В ночь на 16 (26) ноября 1671 года состоялся АРЕСТ СПОДВИЖНИЦЫ ПРОТОПОПА АВВАКУМА ФЕОДОСИИ ПРОКОФЬЕВНЫ МОРОЗОВОЙ. 430 лет историческому событию, которое изобразил на знаменитой картине "Боярыня Морозова" художник Василий Суриков.
Знаменитая
картина Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем со школьных времен. В
своем полотне художник был точен, изобразив реальное событие,
произошедшее 17 или 18 ноября 1671 года, когда по приказу царя
подвижницу «старой» веры отправили из её московского дома в заточение.
Показанная на 15-й передвижной выставке, картина Сурикова стала значимой
вехой в художественной жизни страны.
О знаменитом полотне
имеется много отзывов современников. Вот что сказал о нем Всеволод
Гаршин: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту
замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в
том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии
представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его
картине».
В картине художник сознательно допустил одну
неточность. На боярыне нет металлического ошейника, от которого цепь шла
к «стулу» – большому обрубку дерева, лежавшего в ногах Морозовой.
Видимо, художник решил, что «стул», ничего не добавив к образу
Морозовой, только «утяжелит» картину.
Работая над картиной,
художник изучил массу исторических материалов, буквально выучил наизусть
«Повесть о боярыне Морозовой», написанную в XVII веке по следам
событий, неоднократно беседовал с московскими старообрядцами. Выбор темы
картины не случаен. Боярыня Морозова была одним из самых известных
деятелей церковного раскола, наряду с протопопом Аввакумом,
старообрядческая церковь причислила её к лику святых. Стойкость боярыни в
отстаивании своих идеалов была поразительна, а живописец всегда
стремился изображать на своих полотнах людей, сильных духом, идущих
наперекор судьбе.
Судьба Феодосии Прокопьевны Морозовой
удивительна. Она родилась в семье царского окольничего Прокопия
Соковнина, состоявшего в близком родстве с Милославскими. По традиции
того времени Феодосия рано была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича
Морозова, бывшего дядькой царевича, а затем ставшего близким
свойственником царя Алексея. Род Морозовых был знатен и чрезвычайно
богат, а главное, в тот период он был постоянно «при царях».
Феодосия
рано осталась вдовой. После смерти мужа и его брата Бориса, женатого на
сестре царицы, богатство рода Морозовых перешло к её малолетнему сыну
Ивану, а фактически, к ней. Морозова входила в ближнее окружение царицы
Марии Ильиничны, как родственница и верховная дворцовая боярыня.
Казалось
бы, живи и радуйся: близость ко двору, почести, богатство, сын
подрастает. А если закручинишься от вдовьей доли, выйди замуж – желающих
в мужья найдется немало, а то, заведи себе молодого полюбовника. Но
Морозова отличалась фанатичной религиозностью и не только хранила
верность умершему мужу, но и истязала себя постами, молитвами, ношением
власяницы, чтобы «смирить плоть». Именно на почве религиозности и возник
у неё разлад с царем Алексеем Михайловичем, поддержавшим церковную
реформу патриарха Никона, существенно изменившую богослужебную традицию
русского православия. Религиозные нововведения встретили широкое
сопротивление в обществе, где основным выразителем взглядов приверженцев
«старой» веры стал протопоп Аввакум, подвергнутый за это церковному
суду и отправленный в монастырскую тюрьму. Его рьяной последовательницей
и стала боярыня Морозова.
Дом боярыни в Москве был одним из
центров раскольничества, оплотом старообрядцев. У неё какое-то время жил
Аввакум, на короткое время возвращенный царем в столицу из заключения в
надежде на примирение протопопа с церковными нововведениями. Но Аввакум
не смирился и снова был отправлен в один из дальних монастырей.
Морозова установила с ним тайную переписку, о которой соглядатаи не
преминули известить царя.
Благодаря высокому положению и
заступничеству царицы, Морозова долго избегала открытого проявления
монаршего гнева. Царь ограничивался увещеваниями, демонстративными
опалами на её родственников и временным изъятием морозовских поместий.
После смерти царицы и тайного пострижения Морозовой в декабре 1670 года в
монахини под именем Феодоры, ситуация изменилась. Окончательно
переполнил «чашу терпения» Алексея Михайловича отказ боярыни
присутствовать на его свадьбе с Натальей Нарышкиной.
Но и в
этот раз царь проявил терпение, послав к ней боярина Троекурова и князя
Урусова, мужа сестры Морозовой Евдокии, тоже державшейся «старой» веры, с
уговорами отказаться от ереси и принять церковную реформу. Все посланцы
царя получали от боярыни решительный отказ.
14 ноября 1671
года царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры. В её дом
прибыл архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос
Морозовой и её сестры, после которого они были закованы в «железы». В
течение нескольких дней сестры оставались под домашним арестом. Затем
Морозова была перевезена в Чудов монастырь. Этот момент изобразил на
своей картине Суриков.
После допросов боярыню, не желавшую
раскаиваться, перевезли на московское подворье Псково-Печерского
монастыря. Кроме ареста Морозову ждал еще один удар судьбы. Скончался
(возможно, не без сторонней помощи) её сын Иван. Имущество боярыни было
конфисковано, а её братья отправлены в ссылку. За арестованных сестер
заступился патриарх Питирим, писавший царю: «Я советую тебе боярыню ту
Морозову вдовицу, кабы ты изволил опять дом ей отдать и на потребу ей
дворов бы сотницу крестьян дал; а княгиню тоже бы князю отдал, так бы
дело то приличнее было. Женское их дело; что они много смыслят!». Но
царь, заявив, что Морозова «много наделала мне трудов и неудобств
показала», отказался её освободить и поручил патриарху самому проводить
следствие.
Увещевания патриарха не дали результата, сестер
подвергли пытками на дыбе. Затем собирались сжечь на костре, но против
этого выступили сестра царя Ирина и родовитое боярство, не желавшее
создавать прецедент позорной казнью представителей российской
аристократии. Костер позднее все же запылал - сожгли продолжавших
исповедовать «старую» веру слуг мятежных сестер, а их самих отправили в
Пафнутьево-Боровский монастырь, где содержали в земляной тюрьме.
В
монастыре сестер морили голодом. Первой 11 сентября 1675 года умерла
Евдокия Урусова. Феодосия Морозова скончалась 1 ноября 1675 года,
попросив перед смертью тюремщика постирать в реке её полуистлевшую
нательную рубаху, чтобы по православной традиции принять смерть в чистом
белье. Как и сестру, её похоронили без гроба, завернув в рогожу.
Так
закончился земной путь княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой и инокини
Феодоры (в миру Феодосии Прокопьевны Морозовой), принявших смерть, но не
поступившихся своими убеждениями. Позднее в Боровске на месте
предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других погибших в
монастыре последовательниц «старой» веры была установлена часовня.
Материалы публикуемые на "НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ" это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации по теме сайта. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения.
Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций. Администрация не несет ответственности за достоверность и содержание материалов,которые добавляются пользователями в ленту новостей.