именно так, с грязью, жизненно так… В этом наша беда! Грязи не было – а у нас появилась.
Товарищи артисты! Режиссеры, художники, писатели, поэты, музыканты! Господа люди, хорошие и замечательные! Вы же люди! Зачем вы это делаете? Вспомните советские фильмы. Вспомните свои впечатления. Они, тогдашние – умели! Несли чистоту, туда где ее нет. Делали жизнь лучше. Это в СССР, который теперь почему-то ругают. А мы теперь – что делаем? Настоящая наша история, правда жизни – вот здесь, прямо под нашими ногами! Вот на этом самом месте, где теперь снимается исторический сериал – грязи не было. Ее принесли сюда МЫ, нынешние. И вымазали ею свое прошлое. И сами вымазались. Потому что нам так нравится.
Что происходит в России? А вот это самое и происходит.
Мощенки от царя Гороха, уже существовали. Это - правда. Никогда не было сей грязи что поставили на фильме не только в губернском городе. Это - факт. Весь вопрос - зачем?
Для молодёжи, вестимо. Десоветизация у нас раньше чем на Украине случилась. Дзержинский пал первый. До Хабаровска докатилось через десять лет > https://u.to/vFYkGA Дык ссыкотно им, "правопреемникам СССР". На днях смотрел "Место встречи", так там депутат от единорогов на всю ивановскую свой мандраж выказала. Того гляди в окно сиганёт - большевики идут.))) Глянь на 48-ой мин. > https://www.youtube.com/watch?v....index=4
Дороги только в 50-60х начали строится. Помню в моем городе, долго сохранялись мощенки из камня белого. До сих пор кой где на старых улицах есмь. Едешь как по стиральной доске..Ах да...не многие могут представить даже эту доску. Я мечтал на восьмое жене подарить сей сувенир...нигде не нашел.
Ладо. Найду без пересылок. Лентой повяжу, чтоб бабы знали что было до того трения та прорубного полоскания как автоматы стирають. Сам, помню, как сани с бельем на реку таскал.
Михалы4 , все что ты выложил есмь пусть горькая но правда. Только не стоит думать что ее большинство услышит. Такие вещи в современных СМИ не распространяются. Знаешь, почему? ...Народ не увидел за двадцать лет ни одного Настоящего коммуниста и даже подобия оного, кто б защитил реально его интересы. Усек?
А ты помнишь, в застойные кого в простонародье "обзывали" "коммунистами"?... Слишком "правильных" и "принципиальных" людей... тех, кому "всегда больше всех надо" не для себя, а для общего дела... даже беспартийных - "коммунистами"... Ну вот же у тебя совесть есть, правду видишь и осознаёшь. Ты вот сейчас своими словами уже реально защищаааешь... глянь на себя коммунист...
До коммуниста мне далеко. Почти капитализд. Могу отказать в неприемлемых мне вещах, вплоть до вооруженного скандала. Единственно, верно что верно, совесть никуда деть не могу. Запихал бы куда нидь, иль утопил бы, если б она была материальна как Му-му. Увы - не могу при всем желании. Тварь, наверно, редкостная. Иль не один такой?